Практика
29 сентября 2023, 11:36

Сверхналог и приостановка международных соглашений: вызовы налогового права

Одно из самых громких нововведений этого года — налог на сверхприбыль для компаний. Закон приняли в августе, сейчас его предлагают скорректировать и распространить на нефтегазовый сектор. Компании из этой сферы сначала не отнесли к налогоплательщикам. На конференции Право.ru о налоговых спорах и политике обсудили этот и другие нюансы новеллы, а также поговорили о том, как сейчас быть российскому бизнесу, структурированному через иностранные компании. Еще эксперты рассказали о значимости налогового комплаенса и уголовных рисках.

Изменения в налоговой сфере

Одна из актуальных тем сейчас — вопрос, как быть российскому бизнесу, структурированному через иностранные компании. Об этом говорил Константин Асабин, глава налогового департамента Alfa Capital. Эксперт отметил, что среди проблем сейчас есть такие, как поиск новых контрагентов и банков, поскольку старые отказываются сотрудничать. Асабин отметил, что сейчас российскому бизнесу, структурированному через иностранные компании, сначала следует понять, «что болит» — мешает ли зарубежный холдинг и если да, то как. Затем уже стоит выбирать путь реструктуризации.

8 августа президент подписал указ № 585 о приостановлении действия отдельных положений некоторых соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Это касается договоров, которые регулируют вопросы налогообложения доходов и имущества. Соглашения приостанавливают до устранения другими странами нарушений законных экономических и иных интересов России, прав ее граждан и юрлиц, отмечается в указе. Екатерина Болдинова, партнер, руководитель налоговой практики Five Stones Consulting обратила внимание, что остались в силе положения о лицах и налогах, к которым применяются СИДН, сохранились правила определения налогового резидентства. Еще по-прежнему устранено двойное налогообложение. 

Большинство стран считают, что приостановить СИДН нельзя. Об этом высказались Германия, Швейцария, Великобритания. То есть в одной стране СИДН действуют, а в другой — нет. И что делать в такой ситуации — непонятно. Прежде всего, налогоплательщику.

Екатерина Болдинова

Еще одна новелла в налоговой сфере — налог на сверхприбыль. 4 августа президент подписал ФЗ № 416-ФЗ о введении для компаний, чья прибыль превысила 1 млрд руб. в год, налога на сверхприбыль. Закон вступит в силу 1 января 2024 года. Ставка по этому налогу составит 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 годы над аналогичным показателем за 2018–2019 годы. 

Бизнес должен уплатить налог до 28 января 2024 года. Если сделать это с 1 октября по 30 ноября, то его сумму можно снизить в два раза — до 5%. Такую скидку планируют реализовать через налоговый вычет. Алексей Станчин, старший налоговый консультант Tax compliance, отметил, что к налогоплательщикам не отнесли организации, добывавшие в 2022 году  уголь, производителей — экспортеров сжиженного природного газа (СПГ), компании, перерабатывавшие нефть и выпускавшие продукцию не менее полугода в 2022-м. При этом сейчас в Госдуме рассматривают поправки к новому закону, отметил Станчин. В частности, налог на сверхприбыль хотят распространить на нефтегазовый сектор, в том числе на организации, которые добывали в прошлом году углеводородное сырье, уголь или перерабатывали нефтяное сырье.

Об изменениях в трансфертном ценообразовании рассказала Любовь Старженецкая, руководитель практики Taxology Трансфертная цена — это цена в операциях между подразделениями единой компании или участниками единой группы компаний. С ее помощью можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу тех, кто находится в государствах с более низкими налогами. Когда ее устанавливают, это и есть трансфертное ценообразование. Старженецкая обратила внимание на приказ Минфина № 86н, который расширил перечень офшорных юрисдикций с 42 до 91. В список входят США, страны ЕС, Канада, Япония. В списке остаются и ОАЭ, хотя у России с ними дружественные отношения, заметила эксперт. 

Даже если вы взаимодействуете с независимыми контрагентами из государств в перечне, все сделки будут контролируемыми для целей трансфертного ценообразования. Это означает, что надо будет подавать уведомление о такой сделке в следующем году и что вас могут проверить и запросить документацию.

Любовь Старженецкая

О налоговых проверках и контроле говорил Александр Диянов, управляющий партнер Adwin Эксперт подчеркнул, что введенный властями мораторий на проверки не распространяется на мероприятия налоговиков. ФНС совершенствует механизмы удаленного автоматизированного контроля, отметил Диянов. Он объяснил позицию службы: они не стремятся проверять всех подряд. У них есть задача установить риски и направить силы в ту организацию или отрасль, где их выявили. Кроме того, продолжаются камеральные налоговые проверки, подчеркнул Диянов: в 2022 году служба провела 55,1 млн таких проверок.

Двойные штрафы и уголовные риски

При структурировании бизнеса и сделок основной налоговый риск — переквалификация сделок и деятельности, объяснила Галина Акчурина, партнер Kept Для малого и среднего предпринимательства (МСП) тренд практики в этой сфере — обвинения в дроблении бизнеса, заметила эксперт. Активен вопрос двойных штрафов, когда размер финансовой санкции при обвинении в дроблении бизнеса может достигать до 70% от неуплаченной суммы налога, отметила Акчурина.

Когда вы структурируете бизнес и сделки, помните, что налоговый орган смотрит на это так: а можно ли сказать, что юридическое оформление не соответствует экономическому смыслу.

Галина Акчурина

Еще один риск для бизнеса — возбуждение уголовных дел по результатам выездных налоговых проверок. Сергей Матюшенков, управляющий партнер, адвокат АБ BGMP, обратил внимание на изменение, согласно которому дела по налоговым преступлениям возбуждают только по материалам, направленным налоговыми органами. На практике дела заводят в порядке ст. 82 НК («Общие положения о налоговом контроле»), делится опытом адвокат. Там сказано, что налоговики, таможенники, следственные органы и ОВД сообщают друг другу об известных им нарушениях закона. По мнению эксперта, причина привлечения бенефициаров к уголовной ответственности — жадность. Люди не хотят нести расходы на налоговый консалтинг и информационную безопасность, объяснил Матюшенков. 

Тему уголовной ответственности в налоговой сфере продолжил Александр Ерасов, партнер налоговой практики  МЭФ Legal Среди актуальных составов преступлений эксперт назвал статьи об отмывании денег и иного имущества, в частности ст. 174 и 174.1 УК. Ерасов отметил, что уже давно есть идеи о том, чтобы применять эти составы к налогам. 

Сейчас статьи об отмывании денег пытаются применить в делах блогеров. На этот счет есть два мнения. Первое — таким образом могут «обкатать» практику и начать ее применять к остальным. Другая точка зрения заключается в том, что были попытки бегства за границу и эти статьи стали использовать, чтобы получить больше полномочий, поскольку по ним нет смягчений, как по налоговым составам.

Александр Ерасов

Предотвратить негативные налоговые последствия для бизнеса можно с помощью налогового комплаенса. Никита Филиппов, заведующий «Де-Юре», объяснил, что это система контроля и управления рисками в сфере налогового законодательства, предписаний контролирующих органов, внутренних документов предприятий. Еще его можно определить как способ минимизировать риски доначисления налогов, уточнил эксперт. Недостаточно просто проявлять осмотрительность при работе с контрагентами, подчеркнул Филиппов. Также необходимо грамотно выстраивать налоговую систему деятельности компании. Цели внедрения комплаенса в организации — создание в бизнес-сообществе нормального отношения к налогообложению, считает эксперт.

Как подготовиться к налоговой проверке и пережить ее, рассказал Даниил Захаров, руководитель налоговой практики  Cliff О том, что грозит на выездной проверке, можно узнать из ранних запросов налоговой о предоставлении документов, говорит эксперт. Не стоит игнорировать такие требования службы, рекомендует Захаров. Он отметил, что налоговая идет навстречу при продлении сроков ответа на требование представить документы. При проверке показаниям людей будут верить охотнее, чем каким-либо документам, также обратил внимание Захаров. Это основной источник информации для налоговой. О назначенной выездной проверке стоит информировать всех — контрагентов, текущих и бывших сотрудников, подчеркнул эксперт.

О не теряющей актуальности теме применения ст. 54.1 НК («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов») говорил Александр Лемчик, управляющий партнер Лемчик, Крупский и Партнеры Среди прочего эксперт обратил внимание на скрытые последствия применения налоговой реконструкции налоговым органом. Он отметил, что раскрывать реального контрагента после окончания проверки нужно осторожно, так как есть риски привлечения к уголовной ответственности. 

За свою налоговую безопасность приходится платить. А за ее отсутствие — расплачиваться.

Александр Лемчик

Еще одна вечная тема — риски по налогу на прибыль в части системы премирования сотрудников. Об этом говорил Павел Кондуков, партнер BGP Litigation Налоговая требует, чтобы выплаты были предусмотрены не только в трудовых договорах, но и в документах, которые подтверждают установление показателей эффективности труда (KPI) и достижение сотрудниками этих показателей, подчеркнул эксперт. Если премии не определили в трудовых договорах, то это будет триггером для налоговых рисков. Еще к последним относятся ситуации, когда в компании не зафиксированы четкие KPI и не определены цели премирования, рассказал Кондуков.

Проблемы субсидиарки и «санкционный» мораторий

О привлечении к субсидиарке в делах о несостоятельности, когда ФНС инициирует банкротство, рассказал Кирилл Малиношевский, руководитель практики разрешения споров Tax & Legal Management Власти стали развивать реестр субсидиарных ответчиков. По реквизитам должника можно определить, выступает ли лицо контролирующим должника (КДЛ), выносили ли против него акты о привлечении к субсидиарке, объяснил эксперт. Еще одна платформа, которую используют налоговики, — площадка реструктуризации долга. Половину сведений для привлечения к субсидиарке налоговая собирает из своих сервисов, подчеркнул Малиношевский.

Одна из основных презумпций, которую ФНС использует как кредитор, — требования налоговой составляют больше 50% реестра. Суды на практике часто забывают, что эту презумпцию можно опровергнуть и не стоит сразу привлекать КДЛ к ответственности.

Кирилл Малиношевский

Верховный суд в деле № А40-133029/2020 напомнил, что эта презумпция опровержима, привел пример Малиношевский. В этом споре к ответственности по требованию налоговой привлекли трех последовательно сменивших друг друга директоров «Дирекции единого заказчика Гагаринского района». Суды согласились с доводами, что руководители действовали последовательно и совместно реализовывали противоправную схему. Двое из них пожаловались в ВС, который в результате направил спор на новое рассмотрение в АСГМ.

О начислении неустойки по налогам за период «санкционного» моратория рассказал Сергей Иванов, налоговый консультант Tax Compliance Смягчение действовало с 1 апреля по 1 октября 2022 года. Мораторий освобождает от уплаты пеней и иных финансовых санкций. Исключение составляют текущие платежи — та задолженность, которая возникла в период действия моратория, объяснил эксперт. На практике возникает вопрос, как определять такие платежи. Чтобы понять, что к ним относится, надо ответить на вопрос: когда возникла недоимка. У судов на этот счет разные мнения, отметил Иванов: 

в момент нарушения сроков уплаты;на момент вынесения решения по проверке;момент возникновения недоимки не имеет значения, так как защитить все равно хотят всех. 

Нужно всегда обращать внимание, как именно формулировать требования о применении моратория, поскольку единой практики нет, подчеркнул эксперт.

Другие вопросы практики

Также на конференции обсудили оспаривание инвестиционной налоговой льготы. Речь шла о послаблении из закона Московской области № 151/2004-ОЗ. Михаил Китаев, начальник отдела аудита налогообложения Московского метрополитена, объяснил, что для получения льготы необходимо создать новый объект капитального строительства, а объем капитальных вложений должен составлять не менее 50 млн руб. Построить при этом надо здание либо сооружение. Если соответствовать этим требованиям, то налог на прибыль можно снизить, а от налога на имущество организаций и вовсе освободят. 

Споры по части льготы связаны с оценкой инвестиционного характера отношений в рамках купли-продажи имущества, рассказал Китаев. Налоговая может не признать покупателя инвестором в рамках купли-продажи. Следовательно, права на льготу в таком случае у него не возникает. Например, в деле № А41-64958/2019 «Фольксваген Груп Рус» в споре против налоговой, будучи покупателем, среди аргументов привел доводы о собственном риске. Он характеризует инвестиционные отношения. Вкладывая деньги, покупатель не обязательно получит прибыль, объяснил эксперт. В этом деле суд встал на сторону компании.

О пересмотре налоговым органом сроков полезного использования (СПИ) основных средств для доначисления налога на имущество организаций рассказал Александр Григорьев, партнер ФБК Legal Это период, когда использование объекта основных средств будет приносить прибыль организации. Раньше в бухгалтерской практике исходили из того, что его редко изменяют. Сейчас же компании подталкивают к тому, чтобы делать это чаще, заметил эксперт. Он объяснил, что налоговая может прийти проверить, правильно ли определили СПИ, и предложить альтернативный вариант. Риск претензий высок, когда определенный при признании объекта в бухучете СПИ не соответствует проектной или технической документации на соответствующее имущество, говорит Григорьев. Защитить свою позицию можно, проверив данные о сроке службы материалов, из которых изготовлены основные конструктивные элементы объекта, а также наличие проектной и технической документации, подтверждающей обоснованность определенного компанией СПИ.