Регистрируем бренд из имени: что нужно учесть
Люди из разных профессий регистрируют свои имена или псевдонимы в качестве товарных знаков (ТЗ) или используют их в составе брендов. При этом не всегда они оформляют права на себя. В качестве правообладателя может выступать, например, лейбл, с которым работает музыкант, или же компания — бизнес-партнер предпринимателя, если он уже приобрел определенную популярность. Чаще всего такие бренды оформляют на имя их «носителей», говорит Екатерина Ковалева, старший юрист, патентный поверенный Версус Например, у юмориста Гарика Харламова есть товарный знак Garik Kharlamov (№ 834855), а у блогера Анастасии Ивлеевой — бренд «Настя Ивлеева» (№ 705434). Еще ТЗ регистрируют на имя компании, где человек выступает генеральным директором или одним из учредителей, рассказывает эксперт. К примеру, брендом Krygina (№ 613385) раньше владела сама визажист Елена Крыгина. Сейчас же знак принадлежит компании «КН» под ее руководством.
По закону имя, фамилия и псевдоним становятся объектами интеллектуальной собственности (ИС), только когда их оформляют в качестве товарного знака, объясняет Павел Оськин, юрист практики «Интеллектуальная собственность» DELCREDERE При этом Роспатент откажет в регистрации обозначения, которое похоже на чье-то известное имя или псевдоним (подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака»), подчеркивает эксперт. То есть важен элемент известности.
Чтобы в таком случае оформить знак, требуется надлежаще оформленное согласие носителя данных. Если есть сходство с именем известного человека, а одобрения на регистрацию бренда от него нет, существуют риски, что обладатель популярного имени предъявит претензии. Ведь владелец бренда и обладатель имени могут разойтись во взглядах и прекратить совместную работу. Тогда складывается ситуация, при которой партнер-правообладатель продолжит зарабатывать на имени человека, ставшем чужим. Например, в СМИ регулярно всплывали истории о спорах насчет имен артистов музыкального лейбла Black Star. Так было с Егором Кридом, за которым в итоге сохранили право выступать под этим псевдонимом, как писала «Афиша Daily». Сейчас бренд исполнителя оформлен на него (№ 602864). Другой пример — артистка того же лейбла Кристина Си, которая в итоге дошла до суда и подала иск к лейблу, но отозвала его, писал ТАСС. По информации Flow, так произошло в результате заключения мирного соглашения.
Проблемы бывают не только в музыкальной индустрии. Недавно дизайнер Денис Симачев отстоял в Роспатенте товарный знак со своим именем. Дело в том, что правообладателем бренда с фамилией модельера была зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания «Кутюр Тек Лимитед». В начале нулевых Симачев давал согласие на использование его имени в качестве товарного знака, и оно даже было нотариально заверено. Но спустя много лет дизайнер подал возражение в Палату по патентным спорам (ППС) с требованием признать недействительной охрану знака с его данными. Он заявил, что нарушены его право на имя и авторские права. Симачев был известен и до регистрации бренда. ППС заключила, что в согласии нет номера заявки, обозначения, указания конкретных товаров и услуг, названия организации-адресата. То есть волеизъявление Симачева не конкретизировано, пришла к выводу коллегия.
На стадии экспертизы (этап регистрации бренда после подачи заявления) Роспатент не проверяет обозначения на сходство с именами и фамилиями известных лиц, говорит Екатерина Лемяцких, юрист практики регистрации Nevsky IP Law При этом шанс регистрации таких сведений известного лица как бренда без его согласия крайне низкий. Власти осознают, что заявители могут злоупотреблять правами, и могут отказать в регистрации по другим основаниям. Например, если у имени и фамилии нет различительной способности, объясняет эксперт. Когда имя лица действительно популярно, Роспатент обязательно запросит соответствующее согласие, если его сразу не приложат к заявке, отмечает Анастасия Сивицкая, советник Орчардс Но власти не всегда знают о масштабах известности имени из поданного на регистрацию обозначения. Поэтому есть вероятность, что товарный знак, который похож на популярное имя, зарегистрируют и без согласия, объясняет эксперт. Из-за этого в будущем обладатель фамилии может потребовать «отдать» одноименный бренд.
Потому и носителям данных, и их бизнес-партнерам нужно знать, как корректно составить согласие на использование имен. Это важно не только для известных личностей, но и для тех, кто только набирает популярность, чтобы обезопасить себя от проблем.
Как правильно оформлять согласие
Кирилл Катков, юрист Максима Лигал, со ссылкой на правила из приказа Минэкономразвития № 482 и приказа директора Федерального института промышленной собственности № 12 объяснил, что должно содержаться в согласии:
полные сведения о человеке, который дает согласие на регистрацию обозначения в качестве товарного знака, — его имя, указание места жительства или места нахождения;полные сведения о том, кому выдается согласие, — его наименование или имя, указание места жительства или места нахождения;согласие правообладателя с номером заявки, если он присвоен, и описанием самого заявленного на регистрацию обозначения, которое также прикладывают к документу;конкретный перечень товаров или услуг, в отношении которых можно регистрировать бренд;дата составления документа и подпись уполномоченного лица.Подлинник согласия приобщают к материалам заявки на товарный знак. В законе нет конкретной формы документа. Его можно выдать в виде бумаги, подписанной только обладателем имени пли псевдонима, говорит эксперт, или же согласие можно оформить как договор.
Лицу, регистрирующему бренд, нужно понимать, что абстрактное согласие на использование имени или псевдонима в товарных знаках, которое может казаться ему внешне привлекательным, не будет иметь силы для Роспатента. Необходимо максимально детализовать в согласии как само обозначение, в котором будет использовано имя или псевдоним, так и соответствующие товары.
Еще один важный момент — в документ не следует включать условие о его отзыве. По закону механизм согласия предусмотрен и для обладателей похожих товарных знаков. То есть если субъект хочет оформить на себя бренд, но Роспатент указал на другие уже существующие похожие марки, то заявитель может запросить у их правообладателей письма-согласия. Отозвать их нельзя, подчеркивает Анна Лапшина, старший юрист Берч Лигал А потому согласие действует бессрочно. Соответственно, Роспатент не примет документ, выданный лишь на определенный срок или с правом отзыва, и, скорее всего, откажет. Хотя невозможность отозвать согласие не распространяется на носителей известных имен, по мнению эксперта, это должно работать и в их отношении, иначе будет правовая неопределенность, считает Лапшина. Даже если теоретически попытаться отозвать согласие уже после регистрации ТЗ, на его охрану это не повлияет, объясняет Антон Банковский, советник Городисский и Партнеры. Дело в том, что Роспатент учитывает этот момент на дату подачи заявки. То есть если тогда согласие было, то все сделано корректно.
При этом важно понимать: с одной стороны, по закону нельзя отозвать согласие. С другой — нет конкретных требований к его форме, подчеркивает Антон Нефедьев, советник, руководитель направления «Интеллектуальные права в сфере технологий» в практике разрешения споров и интеллектуальной собственности ALUMNI Partners Это значит, что стороны могут применять разные механизмы, чтобы обеспечить баланс отношений.
Такими механизмами, например, могут быть обязательство правообладателя передать товарный знак или аннулировать его при наступлении определенных событий либо опцион на приобретение бренда лицом, которое выдает письмо-согласие. Если правообладатель не исполняет обязательства, они могут быть реализованы через суд.
Для соблюдения баланса интересов обеих сторон в договорах о согласии на использование имени, например, между артистом и лейблом Банковский рекомендует:
предусмотреть, что согласие дают на возмездной основе;определить порядок выплаты вознаграждения;установить защитные механизмы на случай разрыва отношений, например что при расторжении договора одна сторона выплатит другой компенсацию.Проблема с товарным знаком, защищающим имя или псевдоним, в том, что партнеры не могут по закону установить режим совместного правообладания в отношении бренда. Он может принадлежать только одному лицу. Мы рекомендуем партнерам создать компанию, зарегистрировать товарный знак на эту организацию, а режим использования, распоряжения и защиты ТЗ закрепить в корпоративных соглашениях.
Не стоит давать согласия на регистрацию своего имени или псевдонима в качестве товарного знака либо следует регистрировать их на себя, рекомендует Николай Ужегов, патентный поверенный, юрист практики интеллектуальной собственности АБ Андрей Городисский и партнеры После изменений в законе стало можно регистрировать бренды на физлиц. О том, как это делать, Право.ru рассказывало в материале «Регистрация товарного знака самозанятым: что учесть и как оформить».
Если компания-продюсер намерена зарегистрировать товарный знак, включающий имя или псевдоним неизвестного публике и непопулярного артиста, сильной стороной договора будет компания. Имя исполнителя на момент заключения договора не имеет значимой коммерческой ценности, сопоставимой с затратами компании на его продвижение. Тогда компания-продюсер вправе рассчитывать на максимальную защиту своих интересов путем приобретения права на использования имени или псевдонима артиста в товарном знаке без существенных ограничений.
Если же компания планирует оформить обозначение именем артиста, уже ставшим известным, у такого исполнителя будет больше возможностей настаивать на выгодных для него условиях, объясняет Сивицкая.
Как выстраивать стратегию защиты
Когда известная личность хочет, чтобы ее имя прекратили использовать как товарный знак, ей стоит обратиться в Палату по патентным спорам за оспариванием бренда. Если палата откажет, ее выводы можно обжаловать в Суде по интеллектуальным правам, объясняет Алиса Михеева, юрист практики интеллектуальной собственности SEAMLESS Legal Важно, что ТЗ в этом случае не «отвоевывается» и не переходит в руки артиста. Напротив, правовая охрана товарного знака прекращается — артист им воспользоваться также не сможет. Ему придется подать новую заявку на регистрацию бренда, отмечает эксперт.
В зависимости от ситуации в возражении можно указать, что бренд путает потребителей в отношении изготовителя товаров, говорит Михеева. Тогда артисту нужно будет доказать, что люди ассоциируют имя или псевдоним с ним, а не с продюсером или лейблом. Еще потребуется аргументировать, что аудитория знала спорное имя на дату подачи заявки на регистрацию: для этого сгодятся любые доказательства популярности артиста.
Если согласие все же было выдано и имеется в материалах заявки, сначала необходимо оспорить сделку по его выдаче. Это можно сделать в судебном порядке, например, в связи с тем, что подпись лица на согласии была подделана или по каким-то другим основаниям. Затем у обладателя имени или псевдонима появляется шанс оспорить товарный знак через Палату по патентным спорам.
Еще одна опция для обладателя псевдонима — признать регистрацию бренда недобросовестной конкуренцией через ФАС, говорит Лапшина. Но не стоит рассматривать этот способ как основной вариант, говорит эксперт. По такому пути сможет пойти только носитель имени со статусом ИП, но не обычное физлицо.
Если оспаривание товарного знака не привело к желаемому результату, артист может попробовать защитить имя с помощью диффамационного иска в суд. Это иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В таком случае надо будет доказать, что использование имени в товарном знаке носит оскорбительный характер и иным образом наносит моральный вред артисту. Например, используется в отношении товаров, которые не соотносятся с мировоззрением артиста и наносят вред его репутации.
Правообладатель бренда, если есть корректно составленное согласие от оппонента, может использовать это в качестве основного аргумента, отмечает Гафуров. Но даже если в согласии есть недостатки, у владельца ТЗ все равно будет шанс оспорить решение Роспатента, когда бренд признают недействительным, говорит эксперт. Дело в том, что Роспатент не вправе оценивать довод о злоупотреблении правом. В подобных кейсах этот аргумент может быть решающим, объясняет эксперт. Кроме того, несмотря на недостатки в документах, носитель имени выразил свою волю, и на это рассчитывал владелец бренда. Все это можно расценить как злоупотребление правом.
Еще один ход для правообладателя — довод о приобретенной известности, говорит Гафуров. Если он сможет доказать, что до и после регистрации ТЗ обозначение стало популярным именно благодаря ему и потребители ассоциируют бренд с владельцем, а не с обладателем имени или псевдонима, это тоже поможет спасти товарный знак.
Практика по таким спорам
Практика в этой категории споров пока формируется, говорит Сивицкая. Например, группа Little Big выступила против предоставления правовой охраны бренду For Life’s Little Big Moments. Но палата указала, что наименование группы — это не имя или псевдоним. А вот психологу Сергею Яковлеву, известному по псевдониму «Сатья Дас», удалось оспорить товарные знаки «Сатья» и «Сатья Дас», доказав, что он известен, делится практикой Сивицкая.
Палата по патентным спорам учитывает, возникнет ли у людей ассоциация между обладателем имени и товарами или услугами, в отношении которых запрашивается регистрация, отмечает Михеева. Например, в деле по товарному знаку с обозначением Kusto палата не нашла оснований для отмены регистрации: хотя мореплаватель Жак-Ив Кусто широко известен, потребителя нельзя ввести в заблуждение.
Судебных споров с оспариванием регистрации товарного знака из-за известности имени тоже мало, говорит Банковский. Это связано с тем, что Роспатент изначально не регистрирует такие обозначения. Тем не менее, суд, как и палата, учитывает известность имени и личности возражающего лица. Например, в споре о регистрации бренда «Гагаринский торгово-развлекательный центр» Верховный суд установил, что слово «Гагаринский» производно от фамилии космонавта, а его популярность не подвергалась сомнению. При этом перед оформлением ТЗ торговый центр не получил согласия наследников Гагарина. В итоге бренд признали недействующим (дело № СИП-238/2016).
При этом не любой договор дает право на регистрацию товарного знака, подчеркивает Ковалева. Например, было аннулировано обозначение «Мельница», хотя у музыкального коллектива был договор с правообладателем о продвижении музыкальной группы, но не о регистрации товарного знака (дело № СИП-867/2020). А в деле № А40-151400/2018 дизайнер Елена Ахмадуллина потребовала взыскать компенсацию за нарушение прав на товарный знак с ее именем с компании «Натура Сиберика». Дело было в том, что фирма в коллаборации с дизайнером создала линейку косметики Natura Siberica by Alena Akhmadullina. Договор заключался с юрлицом, где она выступает в качестве единственного учредителя. По этой сделке ответчик получил права хоть и не на товарный знак, но на использование дизайна продукта, который включал и само имя Ахмадуллиной. В итоге суд отказал в иске и отметил: «Натура Сиберика» использовала имя автора Alena Akhmadullina в составе произведения исключительно в качестве указания имени. Это суть рекламной коллаборации. Кроме того, среди людей популярен бренд самого ответчика — Natura Siberica. Дизайнер же неизвестна как производитель косметики.
Из этого дела следует, что при защите прав на имя, зарегистрированное в качестве бренда, учитываются договоренности между сторонами и использование марки не для индивидуализации товаров, а в качестве информирования потребителей, объясняет Ковалева. А это не нарушение.