Практика
6 ноября 2024, 10:20

Правовые риски для сайтов: как маркировка и доменные имена могут обернуться штрафом

Владельцам сайтов необходимо следить за обработкой персональных данных и маркировкой материалов, чтобы избежать штрафов. Ошибки возможны при создании страницы, например, использование чужого доменного имени может привести к иску от правообладателя. Претензии могут поступить от владельцев фото, видео и текстов. Юристы рекомендуют регулярно проверять сайт на соответствие законодательству, особенно перед продажей бизнеса, самого сайта или заключением рекламных договоров.

Когда нужен аудит

Интернет-бизнес сегодня находится под пристальным вниманием законодателей и регуляторов. Если до начала 2010-х «интернет-право» было скорее областью юридической полемики, то сегодня в России регулирование правоотношений в Сети находится на очень высоком уровне, отмечает руководитель коммерческой практики ALUMNI PartnersАлександр Муравин. Есть и обратная сторона медали: начинающему интернет-предпринимателю непросто сориентироваться в массиве правовых норм и требований. 

Сайт — это один из способов коммуникации, и его содержание всегда квалифицируется как информация и результат интеллектуальной деятельности, рассказывает старший советник DenuoВладислав Архипов. Страница в интернете может нарушать права третьих лиц на честь, достоинство и деловую репутацию. Поэтому владелец сайта должен знать об этих рисках и проводить аудит.

Аудит сайта имеет смысл проводить перед продажей бизнеса, сайта или заключением рекламных контрактов. Если вы создатель сайта, то нужно обращать внимание на вопросы информационного законодательства уже на этапе разработки концепции.

Владислав Архипов, старший советник Denuo

По мнению старшего юриста «Городисский и Партнеры»Ильи Горячева, правовой аудит или юридическая проверка содержания сайта должны носить регулярный характер. Эксперт рекомендует оценивать на предмет соответствия требованиям законодательства любой материал еще до его размещения на сайте. При покупке бизнеса тщательная юридическая проверка сайта необходима, поскольку текущий владелец будет нести ответственность за правомерность опубликованного на странице того или иного материала.

Даже небольшой сайт без юридического аудита может обернуться для его владельца серьезными правовыми и репутационными рисками, предупреждает юрист  «Технологии, медиа и телекоммуникации»Валерия Эйстрах. Незаконное использование интеллектуальной собственности (фото или видео) грозит иском и выплатой компенсации. Нарушение регуляторных требований — штрафами, а размещение запрещенного контента — уголовной ответственностью. Многократные нарушения могут привести к блокировке сайта.

Какие законы проверять

Муравин считает, что в первую очередь владельцу необходимо правильно идентифицировать свой сайт. Нужно определить, считается ли он интернет-магазином или маркетплейсом, социальной сетью или аудиовизуальным сервисом, а может, отвечает критериям СМИ. Для каждой из таких категорий есть специальные требования. 

После того как владелец запустит функционал сайта, следует внимательно ознакомиться с требованиями законодательства. Юристы советуют изучить:

раздел VII ГК о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей»;ФЗ № 152 «О персональных данных»;ФЗ № 149 «Об информации»;ФЗ № 38 «О рекламе», ФЗ № 347 «О внесении изменений в Закон о рекламе»;ФЗ № 135 «О защите конкуренции»;ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон «Об информации» устанавливает особые требования для различных категорий сайтов, рассказывает Муравин. Например, онлайн-кинотеатры обязаны размещать возрастную маркировку, а интернет-магазины — скрывать товары для взрослых и не продавать запрещенные товары, такие как табачные изделия. Социальные сети, мессенджеры и стриминговые сервисы также подпадают под отдельное регулирование, отмечает Эйстрах.

Иностранным сайтам Архипов советует учитывать ФЗ № 236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет”», который ограничивает доступ к ресурсам и регулирует их деятельность на территории России. Он запрещает рекламу, сбор и передачу данных и требует предупреждать пользователей о незаконной деятельности. Муравин напоминает, что размещение ссылок на сайты иностранных компаний и соцсетей тоже может привести к ответственности. Не стоит забывать и о специальных требованиях, касающихся распространения информации о лицах, материалах и организациях, признанных экстремистскими на территории России (ФЗ № 114 «Об экстремистской деятельности»).

Владельцам аудиовизуальных сервисов необходимо отслеживать список экстремистских материалов, который ведет Минюст, поскольку он периодически обновляется. Распространение таких материалов уголовно наказуемо.

Александр Муравин, советник и руководитель коммерческой практики ALUMNI Partners

В рамках аудита необходимо учесть требования законодательства и к использованию технологий на сайте, отмечает советник практики защиты данных и кибербезопасности АЛРУДАнастасия Петрова. Эксперт советует обратить внимание на такие сервисы, как cookie-файлы, Google Analytics, рекомендательные технологии (профилирование), мессенджеры и чаты. Особое внимание необходимо уделить и вопросам кибербезопасности, в частности защите персональных данных, считает юрист.

Cookie-файлы на сайте — это тоже процесс обработки персональных данных, который должен быть описан в политике об обработке персональных данных. При этом для их сбора должно быть правовое основание, например согласие пользователей.

Анастасия Петрова, советник практики защиты данных и кибербезопасности АЛРУД

Поскольку Роскомнадзор регулярно мониторит обработку персональных данных на сайтах, старший юрист «Городисский и Партнеры» Станислав Румянцев советует учитывать положения закона «О персональных данных». В первую очередь надзорные органы проверят соблюдение требования о локализации данных граждан России, условия использования сервисов веб-аналитики (в том числе наличие cookie-баннера) и политику об обработке данных. Одно из распространенных нарушений в области персональных данных — направление рекламных рассылок без согласия адресатов. За это компанию могут оштрафовать. При этом в конце прошлого года суммы выплат решили увеличить. В Госдуму внесли два законопроекта об усилении ответственности за утечку персональных данных. Так, юрлицам, допустившим нарушение, может грозить штраф до 15 млн руб. Новый закон предполагает и уголовную ответственность за незаконный сбор данных и создание информационных ресурсов, которые их распространяют.

По общему правилу сайт компании не подпадает под понятие «реклама», но есть и исключения. Например, баннер на каждой странице сайта, не связанный с их содержанием, могут признать рекламой. В этом случае он должен быть промаркирован.

Илья Горячев, старший юрист «Городисский и Партнеры»

Для соблюдения законодательства в области интеллектуальной собственности владельцам сайтов нужно уделить внимание правомерности использования фотографий, товарных знаков и доменных имен. Руководитель направления интеллектуальных прав ALUMNI Partners Антон Нефедьев отмечает, что домен — это не объект интеллектуальной собственности, поэтому товарные знаки имеют приоритет. Если домен похож на зарегистрированный товарный знак, владелец сайта рискует получить иск от правообладателя о запрете использования домена и выплате компенсации. Чтобы избежать таких рисков, рекомендуется заранее регистрировать товарный знак, соответствующий доменному имени. 

При этом к ответственности за нарушение прав на товарный знак можно привлечь не только администратора домена, но и его фактического пользователя, если сведения о нем размещены на сайте. Тот, кто размещает на странице информацию о своей деятельности, контактные данные, координаты для связи, то есть определяет содержание и порядок размещения информации на данном ресурсе, — его фактический пользователь (дело № А41-72902/2023).  

Взятые из интернета фотографии для оформления сайта тоже могут стать проблемой. Нефедьев отмечает, что у всех изображений есть свои владельцы, пусть они и неизвестны на момент скачивания. В России есть компании, которые поставили иски о нарушении прав на фотографии на поток (об этом рассказали в материале «Фототролли и где они обитают: как защитить бизнес и сохранить деньги»). При этом количество исков от каждой такой компании исчисляется сотнями в год, и обычно суды удовлетворяют такие иски, рассказывает эксперт. «Одна незаконно размещенная на сайте фотография может обойтись весьма дорого, вплоть до нескольких сотен тысяч рублей, в то время как в официальных фотобанках цена фотографии — несколько сотен рублей», — предупреждает эксперт. 

Главное — регулярность

Юристы едины во мнении, что необходимо постоянно отслеживать все изменения в законодательстве, поскольку каждое из них может повлиять на работу сайта. Информацию могут признать запрещенной и в судебном порядке. Архипов рекомендует бизнесу выделить отдельную задачу по мониторингу правовых норм. Для компаний, работающих с информацией, стоит разработать внутренние рекомендации по работе с контентом, которые будут периодически обновляться, чтобы служить ориентиром для сотрудников, не связанных с юридической деятельностью. 

Несоблюдение тех или иных норм законодательства может привести к блокировке сайта. Поэтому Горячев рекомендует регулярно отслеживать изменения как с помощью внутреннего контроля, так и через юридических консультантов. 

Конечно, всегда можно ссылаться на то, что нарушение малозначительно, говорит Муравин. По мнению эксперта, этот аргумент может сработать, если нарушение единичное, не повлекло значимого вреда или тяжких последствий, не нарушает существенно охраняемые общественные правоотношения. Но сильно полагаться на такую квалификацию не следует. Практика контролирующих органов неоднородна и всегда основывается на фактических обстоятельствах конкретного нарушения. Муравин предупреждает, что не в каждом случае получится обжаловать решение служб в суде, поскольку может быть сложно убедить судью в малозначительности деяния, если есть возражения и доказательства.