Цифровой обман: какие права нарушают дипфейки и как за это можно наказать
Что такое дипфейк и чем он нарушает права авторов и граждан
Дипфейк — это видео, фото или аудиозапись, созданная с помощью искусственного интеллекта, где изображение или голос человека изменены так, что они выглядят и звучат как настоящие, хотя на самом деле этого человека в записи не было. Например, с помощью дипфейка можно сделать так, что кто-то скажет или сделает что-то, чего на самом деле не происходило.
Юридически понятие «дипфейк» в законодательстве пока не прописано, но внесенный в сентябре в Госдуму законопроект должен это исправить, а также добавить в кодекс уголовное наказание за его использование в противоправных целях. Создание дипфейка само по себе законно, однако оно может нарушать интеллектуальные права и личные нематериальные блага — честь, достоинство, репутацию, право на имя, изображение и частную жизнь. Преступным может также быть не сам дипфейк, а способ получения материалов для его создания, отмечает Диана Халитова, юрист Ялилов и партнеры.
Дипфейк может создавать угрозу из-за своего содержания. Например, если на видео человек совершает кражу, то есть угроза привлечения к ответственности того, чье изображение использовалось в ролике.
Например, фотографии, используемые в дипфейках, могут быть защищены авторским правом. Но доказать охрану фотографии бывает сложно, так как ее могут признать не творческим произведением, а механической фиксацией реальности, объясняет юрист практики разрешения споров Patentus Алина Емкужева.
При этом изображение человека всегда защищено, и его нельзя использовать без согласия, независимо от того, кто и как его разместил (ст. 152.1 ГК). При этом с точки зрения защиты интеллектуальных прав разница есть, предупреждает Емкужева. Так, если выложить фотографию самостоятельно, то будет нарушено и авторское право и право на образ. Но если фотографию сделали без разрешения, то за автором остается исключительное право на сделанный снимок и наказать его можно только за незаконное использование права на образ (ст. 1259 ГК).
Использование голоса в дипфейках — отдельный вопрос. Сейчас голос не считается объектом интеллектуальной собственности или нематериальным благом, но он может быть частью биометрических данных, и его передача без согласия запрещена, поясняет Исаева. Известны и случаи, когда регистрировали звуковой товарный знак ( № 389027). В таком случае защита самого голоса будет частичной: как один из элементов патента и при индивидуализации товаров и услуг. Не так давно в Госдуму внесли законопроект, который защитит голос от использования ИИ.
Защита голоса пока находится на стадии теоретических рассуждений, но вскоре приобретет актуальность из-за развития дипфейков.
Но пока, по мнению Озолиной в случае спора по защите голоса, суд применит нормы по аналогии с защитой изображения. В августе в Савеловский суд был подан первый и единственный спор об использовании голоса актрисы для озвучивания фильмов без ее согласия (документ № М-6609/2023), но его оставили без движения. Отдельно эксперт отмечает, что если использованный в ролике голос порочит честь, достоинство и деловую репутацию человека, то для защиты не важно, какие именно способы использовали злоумышленники.
В некоторых случаях создатель дипфейка может использовать другие материалы без разрешения и это будет законно. Например, если в ролик включили чужие фотографии и видео в оправданном объеме, чтобы раскрыть творческий замысел автора, то это не будет считаться правонарушением, говорит Исаева. То же относится и к использованию материалов для пародии или карикатуры (ст. 1274 ГК). Чтобы убедиться, что исходники можно использовать, эксперт советует учитывать правила использования сайта или соцсети (пользовательское соглашение), на которых размещены те или иные фотографии или видео. Такими условиями могут быть предусмотрены дополнительные ограничения или специальные условия скачивания и дальнейшего использования фото и видео, говорит юрист.
Как распознать дипфейк
Распознать дипфейк невооруженным глазом возможно, но это зависит от сложности программы, с помощью которой его создали. По словам Халитовой, в большинстве случаев потребуется профессиональная экспертиза для подтверждения подделки. Озолина добавляет, что техническая экспертиза поможет выявить изменения в ролике, особенно если есть исходный файл для сравнения.
У дипфейков есть неуловимые обычному человеческому глазу «отклонения» — артефакты, которые предупредят о подделке.
Пока технология дипфейков пока еще не достигла совершенства, можно самостоятельно определить, что ролик поддельный. Для этого Исаева советует обратить внимание на такие детали:
Дефекты речи — в ролике человек говорит односложными предложениями, может резко менять интонацию, а также нечетко или не до конца проговаривать слова.Неестественные движения — странная мимика губ и бровей, нетипичные, резкие движения головой, плечами или руками.Графические дефекты — рассинхронизация движения губ и самой речи, низкое качество изображения, пустой взгляд человека, различия в резкости картинки в разных ее частях, несовпадение цвета кожи на лице, шее или теле, нечеткие границы наложенного элемента.Что можно сделать, если данные использовали в дипфейке
Способ защиты, порядок подачи иска, подсудность, бремя доказывания зависят от того, какие именно права нарушены. За использование чужих результатов интеллектуальной деятельности создателю или распространителю дипфейка может грозить гражданская, административная или уголовная ответственность, отмечает Исаева. Иск может помочь возместить убытки или получить компенсацию. Если дипфейк нарушил нематериальные права (например, честь или достоинство), можно требовать компенсацию морального вреда. Во всех случаях есть возможность потребовать удаления контента и запрета его дальнейшего использования, даже если не удалось установить личность нарушителя.
Диффамационный иск может стать эффективным инструментом в борьбе с дипфейком, который порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица. Основой для этого будут служить ст. 23 Конституции и ст. 152 ГК.
Через диффамационный иск можно добиться удаления контента, выпуске опровержения, возмещения убытков и компенсации морального вреда. При этом Исаева отмечает, что для удовлетворения требований понадобиться доказать совокупность трех обстоятельств (п. 7 постановления пленума ВС № 3):
факт распространения нарушителем сведений о заявителе; порочащий характер этих сведений; несоответствие сведений действительности.Исаева рекомендует подавать заявление в полицию, если лицо или голос использовали для обмана или шантажа. Такие действия могут квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК) или вымогательство (ст. 163 УК). При этом, по словам Емкужевой, могут возникнуть сложности с доказыванием, что в ролике изображен не тот человек. Однако эксперт полагает, что в таких случаях бремя доказывания подлинности образа должно лежать на создателе дипфейка, так как доказать отрицательный факт невозможно.
Удалить дипфейк можно и без суда. Для этого Исаева советует обратиться к владельцу сайта с заявлением на основании ст. 15.7 ФЗ №149 «Об информации» и потребовать удалить ролик. В письме нужно указать свои данные, информацию о ролике и точный адрес его размещения. Также следует подтвердить права на материал и факт отсутствия согласия на его публикацию. Владелец сайта обязан удалить ролик в течение 24 часов, если не докажет законность размещения.
Также можно ограничить доступ к видео до подачи иска через суд по ст. 144.1 ГПК. Для этого подается заявление с доказательствами прав на ролик и факта его использования. Суд должен рассмотреть его в течение суток. Если решение будет положительное, можно обратиться в Роскомнадзор для блокировки доступа к видео по ст. 15.2 ФЗ №149 об ограничении доступа к информации. Тогда в течение нескольких дней доступ к нарушающей ваши права информации ограничат, говорит Исаева. При этом нужно не забыть подать иск в суд в течение 15 дней после вынесения определения.
Практика защиты авторского права на фотографии и видео очень обширная. По словам Озолиной, истцу достаточно доказать, что созданные материалы или права на них переданы по договору и что ответчик их использовал (распространял) без согласия. Если документа нет, то можно использовать и более сложные способы: депонирование или заверение доказательств у нотариуса. Это подойдет, если фотография или видео направлялись по почте или размещались на собственных электронных ресурсах автора задолго до возникновения спора.
Дипфейк как объект авторского права
В ноябре прошлого года АСГМ защитил дипфейк-видео в качестве объекта авторского права (дело № А40-200471/2023). Спор между компаниями «Рефейс Технолоджис» и «Бизнес-аналитика» разгорелся, когда последняя начала использовать принадлежащий «Рефейс Технолоджис» юмористический видеоролик, то есть аудиовизуальное произведение, в рекламных целях. По мнению «Бизнес-аналитики», на такое видео не распространяется авторское право, поскольку его создали с помощью нейросети. Моушен-дизайнер наложил на исходный материал лицо известного актера Киану Ривза. В решении суд разбирал вопрос охраны дипфейка как объекта права и пришел к выводу, что такое произведение нужно охранять. В августе это решение поддержала и кассация.
Исаева называет это дело прецедентным. Вопрос защиты авторских прав на дипфейк по большей части упирается в творческий вклад автора в его создание. По закону объект авторского права должен быть создан творческим трудом и зафиксирован в материальной форме. Но творчество свойственно человеку, а не искусственному интеллекту, который пока не признается автором в России и большинстве стран.
В этом деле же суд изучил процесс создания спорного дипфейка и установил, что основной вклад внесли люди — сценарист, актер, видеооператор и дизайнер, а искусственный интеллект был лишь инструментом. То есть идея и реализация исходили от человека, а дипфейк-технология лишь доработала ролик. Исаева считает, что это дело заложит основу для будущих решений по авторству в сфере ИИ, и развитие подходов будет зависеть от дальнейшей практики.