Практика
27 августа 2024, 20:02

Задержание Павла Дурова: что известно

О сути претензий французской прокуратуры к основателю «Телеграма» через два дня после его задержания известно немного. Понятно лишь, что сейчас он находится под стражей в рамках расследования 12 преступлений, которые совершили неустановленные лица. В таких условиях экспертам остается только строить догадки. Право.ru собрало версии, которыми за последние двое суток эксперты поделились публично. Юристы делают акцент на том, что при отказе Дурова сотрудничать со следствием ему точно грозит серьезный срок лишения свободы.

Мнения экспертов

Как объяснила РБК французский адвокат Джоанна Прево, после истечения срока задержания подозреваемый в совершении киберпреступления должен быть освобожден, «и расследование будет продолжено, или он может быть представлен суду, который решит, следует ли его задерживать во Франции на время расследования или следующего этапа судебного разбирательства, которое может длиться много лет, поскольку киберпреступления требуют длительных судебных разбирательств». Прево при этом отметила: во Франции такие расследования имеют статус секретных. Кроме того, для доступа к «Телеграму» Франции потребуется сотрудничество властей стран, на территории которых находится компания, и тогда «возникает скорее дипломатический вопрос, чем судебный». 

Французский адвокат и преподаватель юридического университета имени Жана Мулена в Лионе, профессор НИУ ВШЭ Ален Дюфло в разговоре с РБК тоже связал арест бизнесмена «скорее с политическими, нежели юридическими причинами». Он отметил, что для проведения расследования «французскому правосудию» нужно ознакомиться с документами «Телеграма», а получить доступ к ним будет затруднительно, ведь офис компании находится в ОАЭ. В разговоре с «Известиями» Дюфло предположил, что бизнесмену в теории может грозить до 20 лет заключения. «Это тот срок, который он, по крайней мере теоретически, может получить. Но я подчеркиваю — теоретически, потому что на практике суды обычно проводят различие между главным преступником и соучастниками», — сказал эксперт.

Главный юрист практики интеллектуальной собственности ЭБР и преподаватель Moscow Digital School Кирилл Ляхманов считает обвинения французских правоохранителей абсурдными. По его мнению, арест Дурова связан с недавним обновлением монетизации площадки — в 2020 году Дуров гарантировал Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), что криптовалюты не будут встроены в «Телеграм». Оценивая риски мессенджера, юрист считает, что «Телеграм» может развиваться по одному из двух основных направлений: если Дуров не пойдет на сделку со следствием, не откажется от внедрения криптовалют и не предоставит доступ властей к перепискам, его осудят на значительный срок. Если сделка состоится — бизнесмену предъявят обвинение, связанное с ограничением, а не лишением свободы. И тогда он останется во Франции в рамках обеспечения выполнения сделки.

Риски передачи французским силовикам ключей шифрования «Телеграма» оценил медиаюрист Федор Кравченко в разговоре с «Фонтанкой». По его словам, такая вероятность существует в рамках заключения Дуровым сделки со следствием. «Если Дуров от этого откажется, то к нему не будут во Франции, скорее всего, применены пытки или угрозы лишить его состояния. Речь будет идти о том, что он понесет наказание за то, что совершил», — считает эксперт. Что он совершил — еще неизвестно, пока лишь звучит обвинение отсутствии сотрудничества с французской полицией. Но это в любом случае не делает Дурова ответственным за те преступления, которые могли быть совершены кем-то с использованием мессенджера, уверен Кравченко.

Оценивая потенциал для использования «Телеграм» в незаконных целях, антикоррупционный эксперт Илья Шуманов* отмечает: мессенджер, благодаря своим функциям, направленным на обеспечение конфиденциальности и безопасности, действительно может использоваться для незаконных финансовых операций, включая отмывание денег и киберпреступления. Это беспокоит регуляторов, ведь криптовалюты и токены используют в анонимных транзакциях, что усложняет их отслеживание и контроль. Эксперт обратил внимание и на отсутствие достаточных мер по обязательной проверке сервисом данных пользователей. «Несмотря на намерение внедрить меры по «Знай своего клиента» (KYC) и борьбы с отмыванием денег (AML) для будущих сервисов, «Телеграм» заявил, что не будет иметь доступа к этой информации. Это создает риски для соблюдения нормативных требований и предотвращения незаконной деятельности», — резюмировал Шуманов*.

Эксперты по корпоративному комплаенсу обратили внимание и на другие опасные для «Телеграма» моменты. Например, в публичном доступе нет правил пользования площадкой, пишут Compliance practice. При этом сами по себе правила существуют, но с ними можно ознакомиться лишь при регистрации. По мнению экспертов, Дуров, будучи собственником и управляющим такого крупного мессенджера, должен нести соответствующие обязанности и ответственность. «То, что ему вменяют — не касается предоставлений ключей шифрования, а касаются должной проверки и модерации против преступлений (распространение наркотиков, отмывание денежных средств, публикация детской порнографии и т.д.)», — отметил канал.

Эксперты индийского издания Business Standard предположили, какую цель могут преследовать французские власти, хотя другие платформы (например, WhatsApp и X) сталкиваются с теми же проблемами, что и «Телеграм». Они считают, что дело в самом бизнесмене, у которого нет гражданства США и есть российский паспорт. Кроме того, хотя «Телеграм» — крупный мессенджер, он все же не обладает теми же ресурсами как технологический гигант вроде Meta**. «Это делает его более доступной мишенью для судебных исков», — считают эксперты Business Standard. Кроме того, арест владельца «Телеграма» продолжает глобальные дебаты о том, какую ответственность обязаны нести технологические платформы за контент на их сайтах. Особенно, если сервис охватывает сразу несколько стран.

История преследования Дурова во Франции

О задержании российского предпринимателя и основателя мессенджера «Телеграм» Павла Дурова в парижском аэропорту Ле-Бурже вечером 24 августа сообщили источники французских BFMTV, TF1 и Le Parisien. Его заключили под стражу на 48 часов. Причиной задержания, как предполагалось на тот момент, стало предварительное расследование французских властей преступлений, которые совершаются людьми, использующими в этих целях «Телеграм». Так Дуров, по версии силовиков, по сути, становится соучастником этих преступлений: в мессенджере нет модерации, а сам «Телеграм» якобы предлагает инструменты, которые способствуют совершению противоправных действий: например, возможность зарегистрироваться в приложении с временного номера телефона либо использовать внутри него криптовалюты. Все это осложняет борьбу властей с наркоторговлей, отмыванием денег, мошенничеством и прочими преступлениями, передавал телеканал TF1.

В тот же день посольство России во Франции запросило у властей страны разъяснения о причинах задержания Дурова и потребовало предоставить ему консульский доступ, но, как указано в сообщении, французская сторона уклонилась от взаимодействия. «У него французское гражданство, что Франция воспринимает в качестве основного», — заявила РИА «Новости» официальный представитель российского МИД Мария Захарова. Французский паспорт Дуров получил в августе 2021 года. Помимо него у бизнесмена есть еще три гражданства: России, ОАЭ, Сент-Китс и Невис (Карибские острова). Россию Дуров покинул в 2014 году, а в апреле 2022 года попросил Forbes не называть его российским миллиардером.

На следующий день после задержания бизнесмена, 25 августа, команда «Телеграма» заявила, что мессенджер соблюдает законы Евросоюза, в том числе Закон о цифровых услугах, а Дурову «нечего скрывать, и он часто путешествует по Европе». «Абсурдно утверждать, что платформа или ее владелец несут ответственность за злоупотребление этой платформой. <...> Мы ждем скорейшего разрешения этой ситуации», — говорится в публикации.

Потом, согласно пресс-релизу французской прокуратуры, срок задержания Дурова продлили до 28 августа. При этом максимальный срок содержания под стражей во Франции составляет 96 часов, поэтому завтра Дурова должны либо освободить, либо доставить в суд для предъявления обвинений, пишет Le Figaro. Из сообщения прокуратуры, с которым ознакомилось издание The Bell*, следует, что бизнесмена поместили под стражу в рамках расследования 12 преступлений, в том числе соучастия в администрировании онлайн-платформы для содействия незаконным транзакциям в составе организованной группы, в приобретении, транспортировке, хранении, предложении либо продаже наркотиков, отказа от предоставления по запросу компетентных органов данных либо документов, необходимых для разрешенных законом перехватов данных. Это судебное расследование начали 8 июля против неустановленного лица. Телеграм-канал ВЧК-ОГПУ обратил внимание, что одна из статей Уголовного кодекса Франции, которую вменяют Дурову, вступила в силу лишь 17 февраля 2024 года. Речь о ст. 323-3-2 об администрировании онлайн-платформы, на которой разрешен незаконный оборот запрещенных продуктов, контента либо услуг. Санкция по ней составляет от пяти до десяти лет лишения свободы и штраф от €150 000 до €500 000.

Арест российского бизнесмена прокомментировал и президент Франции. «Это ни в коем случае не политическое решение. Решение остается за судьями», — заверил Эмманюэль Макрон. Еще он подчеркнул, что в правовом государстве в соцсетях, как и в реальной жизни, свободы осуществляются в законных рамках, а обеспечение соблюдения закона возложено на полностью независимые суды.

По состоянию на 19:00 по московскому времени 27 августа информации об официальном предъявлении обвинения Дурову не было.

* Признано лицом, выполняющим функции иностранного агента.

** Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.