Споры о дипфейках и кража программного кода: тенденции в интеллектуалке
Как меняется отрасль
Авторов и правообладателей некоторых произведений нельзя установить. Такие объекты называют «сиротскими». При их использовании могут возникнуть проблемы, которые усугубляются тем, что постепенно увеличивается срок охраны авторского права. Поэтому с течением времени правообладателя найти все сложнее. Еще в интернете произведения можно неоднократно копировать. Часто такие иллюстрации, аудио или видео размещаются без указания автора. Об этом рассказала Екатерина Тиллинг, партнер, адвокат, глава IP и IT-практики BIRCH LEGAL
Эксперт отметила, что в прошлом году появился законопроект о «сиротских» произведениях, направленный на разработку порядка правомерного использования объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны. Сейчас поправки прошли первое чтение в Госдуме. Они предполагают выдачу лицу, заинтересованному в использовании «сиротского» произведения, разрешения в виде неисключительной возмездной лицензии. Планируется, что после надлежащей проверки документ будет выдавать уполномоченная организация.
Я считаю, что в эпоху большого наплывала цифровой информации появление этого законопроекта весьма своевременно.
О другой инициативе говорила Ирина Ахмедова, руководитель практики интеллектуальной собственности и персональных данных Клифф Она оценила перспективы принятия поправок о совместном владении товарными знаками. Законопроект, который позволяет выделять доли в исключительном праве, также одобрен в первом чтении. Эксперт обратила внимание на проблемные вопросы в новелле. Неясно, к примеру, должны ли правообладатели нести солидарную ответственность по требованиям, предъявляемым к одному из них как к изготовителю товаров. Возникает и другой вопрос: какие могут быть (и могут ли быть вообще) меры принуждения правообладателей, нарушающих условия использования, ухудшающих репутацию бренда?
Госдума рассмотрела в первом чтении поправки к Гражданскому кодексу, посвященные расчету компенсации за нарушение исключительного права. Подробнее на них остановилась Людмила Лукьянова, адвокат Forward Legal Важным нововведением стало то, что суд сможет определить компенсацию в твердом размере, если выбранный правообладателем способ расчета не применим к обстоятельствам дела или достоверно не обоснован.
Эти законопроекты должны восполнить существующие пробелы в правовом регулировании, подчеркнула Ирина Степанова, модератор первой сессии, канд. юрид. наук, советник NEXTONS Так, поправки о совместном обладании исключительным правом разрешают давно существующий в юридическом сообществе спор о том, допустимо ли вообще такое совместное правообладание в отношении товарных знаков. А в законопроекте о «сиротских» произведениях урегулирован вопрос использования объектов авторских прав, правообладателя которых не могут установить.
На конференции также обсудили проект о развитии креативных индустрий. Сейчас документ готовится ко второму чтению, но оно несколько раз откладывалось, подчеркнула Валентина Орлова, партнер Пепеляев Групп Само понятие креативных индустрий появилось в 2014-м. В законопроект включили и другие термины: «креативный кластер», «креативный продукт» и подобные.
Первое время возникал вопрос: «Что это такое?» Сейчас вопросы перешли в другое качество. Теперь стали интересоваться тем, какие есть преимущества у креативных индустрий, кто может быть их субъектом, какие меры поддержки государства могут быть. На эти вопросы отвечает законопроект.
Творческий сектор составляет 3% мирового ВВП. По мнению Орловой, такой показатель существенен. Она привела и другую статистику, которая характеризует состояние творческой индустрии в России. Например, по данным Роспатента видно, что предприниматели активнее регистрируют результаты интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальная собственность за рубежом
Санкции и ответные меры отразились на сделках с интеллектуальной собственностью. Так, указ президента № 322 установил временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями. Документ устанавливает, что платежи по лицензионным, сублицензионным договорам должны вноситься в рублях на специальный счет типа «О». Таким образом необходимо перечислять средства, которые в нарушение срока не выплатили ранее. Но согласно дальнейшим разъяснениям указа, должник сам решает, платить ли ему через спецсчет или в обычном договорном порядке, подчеркнул Илья Ходаков, старший юрист практики интеллектуальной собственности АЛРУД По опыту эксперта, при заключении новых и исполнении старых лицензионных соглашений в четырех из пяти случаев российские компании осуществляют платежи в обычном порядке.
Владислав Речкин, руководитель практики интеллектуальной собственности Legal Eagles, говорил об инициативе расширения контрсанкционного указа президента № 81, который определяет временный порядок исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами. Этот порядок предлагают распространить на сделки по отчуждению или залогу исключительного права. Речкин объяснил, как эти изменения отразятся на бизнесе. Если их примут, то без согласия правительственной комиссии продажа исключительных прав в пользу иностранцев будет невозможна.
После того как иностранные компании покинули российский рынок, возросло число заявок на товарные знаки, которые их имитируют. Это подчеркнул Максим Таболо, патентный поверенный, юрист практики интеллектуальной собственности/ТМТ ЕПАМ Но такие бренды не удается зарегистрировать. В деле № СИП-457/2023 Президиум Суда по интеллектуальным правам поддержал отказ в регистрации обозначения Latisse в связи с опасностью введения потребителя в заблуждение. Дело в том, что название известно российскому потребителю как обозначение средства для роста ресниц компании Allergan, Inc. (CША). Уход этой фирмы из РФ и отказ от продления сроков действия прав на товарные знаки не опровергают наличие ассоциаций у российских потребителей, заключил суд. Аналогичный подход поддерживается и в других делах, отметил эксперт.
В настоящее время сложности возникают не только у иностранных правообладателей в России, но и у отечественных лиц за рубежом. Они сталкиваются с трудностями при регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности за границей. Это и необходимость привлечения иностранных патентных поверенных, и высокая стоимость их услуг, и длительность регистрационных процедур. Усложняют ситуацию санкционные ограничения на проведение платежей в иностранной валюте. Об этом рассказал Руслан Мальков, заместитель председателя Совета ТПП по интеллектуальной собственности. Правительство пытается поддержать бизнес и разрабатывает меры господдержки. Так, при регистрации объектов интеллектуальной собственности на внешних рынках сейчас выплачивают субсидии и погашают часть затрат.
Для минимизации сложностей в сфере интеллектуальной собственности сотрудничают и страны БРИКС. По словам Анастасии Грибановой, замначальника Управления международного сотрудничества Роспатента совместная работа ведется в разных форматах — от проведения мероприятий до проектной деятельности. Есть и стажировки, в рамках которых специалисты из разных государств обмениваются опытом. С начала 2024-го к организации присоединились пять стран: Саудовская Аравия, ОАЭ, Эфиопия, Египет и Иран.
Следующий эксперт, Антон Банковский, канд. юрид. наук, патентный поверенный, советник Городисский и партнеры, отметил: фирме могут разрешить производить лекарство или воспроизводить технологический процесс без разрешения владельца патента. Такую меру называют принудительным лицензированием. Чтобы воспользоваться правом, нужно получить лицензию по решению суда. Критерии предоставления таких лицензий носят во многом оценочный характер, считает Банковский. По его словам, вопрос недостаточности использования изобретения не исследуется достаточным образом в суде.
Это все плачевным образом влияет на инновационность сферы. Потому что какой смысл правообладателю вкладываться в инновации, технические разработки, если понятно, что его исключительные права могут быть существенным образом ограничены в ближайшее время.
При этом компании не спешат получать принудительные лицензии, уверяет Элина Завелева, руководитель отдела интеллектуальной собственности «Генериум», патентный поверенный РФ и ЕА. Бизнес относится к этому инструменту настороженно. Компании берегут свою репутацию, ведь в дальнейшем они могут начать работать на международном рынке.
ИС в цифровом пространстве
Как правило, в стартапах нет системы управления интеллектуальной собственностью. Это становится причиной ошибок при оформлении IP-прав, что влечет риски для покупателя. Самые частые из них перечислила Мария Мойш, ведущий юрисконсульт, патентный поверенный по товарным знакам «Тинькоффа». Один из рисков — утрата исключительных прав на служебную интеллектуальную собственность. Фирмы не учитывают, кто занимается созданием произведения. А при регистрации в качестве автора указывают гендиректора. Еще один риск связан с утратой домена. Часто его администратором становится сотрудник IT-службы. Но если с сотрудником случится конфликт, он может передать свои права третьему лицу, и фирма утратит доступ к порталу. Часто ошибки допускают и при использовании чужой IP. Так, из-за санкций лицензии начали приобретать на работников или компании группы, но при этом используют их иные юрлица.
Блокчейн можно использовать в сфере интеллектуальной собственности, прежде всего в отношении объектов авторского права, заметил Данил Луговой, юрист Зуйков и партнеры К примеру, технология поможет закрепить дату внесения сведений. В дальнейшем это позволит установить первоначального правообладателя, если возникнет спор. Это особенно важно для объектов авторского права ввиду отсутствия требований к их государственной регистрации. При этом бумажные документы могут подделать, электронные реестры — изменить, а с помощью блокчейна можно прозрачно хранить данные в неизменном виде.
В России появились первые споры о дипфейках. Такими кейсами поделился Максим Али, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности Comply У компаний «Рефейс технолоджис» и «Бизнес-аналитика» возник спор о выплате компенсации за неправомерное использование видеоролика, созданного с помощью дипфейка (дело № А40-200471/2023). Суды указали, что эта технология — лишь дополнительный инструмент обработки видео, а не способ их создания. А значит, ее применение не мешает защищать права на видеоролик.
В Федеральной нотариальной палате отмечают, что профили в соцсетях могут определяться как цифровые активы и передаваться по наследству, отметила Мария Самарцева, советник, руководитель практики защиты интеллектуальной собственности Рыбалкин, Горцунян, Дякин и Партнеры При этом нотариусы советуют заранее позаботиться об оформлении завещания и четко прописать, какое именно имущество хочет передать гражданин. Самарцева предположила, что может помешать наследнику получить доступ к профилю.
Переписка, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные сообщения относятся к одному из гарантируемых государством конституционных прав человека на территории РФ. Соответственно, наиболее проблематичным представляется получение доступа наследников к профилям онлайн-магазинов, интернет-сервисов, личных кабинетов на «Госуслугах» и в других сервисах.
Актуальная судебная практика
Из-за кражи интеллектуальной собственности часто возникают судебные споры. Причиной таких процессов становится плагиат в компьютерных играх, когда в них используют чужую музыку, персонажей, сюжетные ходы, дизайн. Виктория Ольхова, старший юрист Kosenkov & Suvorov, проанализировала как зарубежную, так и российскую практику. В видеоигре использовали дизайн автобусов ЛиАЗ. Поэтому правообладатель обратился с иском к ее разработчику Bus Driver Simulator о защите прав на дизайн транспорта. Суды подтвердили, что ответчик нарушил исключительные права истца (дело № А41-70691/2022)
О том, как доказать нарушение прав на программу, поделился Максим Волков, руководитель практики разрешения споров PATENTUS Эксперт призвал тщательно готовиться к иску. Вначале нужно оценить шансы получения исходного кода программы процессуального оппонента. Волков рекомендовал подавать иск с ходатайством об истребовании кода у ответчика и третьих лиц, об истребовании материалов из Роспатента и настаивать на назначении судебной экспертизы.
Как бизнес с помощью компьютерной экспертизы может защитить свои права в суде на программу при похищении исходного кода — объяснял Олег Безик, генеральный директор «Лаборатории цифровых исследований». Он посоветовал как можно раньше защитить потенциальные объекты экспертизы от уничтожения или изменения, это обеспечит истца надежным источником доказательств. Также он рекомендовал хорошо продумать вопросы эксперту — это 80% успеха. А это возможно, если погрузиться в техническую сторону кейса.
Иногда даже использование своего товарного знака не может защитить от претензий о нарушении исключительных прав. На этом остановился Николай Медведев, патентный поверенный, канд. юрид. наук, советник, LL.M. Seven Hills Legal Согласно практике, сосуществование товарных знаков разных правообладателей свидетельствует о том, что Роспатент во время экспертизы не установил вероятность их смешения. При этом суды указывают, что презумпция не применяется, если предполагаемый нарушитель использует товарный знак не в том виде, в котором ему предоставлена правовая охрана.
В некоторых случаях, если произведения похожи, стороны ссылаются на параллельное творчество. Это возможно, но только если авторы работали над его созданием независимо друг от друга. В таких делах суды оценивают косвенные доказательства исходя из баланса вероятностей, отметил Роман Ларшин, руководитель отдела Зуйков и партнеры
Чем больше каких-то совпадений, тем меньше вероятность, что произведения или объекты патентных прав были созданы независимо.
Следующий спикер, Алексей Дарков, советник, руководитель практики интеллектуальной собственности VERBA LEGAL, пояснил, как возникают и развиваются патентные споры. У правообладателя есть патент, потенциальный нарушитель планирует выйти на рынок. Он может провести патентный поиск, понять, что есть охранный документ, который можно противопоставить его продукту. В этом случае можно подать возражение в Палату по патентным спорам и попытаться аннулировать его. Если же такой поиск не провести, нарушитель сначала получит претензию, а потом — иск о нарушении исключительных прав.
Как выгодно расстаться с иностранным партнером
На мероприятии удалось охватить довольно широкий пласт правоприменительной практики, обсудить волнующие вопросы в сфере интеллектуальной собственности и поделиться своим видением проблематики, подытожила Юлия Гуриева, патентный поверенный, управляющий партнер SEVEN HILLS LEGAL По ее словам, в этом году аудитория конференции заметно расширилась, пришло много молодых специалистов.
На последней, пятой сессии собравшиеся попытались урегулировать выход иностранного правообладателя из лицензионного договора с российским производителем. Что в такой ситуации должна делать отечественная компания? На каких условиях иностранным партнерам выгодно уходить, а российским — оставаться? На эти вопросы предложили ответить участникам игровой сессии. Их разделили на две группы. Первая готовила позицию отечественной фирмы, вторая — международной.
В итоге российская фирма предложила заключить опцион. Он позволит иностранной организации спустя время вернуться в Россию и возобновить работу с компанией. Но в этом случае отечественное юрлицо попросило не отключать производственные мощности. Иностранный партнер согласился на эти условия.
Хотелось, конечно, больше противостояния между командами. Но в целом, как переговорщик по своей натуре, я была рада, что оппоненты быстро вышли на приемлемые переговорные позиции и решили кейс мирно.