Налоговый январь: черные списки ФНС и сверхприбыль банкротов
Одной из важных тем для отрасли остается налог на сверхприбыль крупных организаций. Хотя большая часть налогоплательщиков перечислила обеспечительный платеж в счет уплаты этого налога еще в октябре — ноябре 2023 года, при заполнении декларации многие нашли нюансы, не учтенные при расчете обеспечительного платежа, например в связи с нареканиями к законодательной технике при принятии закона о налоге на сверхприбыль, рассказывает партнер Пепеляев Групп Ксения Литвинова. Это не позволило части таких плательщиков сохранить ставку налога на уровне 5%.
Кроме того, ближе к концу января в публичном доступе появилось письмо Минфина № 03-03-06/1/116047, которое поставило точку в споре о необходимости уплаты налога на сверхприбыль обанкротившимися организациями. Перечень лиц, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль, прямо определен законом, и организации-банкроты в этом перечне отсутствуют, а значит, оснований для их освобождения от уплаты нет.
По словам Литвиновой, в некоторых случаях «сверхприбыль» у банкрота возникла в результате продажи в 2021–2022 годах конкурсной массы в виде заложенного имущества. То есть тогда компания не то что не была «сверхприбыльной», но уже находилась в состоянии банкротства.
Применительно к этой ситуации взимание налога на сверхприбыль представляется абсурдным. Вряд ли цель введения налога — дополнительное лишение кредиторов банкрота существенной части средств, полученных от реализации конкурсной массы.
«Вопрос с уплатой налога на сверхприбыль банкротами явно требует урегулирования на законодательном уровне, в противном случае появляется поле для споров, решить которые под силу будет только Верховному или Конституционному суду», — полагает Литвинова.
В начале января был опубликован обновленный перечень государств, которые не обмениваются налоговой информацией с РФ. Теперь он состоит из 88 стран и 14 территорий (ранее — 89 и 16 соответственно).
Обновление черного списка стран влечет последствия для налогоплательщиков. Так, освобождение прибыли контролируемой иностранной компании (КИК) от налогообложения недоступно, если КИК находится в стране из черного списка, объясняет юрист МЭФ LEGAL Андрей Чугунов.
Кроме того, ФНС также обновила и перечень стран, которые не обмениваются страновыми отчетами. Из-за утверждения списка российские «дочки» материнских компаний из стран, попавших в список, обязаны самостоятельно представлять страновые отчеты в российские налоговые органы при получении соответствующего требования. «Это приведет к увеличению административной нагрузки на российские компании из международных групп. В частности, страновые отчеты, представляемые российскими компаниями, должны соответствовать дополнительным требованиям Налогового кодекса», — подчеркивает Чугунов.
В начале года получил развитие один из важных налоговых сюжетов 2023-го. Россия продолжает обсуждать новую версию соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Объединенными Арабскими Эмиратами. В Абу-Даби несогласны с предложенной российской стороной 10%-й ставкой налога у источника. Представители государства намерены заключить соглашение на условиях, по крайней мере аналогичных закрепленным в действующих договорах с другими ближневосточными государствами, сообщал замминистра финансов Алексей Сазанов. Следующий раунд переговоров планируется в марте.
В связи с этим РФ направила предложения о пересмотре СИДН Саудовской Аравии и Катару, условия которых привлекательнее тех, что предлагают ОАЭ. А соглашение с Малайзией почти готово — «осталось только подписать», говорил Сазанов.
«Бизнес и специалисты будут пристально следить за переговорами, они заинтересованы в скорейшем заключении СИДН с ОАЭ на приемлемых условиях», — отмечает налоговый консультант Tax Compliance Екатерина Копылова.
Кроме того, с 1 января официально прекратили действовать соглашения об избежании двойного налогообложения с Латвией и Данией.
В январе правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект № 532703-8. Там предлагают погашать текущие и реестровые платежи по НДФЛ и страховым взносам в составе требований второй очереди после выплат зарплаты кредиторам второй очереди.
Согласно поправкам средства от продажи предмета залога должны сначала направляться на погашение налога на имущество, земельного и транспортного налога. За счет средств, полученных от реализации залогового имущества, будут погашаться и требования по «иным налогам», которые связаны с использованием или продажей таких активов, то есть НДС, в том числе восстановленного, и налога на прибыль. После уплаты обязательных платежей происходят расчеты с залогодержателем.
Рассматриваемый законопроект встраивается в общую концепцию усиления налогового контроля и повышения налоговых поступлений в бюджет в условиях растущего дефицита бюджета, уверена ведущий юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» ЮК «Лемчик,Крупский и Партнеры» Альбина Нурушева.
Для кредиторов в банкротстве изменение, безусловно, носит негативный характер, так как снижает роль и преимущества залога как одного из наиболее эффективных способов исполнения обязательства.
С учетом поправок Нурушева предлагает кредиторам и должникам учитывать будущие налоговые обязательства банкрота, которые могут возникнуть уже после реализации конкурсной массы. «В частности, необходимо оценить, какая сумма НДС была зачтена должником со стоимости приобретения или создания залогового имущества. Это может повлиять на сумму, получаемую кредитором при реализации такого имущества в процедуре банкротства», — объясняет эксперт.
По планам Госдумы законопроект должен быть рассмотрен в весеннюю сессию, которая закончится в августе.
25 января Госдума приняла закон об учете срока владения евробондами для налоговых вычетов. 7 февраля его одобрил Совфед, а спустя неделю подписал президент.
Поправки регулируют налоговые последствия выделения заблокированных из-за санкций активов паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Они:
позволяют исключить появление налогооблагаемого дохода при выделении заблокированных активов в дополнительный ПИФ;устанавливают порядок распределения расходов налогоплательщиков на приобретение инвестиционных паев заблокированного ПИФ;предоставляют пайщикам право переносить убытки от погашения таких паев на будущее;дают им право на инвестиционный налоговый вычет.«Изменения позволят налогоплательщикам не определять финансовый результат при переводе активов ПИФ в дополнительный фонд или изменении типа фонда на закрытый, а также сохранить право на инвестиционный налоговый вычет», — объясняет Копылова.