В 2022 году 46% организаций столкнулись с той или иной формой мошенничества, огласила статистику Анастасия Струтинская, директор аналитического департамента Только в 23% случаев корпоративное мошенничество совершали собственники или топ-менеджеры, а в подавляющем большинстве — рядовые сотрудники или менеджеры среднего звена. Но ущерб от неправомерных действий руководителей намного выше. По оценкам, в 2022 году средний размер ущерба от мошенничества акционеров и топ-менеджеров составил $337 000.
Струтинская описала портрет потенциального мошенника в фирме. По ее мнению, это мужчина от 35 до 45 лет, который занимает среднюю руководящую позицию. В компании ему доверяют. У него есть опыт и компетенции, которые позволяют совершить преступление и скрыть этот факт.
Тренды корпоративного мошенничества
Выявить корпоративное мошенничество сложно, но дополнительные трудности возникают, если преступления совершают в компаниях, где есть зарубежные представительства. Это связано с тем, что разные филиалы курируют разные сотрудники, которые не взаимодействуют друг с другом. Поэтому они не всегда могут оперативно выявить мошенничество, которое совершают сотрудники из разных офисов. Сергей Гревцов, партнер , рассказал и о другой проблеме — смешанное правовое регулирование. Что разрешено в одной стране, может быть запрещено в другой.
Гревцов советует тщательно разобраться в ситуации, понять, что это не ошибка специалиста. Потом эксперт рекомендует обратиться к адвокатам. Они подскажут правильную квалификацию деяния и помогут собрать необходимые доказательства. Только после этого, по словам Гревцова, стоит обращаться к правоохранителям.
На фоне массового разорения компаний преднамеренное банкротство стало новым трендом корпоративного мошенничества. Об этом рассказал Антон Захаров, начальник управления по расследованиям НЛМК. Под таким банкротством признаются умышленные действия, когда компания специально создает или усиливает финансовые трудности, чтобы добиться несостоятельности и избежать долговых обязательств перед кредиторами и государством. Эксперт рассказал, как быть в ситуации, если складывается впечатление, что контрагент планирует преднамеренное банкротство. Захаров рекомендует прекратить предоставлять кредиты и провести ревизию авансов, инвентаризацию переданного имущества. Еще эксперт советует создать рабочую группу, чтобы отследить финансовое состояние контрагента и получить от него банковскую гарантию.
Другой способ обмана связан с закупочной деятельностью компании. Большинство выявленных ФАС картелей связаны со сговорами на торгах, рассказала Анна Смола, партнер
Вопросы, связанные с картелями, доказыванием картелей, расследованием и привлечением к ответственности, — это царство косвенных доказательств. Мы понимаем: где косвенные доказательства — там существует оценка, и эта оценка может быть субъективной.
Смола рассказала, по каким признакам антимонопольный орган выявляет картельный сговор. Как правило, ФАС анализирует совокупность косвенных доказательств, например изучает данные площадок, IP-адреса, дату и время подачи заявок и сами файлы заявок.
Анастасия Андрецова, адвокат , говорит, что сейчас очень часто в корпоративных конфликтах стали использовать силовые структуры. Речь о ситуациях, когда недобросовестные коммерсанты привлекают правоохранителей.
Достаточно написать заявление о возбуждении уголовного дела, приложить некоторые документы, чтобы все внешне выглядело так, будто сотрудники компании-конкурента совершили какое-то преступление. Возможно, никакого преступления на самом деле не было, и все это какие-то надуманные основания.
Но конкуренты добиваются своих целей. Так, они могут обращаться к силовикам, чтобы усложнить для компании участие в судебных процессах. Андрецова объяснила: при обыске могут изъять разную документацию. Возможно, оригиналы эти документов были нужны для проведения экспертизы. А конфискация техники и серверов в офисе может привести к приостановке деятельности организации. Кроме того, внимание силовиков — это и риск для репутации юрлица.
Найти похищенное
Как быть компании, если она столкнулась с корпоративным мошенничеством, а ее активы похитили и вывели за рубеж, объяснил Давид Арзиани, адвокат практики сопровождения международных споров По словам эксперта, сначала нужно понять целесообразность розыска и возврата такого имущества. Важно определить, в какой именно стране находится актив. Например, если это Франция, то вернуть актив будет недорого, но долго, говорит эксперт. Важно учитывать и инструменты, которые может использовать сторона. Так, во Франции сейчас отказывают в запросах из России в наложении ареста на активы.
Арзиани рассказал и о том, как найти активы. По его словам, пользоваться можно и открытыми источниками, в том числе социальными сетями. Эксперт отметил, что сами потенциальные мошенники часто закрывают свои странички в интернете. Но их родственники или друзья могут публиковать важную информацию. Эксперт рассказал, как с помощью фотографий ребенка и геометки, поставленной друзьями, удалось определить точное месторасположение дома. О том, законно ли сейчас использовать запрещенные соцсети в качестве доказательств, порассуждал Илья Кузьмин, старший юрист судебно-арбитражной практики Эксперт напомнил о письме Федеральной нотариальной палаты от 17.07.2022 № 4702/03-16-3. В документе сказано, что «принятые судом меры защиты не ограничивают нотариуса в совершении нотариального действия по обеспечению доказательств в виде осмотра информации, содержащейся в социальных сетях Facebook* и Instagram* компании Meta Platforms Inc.*, с использованием VPN-сервиса». То есть можно провести нотариальный осмотр странички в социальных сетях и использовать это как доказательство.
Для поиска информации об активах и бенефициарах компаний еще можно использовать зарубежные реестры. О том, как изменилась доступность таких источников, рассказала Ксения Суркова, партнер Суркова говорит, что в последнее время есть два противоположных тренда в доступности информации. Некоторые страны ограничивают доступ к таким сведениям. Так, часть европейских стран приняла решение об ограничении свободного доступа к своим реестрам, а Китай ввел существенные ограничения для зарубежных пользователей. Но есть и обратная ситуация. Например, в 2022 году некоторые традиционно закрытые страны объявили о планах создания реестров бенефициаров, в их числе Узбекистан. Правительством Великобритании 1 августа 2022 года создан Register of overseas entities, в котором зарубежные юридические лица, владеющее недвижимостью в Великобритании, обязаны раскрывать бенефициаров.
Текущая ситуация не может не влиять на то, какой доступ мы получаем к официальной информации из зарубежных стран. Но поиск активов, на мой взгляд, всегда был и есть упражнением для упорных и желающих найти. И если желание и упорство есть, то, как правило, находится путь, через который вы получите нужную информацию.
Как бороться с корпоративным мошенничеством
Как противодействовать корпоративному мошенничеству, рассказала Струтинская. По ее словам, важна конкретизация и упорядочивание бизнес-процессов.
В первую очередь, необходимо описать и регламентировать такие процессы, как бюджетирование, регламент платежей, регламент согласования договоров. Нормировать расходы на списание сырья и материалов.
Чтобы противодействовать корпоративному мошенничеству, важно выстроить систему контроля — как внутреннюю, так и внешнюю. Первая основана на двойном контроле и разделении полномочий, вторая — это независимые проверки коллектива.
Нужно проверять сотрудников не только при трудоустройстве, но и во время работы. Об этом рассказал Владимир Мацаль, директор по безопасности и административному обеспечению в России и Евразии группы компаний STADA. Он поделился, что в компании они раз в год организуют проверку всех сотрудников. Анализируют, есть ли у специалистов свои фирмы и как это отражается на их работе. Мацаль отметил: еще они сверяют, говорил ли сотрудник о бизнесе при трудоустройстве.
Еще Мацаль считает важным следить, какие доступы к системам получают сотрудники. В группе компаний под каждый проект есть «узкий коридор доступа», поделился эксперт. Для предотвращения корпоративных преступлений важно обнулять доступ для уволенных сотрудников.
Через недобросовестных сотрудников компании может произойти утечка конфиденциальной информации. Артем Евсеев, ведущий юрист практики интеллектуальной собственности и персональных данных , поделился, как минимизировать такие риски. C работником можно заключить NDA (соглашение о неразглашении). Такой документ определяет порядок получения, предоставления, хранения, распространения и уничтожения данных по проекту; доступ сотрудников к конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение.
- Четкий перечень информации, которая имеет коммерческую ценность.
- Порядок передачи и приема конфиденциальной информации.
- Обязательные правила обращения с конфиденциальной информацией.
- Ответственность сторон за разглашение конфиденциальной информации.
- Срок действия NDA.
Источник: Артем Евсеев
* Признана соцсетью, запрещенной в России. Компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ.