Практика
25 октября 2024, 12:08

Фиктивные сделки: когда отношения с контрагентом признают «бумажными»

Общий IP- адрес, поставщик без сотрудников, нулевая отчетность контрагента — все это может привлечь внимание налоговой при анализе сделок. Отношения компаний признают «бумажными», если у них нет истории взаимоотношений, а сам договор заключили без особого экономического смысла. Подозрения у налоговой службы возникнут, если фирма не потратилась при исполнении контракта или у нее нет достаточных ресурсов. В подобных спорах юристы рекомендуют в качестве доказательств представлять переписки в мессенджерах, товарные накладные или фотографии разгрузки, производства товара.
1
У компаний нет бизнес-истории

Что это значит: деловая история — это хронология развития бизнес-отношений. Она включает в себя:

стадию переговоров, торги;изучение финансовых характеристик контрагента, его мощностей и связей;внутрикорпоративное согласование контрагента в тендерном, юридическом отделе;представление проектов, правки и их согласование;подписание оригиналов и обмен ими;историю исполнения договоров, служебные записки о реализации проекта;закрытие договора, подписание актов.

Историю отношений невозможно подделать. Поэтому ФНС всегда смотрит на отношения сторон подозрительной сделки.

Что интересует ФНС: фактические обстоятельства взаимоотношений.

Например, в деле № А51-14782/2022 контрагенты заключили договор перевалки угля в порту Находки. ФНС выявила, что агент — «бумажная» компания, используемая для получения вычета. В качестве одной из причин признания сделки нереальной ФНС указала на отсутствие у сторон деловой истории: компании находились в разных городах, у них не было коммерческого отдела, а спорный договор они заключили без переговоров и посредничества.

В деле № А40-160670/2023 налоговая указала, что сторона выбрала поставщика без всякого логичного объяснения, ведь у него не было публичного позиционирования, продвижения, исполненных контрактов и рекомендаций. В другом споре стороны ссылались на знакомство на выставке, но не смогли доказать, что участвовали в мероприятии. ФНС признала договор фиктивным (дело № А45-20985/2023).

При этом за давностью лет у сторон может не остаться «следов первого контакта»: сотрудники могут уволиться, документы — потеряться, говорит Денис Кожевников, советник МЭФ LEGAL Для налоговых органов отсутствие таких доказательств может быть косвенным свидетельством недобросовестности сторон. 

Если еще в недалеком прошлом историю заключения договора можно было подтвердить пакетом уставных документов и протоколом встречи, то сегодня этого недостаточно, говорит Елена Родионова, партнер, руководитель практики Правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» По ее словам, для налоговой важны реальные факты отношений. Подойдут переписка сторон или представителей в мессенджерах, история контактов, доказательства отбора и согласования контрагента внутри компании.

2
Компании связаны между собой, а их действия согласованы

Что это значит: из факта аффилированности налоговая может сделать вывод о согласованных действиях компаний для получения налоговой выгоды. 

Что интересует ФНС: фактическая и юридическая связь компаний-контрагентов. Подтверждать первую будут общие адрес, номера телефонов, счета в банках, а о юридической аффилированности говорят общие либо связанные учредители.

В деле № А65-33690/2022 «Производственно-строительное объединение «Казань» заключило с «ОСК Ресурс» договор на строительство «Казань-Экспо». При проверке ФНС выявила махинации с уплатой НДС. В качестве одного из доказательств фиктивности отношений налоговая указала, что учредитель «Казани» Равиль Зиганшин — родственник сотрудников «ОСК Ресурс». По мнению налоговой, сделка с аффилированными компаниями позволила предпринимателю и его семье обналичить деньги и снизить размер налога. По итогам проверки в отношении Загиншина возбудили уголовное дело. Связь организаций в деле № А50-27508/2023 установили на основании общих IP-адресов, к тому же печать и документы одной компании находились в офисе контрагента. 

Важно помнить, что аффилированность сама по себе не означает фиктивность сделки, говорит Алексей Артюх, партнер Taxology Связанность говорит лишь о том, что стороны, возможно, имели единый умысел и не могли не знать о целях сделки. 

Аффилированность в первую очередь показывает согласованность действий. А уже из согласованности может быть два следствия: совершение сделки без делового мотива либо информированность налогоплательщика о правонарушениях.

Алексей Артюх, партнер Taxology

Аффилированность — триггер для более глубокого анализа сделок, считает Ролетр. При этом, если сделка имеет бесспорные рыночные условия, критерий связанности утрачивает всякое значение для ФНС.

3
У компании-контрагента нет ресурсов для исполнения договора

Что это значит: компания не способна выполнить договор, потому что у нее нет необходимых для этого ресурсов. Ресурсами могут быть сотрудники, производственные помещения и склады, техника, инструменты или станки. Отсутствие ресурсов означает, что работы выполнены не контрагентом. Следовательно, сделка фиктивна.

Что интересует ФНС: официальная отчетность компаний, бухгалтерский баланс и иные документы, которые отражают ресурсы компании.

Так, ФНС указала, в компании трудоустроены три человека: генеральный директор, его советник и главный бухгалтер. Инспекция отметила, что эти работники не могли выполнить работы по разгрузке вагонов с углем, и признала фиктивность договора (дело № А51-14782/2022). В деле № А60-58866/2023 ПСК «Ирлайн» и «Меконг» заключили договор на производство шумопоглощающих панелей. Впоследствии налоговая выяснила, что у «Меконг» нет не только цеха для производства этих панелей, но и сотрудников, а мнимая сделка прикрывала вывод денег. 

Сделка с безресурсным контрагентом говорит либо о вашей неосмотрительности, либо об умысле на получение необоснованной выгоды.

Руслан Васютин, партнер, соруководитель налоговой практики Denuo

Доказывание добросовестности становится дополнительным бременем компании и ее контрагентов, говорит Руслан Васютин, партнер, соруководитель налоговой практики Denuo При этом Родионова считает, что доказывание не должно вызвать трудности, ведь налоговая подходит к оценке этого критерия формально, что позволяет судам достаточно часто снимать претензии налоговиков.

Налоговая обычно проверяет информацию об имуществе контрагента первого и второго звена. Так ФНС пытается установить, есть ли на горизонте фактический исполнитель сделки.

Денис Кожевников, советник налоговой практики МЭФ LEGAL

Если среди контрагентов исполнителя не прослеживается, то налоговая будет иметь все основания признать договор фиктивным, добавляет Кожевников.

4
Сделка заключена без деловой цели

Что это значит: обычно деловая цель выражается в получении оплаты или каком-либо встречном исполнении. Отсутствие экономической цели говорит о фиктивности договора. Если стороны изначально не планировали получить прибыль, работали себе в убыток, перекупали свой же товар, то ФНС посчитает, что эта сделка — имитация, которая не имеет ничего общего с предпринимательством.

Что интересует ФНС: налоговая будет искать выгоду от договорных отношений. Идея сделки должна быть понятной и не требовать разъяснений. В идеале ФНС должна установить, что любая компания X, находясь в похожих условиях, заключила бы сделку с компанией Y и получила от этого положительный экономический эффект. Или не получила, но разумно (как и любая компания в сходных условиях) ожидала, что получит.

Так, в деле № А27-19995/2023 ФНС признала сделку между компаниями фиктивной. Фирма на регулярной основе покупала нефтепродукты и сразу же перепродавала их другому лицу. Налоговая пришла к выводу, что единственная цель этой сделки состоит в завышении вычетов и расходов. Другой пример бесцельной сделки инспекция выявила в деле № А11-15496/2022. Компании заключили договор на выполнение дополнительных работ для устранения обводненности земельного участка. При проверке служба выяснила, что никакой лишней воды на участке не было, а заключенный договор — фикция.

Понятие деловой цели нигде не закреплено. Анализируя практику, можно предположить, что цель представляет собой объективные экономические причины сделки. Эта выгода, которая побудила компанию пойти на заключение договора.

Владислав Корнейчук, Руководитель практики ФБК Legal.

Налогоплательщик вправе заключать любые сделки с любым контрагентом, но он должен учитывать, что наличие признаков искусственности, отсутствия хозяйственного смысла могут быть мотивом неуплаты налогов, поясняет Владислав Корнейчук, руководитель практики ФБК Legal.

5
Контрагент не понес расходы при исполнении договора

Что это значит: по логике ФНС, если компания, не потратив ни рубля, полностью исполнила договор — это фиктивная сделка. Исполнитель в сделке должен закупить необходимые комплектующие или материалы. 

Что интересует ФНС: налоговая изучает доказательства понесенных расходов, например счета-фактуры, договоры, товарно-транспортные накладные и документы, подтверждающие перевозку и доставку материалов и комплектующих.

Налоговая признала фиктивной сделку по поставке арматурных каркасов между «Регион-Строй» (покупатель) и «Терра-Текс» (поставщик). При проверке служба установила, что «Терра-Текс» не закупала никаких комплектующих и товаров, поэтому сделки носят мнимый характер (дело № А50-27508/2023). В деле № А55-12529/2023 налоговая, наоборот, изучила банковские выписки и признала реальность контрагента. Суд оценил представленные продавцом деревянных поддонов «ТК-Торг» выписки, свидетельствующие о расходах на закупку бензопил и цепей к ним.

Отсутствие в отчетности расходов компрометирует исполнителя. Это прямо указывает на формальность документооборота и получение необоснованной налоговой выгоды.

Дамир Зиннатуллин, старший юрист  Denuo.

Реальность хозяйственной операции — ключевой критерий обоснованности налоговой выгоды. Поэтому именно представлению доказательств реальности операций должно быть уделено особое внимание, считает Ролетр.

6
Проблемы с налоговой отчетностью

Что это значит: контрагент подает нулевую отчетность либо постоянно присылает уточнения по декларации. Нулевая декларация фиксирует отсутствие деятельности — у такой компании нет ни доходов, ни расходов. А значит, она не заключает сделки, не платит налоги и существует только номинально. Подача исправленной отчетности говорит об искажениях учета. Это обязательно насторожит ФНС. Также налоговую может заинтересовать высокая доля вычетов по НДС. Это указывает на то, что компанию используют только для получения налоговой выгоды. Реальной деятельности она не ведет.

Что интересует ФНС: официальная отчетность компании.

В делах № А40-109371/2023 и № А50-27508/2023 налоговая указала на нулевую отчетность как на один из критериев фиктивности сделок. В других спорах ФНС признает многократные уточнения деклараций признаком сокрытия достоверных сведений и спешных попыток исправить выявленные нарушения (дела № А57-27957/2022, № А40-208598/2023, № А03-8540/2022).

В деле № А76-16768/2023 одним из доказательств фиктивности сделок стали данные ФНС о высоком удельном весе вычетов НДС. Налоговая указала, что доля вычетов НДС составляет 97 и 96%. В деле № А56-75901/2023 доля вычета доходила до 100%.

В этих случаях налоговая приводила этот аргумент в качестве дополнительного подтверждения нереальности сделки, но само по себе представление уточненных деклараций не играет значимой роли, отмечает Ролетр. 

Рекомендации юристов

Преддоговорная проверка 

Эксперты советуют начинать проверку контрагента еще до заключения договора. Установленные в ГК правила осмотрительности говорят, что каждая добросовестная компания должна внимательно изучить своего будущего партнера. 

Не будет лишним утвердить внутренний регламент отбора контрагентов, предлагает Родионова. Он должен включать проверку исполнителей в специальных сервисах и сбор пакета уставных документов. Так фирма выполнит минимальные стандарты осмотрительности.

Если контрагент не «бумажный», то все доказательства реальности появятся у вас естественным образом. Переписка сторон или представителей в мессенджерах может стать надлежащим доказательством реальной подготовки к заключению договора, а в телефоне должна остаться история контактов.

Елена Родионова, партнер, руководитель практики Правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»

Компания должна доказать, что она выбрала поставщика ввиду его коммерческой надежности. В этом поможет история заключения договора и проведенные преддоговорные проверки, продолжает Артюх. Изучать фактическую локацию склада, офиса и производства предлагает Александр Овеснов, советник МЭФ LEGAL Это гарантирует, что указанный контрагентом адрес реальный и производство действительно существует. Эксперт предупреждает, что заключение договора с контрагентом, у которого неверно указан адрес, влечет высокие налоговые риски в будущем. 

Оформление документов и фиксация доказательств

Корнейчук советует уделить особое внимание заполнению товарных накладных или иных документов. При отсутствии заполненных граф, дат, подписей, должностей налоговая может признать сделку фиктивной. Овеснов предлагает также фотографировать места производства и стройки, делать видеозаписи въезда транспортных средств, процесса разгрузки материальных ценностей. Все это поможет доказать, что договор реально исполнялся.

Активная позиция в суде

При спорах с налоговой эксперты советуют занимать активную позицию. Это связано с тем, что суд скорее настроен встать на сторону налоговой, чем заявителя. 

Пассивная позиция в споре в виде утверждений типа «Этот довод ничего не доказывает», «Заключение такого договора не запрещено Гражданским кодексом», «Закон не запрещает организациям не иметь штатных сотрудников» уже не работает.

Александр Овеснов, советник МЭФ LEGAL 

Оспорить фиктивность сделки можно, говорят эксперты. Для этого важно фиксировать доказательства вашей добросовестности на каждом этапе сделки и быть готовым защищать свою позицию в суде.