Практика
16 октября 2024, 17:34

Поломка ГАС «Правосудие»: что делать сейчас и как восстановить сроки потом

Масштабный сбой в работе сервисов российских судов случился еще на прошлой неделе, но ресурсы не работают до сих пор. Из-за этого с серьезными трудностями столкнулись участники судебных споров и их представители. Одни не смогли направить документы в суд в электронном формате, другие — узнать реквизиты суда для уплаты госпошлины. Чтобы вы смогли минимизировать негативные последствия от случившегося, мы узнали у литигаторов, какие меры предпринять в подобной ситуации и как добиться восстановления пропущенных из-за технических проблем сроков.

Что можно предпринять в случае сбоя

 Если избежать пропуска срока невозможно, юрист Melling, Voitishkin & Partners Светлана Васильева советует:

Зафиксировать попытку подачи документа и технического сбоя (сделать скриншот, направить запрос в техническую службу поддержки сервиса).Зафиксировать отсутствие возможности подать документ другим способом (подтвердить, что заявитель находится в ином городе, сохранить информацию о часах работы почтовых отделений).Обеспечить подачу документа в суд с мотивированным ходатайством о восстановлении срока сразу, как это станет возможным.

Руководитель проектов адвокатского бюро S&K Вертикаль Борис Романов рекомендует обязательно направлять документы в суд не только электронно, но и через «Почту России». «Сейчас это наиболее надежный способ, чтобы не пропустить процессуальные сроки», — комментирует юрист. Если по каким-то причинам так сделать не удастся, Романов предлагает зафиксировать, что возможности обратиться в суд через электронные сервисы нет. Еще один вариант — сдать документ в канцелярию суда под отметку о получении. Управляющий партнер юркомпании «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский говорит и о другой опции: направить документы можно по адресу электронной почты суда. 

Если доехать до суда или отделения почты нет возможности, у «Почты России» есть удобный сервис отправки электронных писем, что в случае горящих дедлайнов упрощает процесс.

Анастасия Ентякова, юрист практики разрешения споров SEAMLESS Legal

Этот сервис «Почты России» доступен на их сайте.

Главный совет от Михаила Задорова, старшего юриста адвокатского бюро «Бартолиус», — избавиться от привычки подавать документы в последний день срока. Он рекомендует предусмотреть возможность обращения в суд несколькими способами. Это касается как форм подачи документов, так и необходимого количества представителей по доверенности, каждый из которых может заменить другого для организации подачи документа в суд при необходимости.

Но проблема касается не только подачи процессуальных документов. Еще одна трудность, с которой столкнулись участники процессов, — нельзя узнать информацию, обычно размещенную на официальных сайтах судов. Это могут быть банковские реквизиты для уплаты госпошлины, номера телефонов помощников судей и прочее, что редко выводится в кратком описании сайта в поисковиках. Ентякова советует: номера телефонов судей можно найти в ранее вынесенных судебных актах по делу или воспользоваться информацией, размещенной судами на официальных ресурсах в социальной сети «ВКонтакте» или в «Телеграме».

Что сделать, чтобы восстановили срок на подачу документов

Если избежать пропуска срока из-за технических неполадок не получилось, Задоров рекомендует направить запрос в Судебный департамент при Верховном суде о времени и причинах сбоя. Ответ на такой запрос, подтверждающий, что проблема была, необходимо представить в суд с ходатайством о восстановлении срока на подачу процессуального документа.

Романов советует попробовать получить письменное подтверждение неработоспособности сервиса не только у Суддепа, но и со стороны самого суда. Более затратная опция — провести осмотр сайта суда с нотариусом, чтобы подтвердить неработоспособность сайта заверенным протоколом. «Такие доказательства помогут при разрешении процессуального вопроса о восстановлении срока», — отмечает эксперт. По словам Ентяковой, доказательства можно собрать и без нотариуса. «Например, [это могут быть] снимки экрана, подтверждающие технический сбой при направлении корреспонденции, официальные публикации о технических проблемах и другое», — поясняет юрист.

По мнению Васильевой, в этот раз заявителям может помочь то, что сбой в работе сайтов судов и системы ГАС «Правосудие» освещали СМИ. «В связи с этим доказать факт технического сбоя будет сравнительно просто, а основная сложность будет заключаться в доказывании влияния сбоя на пропуск срока», — уверена эксперт.

Варшавский уверен, что суды не будут считать технический сбой системы ГАС «Правосудие» уважительной причиной для восстановления нарушенного срока подачи иска или жалобы. Он приводит в пример массовый сбой у программного обеспечения Федеральной таможенной службы годичной давности. Тогда Россия на сутки лишилась импорта, а бизнес понес убытки в несколько сотен тысяч рублей из-за сбоя единой информационной таможенной системы. Тогда ФТС не посчитала это обстоятельство в качестве извиняющего для участников внешнеэкономической деятельности. 

Уже сейчас понятно, что судебные органы не настроены разделять ответственность за технический сбой с участниками судебного процесса.

Владислав Варшавский, управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры»

Сам по себе технический сбой в системах вряд ли признают уважительной причиной пропуска срока, соглашается Романов. 

Какая судебная практика складывается по таким спорам

Перечень уважительных причин пропуска срока открытый. Поэтому участник спора может ссылаться и на технический сбой. Но обычно суды отказываются восстанавливать срок на этом основании, отмечает Романов. Они указывают на возможность подачи документов иным способом и отсутствие в деле доказательств сбоя в системе. Так произошло в деле № А40-288477/2021. «Истец был вправе подать апелляционную жалобу посредством почтового отправления или непосредственно в суд через канцелярию суда. Указанным правом истец не воспользовался», — объяснил 9-й ААС свой отказ. Правда, в этом деле участник спора опоздал с подачей жалобы почти на месяц. 

В редких случаях сроки по обсуждаемому основанию все же восстанавливают. И ключевую роль в этом играет именно количество дней, на которые опоздал заявитель. Романов приводит в пример определение Пятого кассационного СОЮ по делу № 88-2932/2023. В этом споре заявитель своевременно подал апелляционную жалобу в электронном виде, но из-за сбоя в системе документ не поступил. Суд восстановил пропущенный срок, приняв во внимание незначительный пропуск — всего четыре дня.

Необходимо помнить, что вопрос восстановления срока зависит от субъективного усмотрения конкретных судей.

Светлана Васильева, юрист Melling, Voitishkin & Partners

Надежду дают и определения Верховного суда, который не раз подтверждал правильность восстановления сроков при техническом сбое при определенных условиях. Так, в деле № А63-13652/2021 о восстановлении срока попросила таможня. В ходатайстве заявитель сослался на технический сбой системы «Мой арбитр». Для подтверждения доводов хватило снимков экрана, и срок таможне восстановили. Такое же решение судьи приняли в деле № А73-10292/2018. В определении не сказано, какими доказательствами заявитель подтвердил сбой, но в качестве одного из обоснований своего решения судья ссылается на незначительный пропуск срока.

Васильева приводит еще несколько примеров, когда суды восстанавливали сроки, пропущенные по причине сбоя:

в работе сервиса отправки электронных писем «Почты России» — дело № А56-73306/2023;в информационной системе «Мой арбитр» — дело № А40-69793/2017;на сайте суда — определение № 88-8602/2021 Первого кассационного суда;в работе системы ГАС «Правосудие» — определение № 88А-6007/2021 Шестого кассационного суда.

Несмотря на наличие положительной судебной практики по восстановлению сроков в случае технических сбоев, эксперты единогласно рекомендуют не полагаться лишь на электронную подачу документов и всегда иметь запасной план действий. Это поможет избежать пропуска важных процессуальных сроков и связанных с этим рисков для клиентов. А если нарушения сроков избежать не удалось, нужно сделать все, чтобы он был незначительным, — это повысит шансы на его восстановление судом.

Сбой в ГАС «Правосудие»: что известно

Масштабный сбой в работе ГАС «Правосудие», которая обеспечивает функционирование всех сервисов судов общей юрисдикции, случился в ночь с 6 на 7 октября. Как писала Газета.ru, причина случившегося — хакерская атака группировки BO Team. Суддеп при ВС признал неполадки лишь вечером 8 октября, назвав произошедшее «инцидентом информбезопасности внутри ведомственного контура автоматизированной системы „Правосудие”». Из-за этого стали недоступны следующие сервисы:

сайты федеральных арбитражных судов на домене arbitr.ru;телефония арбитражных судов (Microsoft Lync);ГАС «Правосудие» (сайты судов общей юрисдикции, региональных управлений Судебного департамента в доменной зоне sudrf.ru, мировых судей под доменом msudrf.ru);модуль «Электронное правосудие», личные кабинеты работников судов;службы электронной почты ГАС «Правосудие»;ПИ ВКС (расписание сеансов ВКС);ПИ Недвижимость.

Позднее Суддеп разослал письмо, из которого следует, что ГАС «Правосудие», сайты судов и другие связанные сервисы починят не раньше 18 октября. О восстановлении доступа к сайтам и сервисам пообещали сообщить дополнительно. На момент публикации сервисы по-прежнему не работают. При этом последствия атаки точно не известны — возможно, какая-то информация исчезнет из систем навсегда, если у судов не было резервных копий данных.