Как устроена маркировка товаров
В России работает система маркировки и отслеживания товаров «Честный знак». По закону надо наносить на продукцию марки с уникальным кодом или печатать его на этикетке изделия. Отсканировав его, можно узнать подробную информацию о товаре.
Сначала товар маркируют производители или импортеры. Затем они передают продукцию с кодами оптовикам. Те сканируют их, подтверждая получение, потом отправляют в розницу. Там коды тоже считывают и обновляют данные в системе. На кассе перед продажей конечному потребителю коды также сканируют. Если с товаром все в порядке, покупатель его приобретает, а система снимает продукт с учета.
Маркировать надо упакованную воду, молочную продукцию, пиво и слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табак, лекарства, БАДы, антисептики, обувь, одежду, шины, медицинские изделия, духи и туалетную воду, фотоаппараты и лампы-вспышки, кресла-коляски. Подробный список есть в постановлении кабмина. С помощью системы маркировки потребители могут проследить путь товара и убедиться в его качестве. Для этого достаточно скачать приложение «Честный знак» и навести камеру на код. В карточке товара пользователи увидят детальную информацию: срок годности, состав и другие данные.
Обязательной маркировке той или иной категории товаров обычно предшествует эксперимент, в котором компании участвуют добровольно. Например, сейчас тестируют маркировку пищевых растительных масел, детских игрушек, кормов для животных, икры осетровых и лососевых рыб.
Отношение бизнеса к экспериментам отличалось в разные периоды, рассказывает Карина Колобова, старший юрист Сначала, когда сама концепция маркировки была чужда рыночным игрокам и вызывала скорее опасения и неопределенность, участников было немного. Сейчас, когда все больше индустрий вовлекают в эту систему, появляются бизнес-решения, которые делают процессы и интеграцию комфортнее.
Так, к эксперименту с маркировкой икры за девять месяцев присоединилось более 4500 участников оборота, делился статистикой Минпромторг. По мнению Колобовой, интерес возрастает, поскольку бизнес может активно обсуждать будущие обязательные правила, влиять на них, транслировать потребности индустрии. Кроме того, бизнес может спрогнозировать расходы на маркировку после введения обязательных правил, отмечает Анастасия Сивицкая, советник
Будет ли фирма участвовать в эксперименте — часто зависит от объема расходов на маркировку, объясняет юрист коммерческой практики Дарья Куклина.
Если затраты на участие в эксперименте невелики, бизнес старается поучаствовать, чтобы обкатать процессы и пресечь нарушения закона на стадии, когда будет предусмотрена ответственность. Но если маркировка влечет большие расходы, то бизнес старается отодвинуть интеграцию на максимально возможный срок.
«Мы не участвуем в экспериментах: это требует отвлечения большого количества персонала и разработки программного обеспечения за дополнительные деньги. По результатам таких экспериментов и выпускают обновления, которые потом приобретают торговые сети среднего размера, в том числе наша», — делится опытом Алексей Елаев, заместитель генерального директора по правовым вопросам «СПАР-Калининград». Крупные же производители обычно присоединяются к экспериментам на ранних стадиях, отмечает Ирина Маликова, советник практики ВЭД, валютного и таможенного регулирования
Некоторые представители крупного бизнеса руководствуются принципом: «Если драки нельзя избежать, в ней надо активно поучаствовать». На самом деле участие в эксперименте полезно для бизнеса прежде всего тем, что можно отработать все процедуры, отрегулировать бизнес-процессы заблаговременно и наладить контакты с регулятором.
Когда маркировка становится обязательной, всем участникам цепочки — производителям, импортерам, продавцам — требуется оформить усиленную квалифицированную электронную подпись, установить программу для работы с ней и зарегистрироваться в системе «Честный знак». Она находится в ведении Центра развития перспективных технологий. Он по заказу производителя или импортера делает коды маркировки, за каждый из которых компании или предприниматели платят 60 копеек. Только после этого товары добавляют в национальный каталог.
А зачем оно нам надо?
Если бизнес не соблюдает требования о маркировке, ему грозят штрафы, а еще это чревато уголовной ответственностью. Кроме того, в прошлом году запустили эксперимент с блокировкой продажи товаров на кассах. То есть, например, пробивать товар с истекшим сроком годности не получится. С 1 апреля такая схема будет постепенно становиться обязательной и распространится на 12 товарных групп. А значит, без корректной маркировки бизнес не сможет получать деньги.
Сейчас активно формируется практика, когда за отсутствие маркировки привлекают, говорит Даниил Мурзин, юрист Обычно итог административных дел таков: декларантов штрафуют на сумму до 300 000 руб. Также часто товар решают конфисковать, но обычно это происходит, если нарушение совершили не впервые или же есть другие отягчающие обстоятельства, объясняет эксперт.
Сейчас в судебных картотеках есть дела о привлечении к ответственности разных индивидуальных предпринимателей. Крупные производители товаров более щепетильны в вопросе маркировки. Размер штрафа не зависит от количества немаркированной продукции. ИП оштрафуют одинаково на 5000 руб. и за три куртки, и за 60 пар обуви. Но в любом случае у ИП заберут весь товар.
Например в деле № 5-АД23-18-К2, дошедшем до Верховного суда, бизнесмен продавал немаркированные изделия легкой промышленности: полотенца, простыни и постельное белье. За это его оштрафовали на 5000 руб., а товары без маркировки уничтожили, приводит пример Александра Гридчина, юрист
Если предприниматель впервые нарушил закон, он может попросить заменить штраф на предупреждение по ст. 4.1.1. КоАП («Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением») с соблюдением требований ч. 2 ст. 3.4 КоАП («Предупреждение»), объясняет Сивицкая. То есть надо, чтобы нарушитель не причинил вреда (или не было такой угрозы) жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, не создал угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не причинил имущественный ущерб. Например, 3-й КСОЮ в деле № 16-6282/2023 оставил в силе привлечение предпринимателя к ответственности по ч. 2 ст. 15.12 КоАП, делится Матвей Чернышов, юрист практики ИС, ИТ и телекоммуникаций Бизнесмен продавал 37 шуб без маркировки. За это он получил предупреждение, но товар у него при этом изъяли.
Кроме того, можно добиваться снижения штрафа. Обычно на практике это удается субъектам малого и среднего предпринимательства по ст. 4.1.2 КоАП, отмечает Гридчина. Например, в деле № 16-6530/2022 первая инстанция оштрафовала фирму «Виктория» на 200 000 руб. за хранение алкоголя, на котором была подозрительная маркировка (власти усмотрели в ней признаки подделки). Товар решили изъять. Компания просила заменить финансовую санкцию на предупреждение. 1-й кассационный СОЮ на это не пошел, но снизил штраф до 100 000 руб., поскольку фирма относится к субъектам малым предприятиям.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, постоянно пополняется. Потому рекомендации для одной группы изделий могут не подходить для другой, объясняет Глеб Станковский, юрист практики ИС, ИТ и телекоммуникаций По мнению эксперта, штраф также могут снизить, если лицо, в отношении которого рассматривают дело, не виновато в том, что требований о маркировке не соблюдены. Кроме того, нарушитель может сам устранить несоответствие, а не надеяться, что суд примет решение в его пользу, полагает Станковский.
Каждый случай имеет свои особенности. Но будет сложно возразить, если у продавца обнаружили большой объем немаркированной продукции, говорит Куклина. В таких делах важно обращать внимание и на то, соблюдали ли власти процедуру выявления нарушения, отмечает эксперт. Из-за процессуальных нарушений часто отменяют первоначальные решения.
Какие трудности возникают с маркировкой товаров?
Чтобы снизить риски, бизнесу важно правильно наладить рабочие процессы, связанные с маркировкой. Но сделать это не так просто. В штате нужны отдельные сотрудники, ответственные за «Честный знак», также потребуется дополнительное программное обеспечение. Все это недешево, указывает Елаев. Кроме того, есть проблема с нечитаемыми кодами. «Понятно, что для шубы или фотокамеры можно перевыпустить код, но для сигарет или молочной продукции, где из-за небольшого размера код смазался, пока единственное решение — это утилизация. Причем чаще за наш счет, чем за счет поставщика», — объясняет эксперт.
У бизнеса также возникают и другие технические трудности, делится Маликова:
- сами не смогли наладить учет товаров и связь с «Честным знаком»;
- не разобрались с личным кабинетом в системе;
- неправильно описали товары для получения кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
- ошиблись в оформлении документов при постановке товаров на баланс, их списании, оформлении выбытия, возвратов и других действиях.
Для многих импортеров самое сложное — нанести маркировку до ввоза товара в РФ, говорит Алексей Аронов, советник Не все иностранные производители готовы наносить «чуждую» для них маркировку, которая не нужна для поставок в другие страны. Импортеру приходится либо привлекать зарубежного логистического оператора до отправки товара в Россию, либо помещать изделия под процедуру таможенного склада (иностранные товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий). В обоих случаях теряется время и нужны дополнительные деньги, продолжает Аронов. Еще трудности возникают из-за неправильной маркировки и перемаркировки, утраты кодов и невозможности отчитаться за них.
Сильнее всего бизнес волнуют дополнительные издержки на маркировку: закупка самих кодов и дополнительного оборудования, обучение или привлечение персонала для работы с ними, изменение логистических схем. Это приводит к росту цен для потребителей, заключает Гридчина.
Помимо технических сложностей, возникают и юридические. Бизнес часто задает вопросы о толковании нормативных актов, отмечает Куклина. Например:
- когда нужна маркировка и требуется ли передавать сведения в Центр развития перспективных технологий;
- как отражать маркировку в кассовых чеках;
- как решать нестандартные ситуации. Например, считаются ли курьеры и владельцы агрегаторов участниками оборота применительно к маркировке.
Важно выстроить схему взаимодействия с контрагентами при продаже товаров через агента, отмечает Куклина. Если продукцию реализуют дистанционно через маркетплейс, который и выдает кассовый чек, но доставкой занимается продавец, у агрегатора нет данных о маркировке. Он не может сам вывести товар из оборота, объясняет юрист. Поэтому в договоре между продавцом и маркетплейсом важно прописать условия так, чтобы стороны выполняли обязанности, соблюдая требования к маркировке. В сделках следует разграничить обязанности по передаче сведений в систему, обязать партнера поставлять только маркированные товары, предоставлять необходимую информацию и совершать иные необходимые действия с учетом особенностей конкретной бизнес-схемы, объясняет Куклина.
А есть ли плюсы для бизнеса?
Несмотря на все недостатки маркировки как для потребителей (ведь на них сказывается рост цен), так и для компаний, в возможности прослеживать товары есть достоинства. Для покупателя это меньшие риски, что он купит некачественную продукцию. Производители же повышают репутацию брендов и лояльность потребителей, объясняет Станковский. Да и дистрибьюторы скорее предпочтут тех, кто соблюдает требования.
Добросовестный бизнес заинтересован в маркировке. В первую очередь, это один из рычагов борьбы как с контрафактными и фальсифицированными товарами, так и с параллельным импортом.
Маркировка выгодна производителям, заинтересованным в том, чтобы на рынке не было неоригинальных товаров, и последующим участникам цепочки: они снижают издержки на подтверждении подлинности товара, продолжает Колобова. Раньше для этого нужно было запрашивать подтверждающие документы у всех участников цепочки. Сейчас же это можно отследить по коду в автоматическом режиме.
Продавцы могут быть уверенными в оригинальности поставляемой им продукции, отмечает Куклина. А с точки зрения Елаева, маркировка товаров помогает розничной торговле только в одной ситуации — для автоматизированного контроля сроков годности. «Без маркировки QR-кодами партионный учет продукции по срокам годности практически невозможен, а в магазинах его ведут вручную. И если случаются ошибки, покупатели думают, что им пытаются умышленно продать просрочку. С маркировкой всегда есть понимание, какой товар есть на складе или в магазине и сколько его и что этот товар не продадут через кассу. Этим все удобство от «Честного знака» и ограничивается», — считает эксперт.
Маркировка способствует росту продаж за счет повышения лояльности потребителей: в глазах покупателей бизнес демонстрирует ответственный подход к реализации товара.
Несмотря на неудобства, маркировка снижает риски фальсификации продукции и уменьшает объем нелегального оборота товаров, говорит Гридчина. Кроме того, бизнес может регулярно отслеживать в системе продажи конкурентов, отмечает эксперт. Это обеспечивает открытость конкуренции и позволяет быстрее реагировать на изменения рынка.