ПРАВО.ru
Практика
6 августа 2024, 12:35

Матрица ответственности, конфиденциальность и хранение данных: как прошел Avito Privacy Day

Матрица ответственности, конфиденциальность и хранение данных: как прошел Avito Privacy Day
30 июля в офисе «Авито» прошел бизнес-завтрак Avito Privacy Day. На мероприятии обсудили новые практики защиты персональных данных, поделились опытом создания специальных подразделений и рассмотрели последние законодательные подходы. Среди гостей были лидеры области защиты данных ведущих технологических компаний страны, представители регулирующих органов и экспертного сообщества, в том числе «Авито», «Яндекса», Ozon, Сбербанка, «Самоката», Ассоциации больших данных и Regional Privacy Professionals Association.

В начале мероприятия гостей приветствовал управляющий директор по юридическим вопросам «Авито» Александр Смирнов. Он рассказал, что «Авито» проводит бизнес-завтрак в рамках празднования Дня защиты персональных данных в компании. «Это большое мероприятие, которое направленно на повышение осведомленности сотрудников о правильной работе с личной информацией», — поделился Смирнов.

Первой прошла панельная дискуссия «От комплаенса к доверию: зрелость компаний в области работы с персональными данными». Ее модератором выступила руководитель практики правовой поддержки защиты данных «Авито» Марина Юфа. Она отметила, что сегодня защита персональных данных становится кросс-функциональной задачей, в которую вовлечены специалисты различных подразделений. «Мы уже выросли из ситуации, когда можно просто дообучить юриста и сделать его ответственным за обработку персональных данных. Все больше компаний выстраивают полноценные privacy-функции, то есть функции конфиденциальности, которые, кроме юристов, включают специалистов по информационной безопасности, связям с общественностью и государственными органами, управленческим процессам. И ключевые вопросы, которые стоят перед участниками рынка — как организовать взаимодействие этих людей, определить приоритеты и критерии эффективности?», — заявила модератор. 

Соучредитель Сообщества профессионалов в области приватности (Regional Privacy Professionals Association, RPPA.pro) Кристина Боровикова согласилась с тем, что сегодня privacy-экспертиза в бизнесе сильно изменилась, причем в лучшую сторону. Раньше ключевой метрикой был набор определенных документов, без особого внимания к их содержанию и происходящим внутри процессов приватности изменениям, а сегодня все чаще на первое место выходят инструменты учета данных, аналитика эффективности функции и встраивание процессов приватности в бизнес-процессы самой компании. Важным инструментом достижения этих целей может стать составление матрицы распределения ответственности (RACI), которая закрепит роли каждого эксперта в конкретной задаче, отметила спикер. RACI — это инструмент для управления отношениями в команде, сделанный в виде таблицы, с помощью которой распределяют ответственность, полномочия и роли. 

По мнению руководителя функции DPO «Самоката» Елизаветы Дмитриевой, на первом этапе в компании обязательно должен быть человек, который будет выстраивать процессы обработки и защиты персональных данных. Еще она обратила внимание на необходимость автоматизации такого контроля. «Эффективность любого технологического бизнеса определяется прежде всего умением контролировать данные и управлять ими. Автоматизация в этом смысле — не только строчки кода или регламентов, а прежде всего отлаженный процесс взаимодействия людей, который происходит с использованием информационных систем. Чем прозрачней процесс для всех вовлеченных, тем меньше ресурсов будет тратиться, а результат будет соответствовать целям бизнеса», — сказала Дмитриева.

Руководитель направления правовой защиты данных Сбербанка Герман Сабиров продолжил дискуссию о построении доверительных отношений с субъектами и обратил внимание на необходимость формирования осознанного подхода в применении правовых оснований обработки персональных данных в контексте принципов законности и справедливости. 

Компании уже на этапе разработки новых IT-продуктов должны задумываться над интересами субъектов персональных данных и взвешенно подходить к используемым правовым основаниям обработки. Мы должны быть с ними честными: не нужно навязывать согласия там, где они излишни.

Герман Сабиров, руководитель направления правовой защиты данных Сбербанк

Подход операторов, основанный исключительно на администрировании сбора и отзыва согласий, безнадежно устарел, отметил Сабиров. По мнению спикера, необходимо активно использовать и иные правовые основания, в том числе законный интерес. Он рассказал, что крупные операторы с развитой privacy-функцией рассматривают возможность разработки или уже применяют методику оценки законного интереса для конкретных процессов обработки, если в рамках проектируемых процессов соблюдают установленные в законе критерии. «Важнейшим из них является правило о ненарушении прав субъектов, смысл которого сводится к нахождению баланса между правами и законными интересами оператора и субъектов персональных данных, с учетом разумных ожиданий последних», — отметил эксперт.

На второй части мероприятия гости беседовали на тему: «Есть ли место балансу интересов пользователя и компании в российский практике?». Модератором дискуссии выступила директор по стратегическим проектам Ассоциации больших данных (АБД) Ирина Левова. Она вместе с собравшимися обсудила, как компании могут самостоятельно повысить уровень защищенности пользовательских данных. 

Крупные игроки технологического рынка все активней подключаются к процессу саморегулирования. Например, в этом году «Яндекс», «Авито», «Т-Банк» и «Вымпелком» подписали отраслевой стандарт защиты данных.

Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Ассоциации больших данных (АБД)

Руководитель службы комплаенса и обучения информационной безопасности «Яндекс» Анна Зинчук обратила внимание, что новый стандарт не просто определяет принципы и механизмы надежного хранения и защиты данных, но и позволяет объективно оценить зрелость внутренних процессов, сформировать стратегию их усовершенствования. В ближайшее время к нему должны присоединиться и другие участники рынка, поделилась спикер. 

В ходе дискуссии руководитель группы правового сопровождения работы с персональными данными «Яндекса» Алексей Грибанов поднял вопрос ответственности операторов при инцидентах безопасности персональных данных. 

Регулирование нужно менять так, чтобы соблюсти баланс интересов между пользователями и бизнесом.

Алексей Грибанов, руководитель группы правового сопровождения работы с персональными данными «Яндекс»

Еще одной темой обсуждения стал принцип минимизации хранения персональных данных для снижения рисков. Метод предполагает хранение только тех данных, которые необходимы для заявленных целей. Из минусов: такой подход требует внедрения дополнительных организационно-технических мер. Руководитель практики защиты персональных данных Ozon Михаил Ратушный отметил, что этот принцип должен применяться на практике, включая использование синтетических данных и раздельное хранение персональной информации. Эксперт уверен: «Это позволит снизить потенциальные риски и повысить защиту данных».

Юфа отметила, что прозрачная коммуникация с пользователями — один из ключевых факторов, повышающих доверие. «Исследования показывают, что простой и доступный язык согласий на обработку персональных данных снижает уровень тревожности пользователей, помогает им разобраться в том, какие документы и согласия действительно необходимы. Мы в Авито понимаем важность развития privacy-культуры, поэтому активно работаем на тем, чтобы все документы были максимально понятны нашим пользователям», — сказала Юфа.

Исследования показывают, что простой и доступный язык согласий на обработку персональных данных снижает уровень тревожности пользователей, помогает им разобраться в том, какие документы и согласия действительно необходимы. Мы в Авито понимаем важность развития privacy-культуры, поэтому активно работаем на тем, чтобы все документы были максимально понятны нашим пользователям

Марина Юфа, руководитель практики правовой поддержки защиты данных «Авито»

Подводя итоги встречи участники определили отраслевой стандарт для бизнеса: в процессе обработки персональных данных на первый план должны выходить интересы пользователей. Инструменты и подходы, которые использует бизнес, должны быть прозрачны и удобны. Это позволит повысить уровень взаимного доверия и обеспечить надежную защиту данных, уверены эксперты.