ВС выпустил обзор судебной практики по защите прав потребителей
Повышение ответственности продавцов и поставщиков
Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. В нем собраны позиции по 24 судебным делам за 2023–2024 годы, которые дошли до рассмотрения в гражданской коллегии и, по ее мнению, оказались наиболее интересными в этой сфере.
ВС продолжает бороться с типовыми согласиями и заранее заполненными формами. Часть из приведенных выводов связана с предоставлением кредитных услуг в онлайн-формате. Согласие должно:
обеспечивать безопасность и соблюдение установленных законом гарантий, в том числе право на осознанный выбор финансовых услуг;предусматривать подтверждение факта формирования электронной подписи конкретной личностью;соответствовать условиям кредитного договора и не включать право банка в одностороннем порядке увеличивать размеры комиссий или вводить новые.Согласно одному из разъяснений, если потребитель приобрел товар у другого покупателя, он все равно вправе требовать у первоначального продавца полного возмещения убытков из-за дефектов товара. ВС напомнил, что при заключении договоров долевого строительства нельзя устанавливать сокращенные сроки гарантийных обязательств в сравнении с указанными в законе.
Помимо этого, суд уточнил подходы к вопросам неустойки, качества товаров и услуг, сроков выполнения обязательств. Например, штраф за несоблюдение добровольного удовлетворения требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы не снижается из-за несоразмерности.
Мнение экспертов: баланс интересов потребителей и исполнителей
В отдельных случаях новые разъяснения ВС предоставляют гарантии потребителям в ущерб интересам бизнеса, считает партнер и руководитель судебно-арбитражной практики Nextons Роман Зайцев. Например, позиция, что правами потребителя наделяется не только сторона-покупатель, но и тот, кому впоследствии перешел предмет купли-продажи. Теперь истец может отказаться от договора и взыскать в полном размере стоимость товара, которую ответчику не уплачивал, объяснил эксперт.
Такая чрезмерная опека над потребителями грозит стать поводом для злоупотребления последними своими правами и увеличения количества подобных исков.
Соглашаясь с коллегой, адвокат, руководитель практики разрешения споров ИнфралексМихаил Гусев, отметил позицию о порядке заключения договора потребительского кредита с использованием интернет-сервисов. Теперь банки будут обязаны пристально следить за безопасностью личных данных их клиентов.
Разъяснение об онлайн-кредитах может дополнительно защитить контрагентов при оформлении договора и обезопасить кредитные организации от необоснованного оспаривания сделок, заключенных дистанционно.
Продолжая дискуссию, партнер АБ Бартолиус Мухамед Афаунов обратил внимание на новую практику о компенсации морального вреда, уточнение критериев для определения ее размера и подходов к обоснованию таких требований. ВС подчеркнул, что ее применение возможно в случаях, когда нарушение прав вызвали не только материальные, но и эмоциональные или физические страдания. При этом размер компенсации определяется судом с учетом обстоятельств конкретного дела: степени вины нарушителя, последствий для потребителя и характера причиненного вреда. Эксперт уточнил, что для удовлетворения требований о компенсации морального вреда теперь не требуется доказывать значительность страданий — достаточно факта нарушения прав.
Это будет стимулировать пострадавших потребителей, которые раньше избегали обращений с исками из-за сложности доказательства эмоционального ущерба.
Он считает, что суды начнут чаще удовлетворять такие требования. В целом разъяснения направлены на повышение ответственности продавцов и поставщиков за качество обслуживания и достоверность информации, подытожил Афаунов.