Языки любви и нейросети: о чем говорят маркетологи юрфирм
Иллюстрация: Midjourney.com
В День всех влюбленных на конференции Право.ru маркетологи говорили о любви к профессии. Эксперты рассуждали о том, какие инструменты помогут выразить признательность к клиенту и команде, давали советы о продвижении бренда в интернете и офлайне, а еще делились лайфхаками о грамотном заполнении анкет для «Право-300». Обсудили и последние тренды: серьезный вызов для отрасли несет развитие искусственного интеллекта. Новые технологии меняют подходы к работе, ускоряя производство контента и автоматизируя труд маркетолога.
Исследование юррынка
В начале мероприятия руководитель рейтинга «Право-300» Вероника Галкина рассказала об итогах 2024 года, который побил рекорд по числу анкет, компаний и номинаций, став самым крупным исследованием за 15 лет существования. Скоро Право.ru представит и индивидуальный рейтинг юристов: на сегодня заявки прислали 7646 юристов. Туда войдут лучшие специалисты компаний, имеющие особые заслуги и получившие наибольшее число рекомендаций. Отзывы собирают по почте или телефону, и получить их бывает непросто: кто-то не хочет рассказывать о юристах, а кто-то вовсе не берет трубку. Хотя эти опросы нужны не только аналитикам, но и самому бизнесу, отметила Светлана Лашук, директор по маркетингу и развитию Монастырский, Зюба, Степанов & ПартнерыМонастырский, Зюба, Степанов & ПартнерыФедеральный рейтинг.группаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (споры high market)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаУголовное правогруппаЧастный капиталПрофайл компании Они помогают обновить информацию о проекте, отследить сбои в коммуникациях и получить обратную связь. Чтобы повысить эффективность опроса, лучше предупредить своего клиента заранее — написать письмо или позвонить.
Индивидуальный рейтинг должен не сколько добавлять цену юристу, а сообщать о нем его ценность.
Владислав Головинский, заместитель директора Департамента стратегических коммуникаций Адвокатское Бюро ЕПАМАдвокатское Бюро ЕПАМФедеральный рейтинг.группаАПК и сельское хозяйствогруппаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаГЧП/Инфраструктурные проектыгруппаЗащита персональных данныхгруппаЗемельное правогруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКомплаенсгруппаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаМорское правогруппаНалоговое консультирование и споры (консультирование: high market)группаНалоговое консультирование и споры (споры)группаНедвижимость, земля, строительство (mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)1место
По выручке5место
По выручке на юриста1место
По количеству юристовгруппаПриродные ресурсыгруппаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаРынки капиталовгруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаСтраховое правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТранспортное правогруппаТрудовое и миграционное правогруппаУголовное правогруппаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаФинансовое/Банковское правогруппаЦифровая экономикагруппаЧастный капиталгруппаЭкологическое правогруппаЭнергетикаПрофайл компании
Претензия на место в рейтинге становится вызовом для всех команд, ведь число рекомендуемых юристов ограничено, добавляет Головинский. Решать эту проблему должны сами компании, четко продумывая, кого они хотят подсветить. Выстраивать стратегию важно и для участия в рейтинге компаний, считает Алина Зорьева, директор по маркетингу BGP LitigationBGP LitigationФедеральный рейтинг.группаАПК и сельское хозяйствогруппаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаЗащита персональных данныхгруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКомплаенсгруппаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаМорское правогруппаНалоговое консультирование и споры (консультирование: mid market)группаНалоговое консультирование и споры (споры)группаНедвижимость, земля, строительство (mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)4место
По выручке14место
По выручке на юриста2место
По количеству юристовгруппаПриродные ресурсыгруппаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТранспортное правогруппаТрудовое и миграционное правогруппаУголовное правогруппаФармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение)группаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаЦифровая экономикагруппаЧастный капиталгруппаЭнергетикаПрофайл компании От корректности выбранного плана работы с проектами зависит то, в какую номинацию будет подавать заявку фирма, — в mid или high маркет. Если это средний проект, заявить его в раздел high, куда всем так хочется попасть, не получится.
Все любят отличников: они всегда первые и самые тщательные. Клиенты обращают на это внимание.
Алина Зорьева, директор по маркетингу BGP LitigationBGP LitigationФедеральный рейтинг.группаАПК и сельское хозяйствогруппаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаЗащита персональных данныхгруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКомплаенсгруппаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаМорское правогруппаНалоговое консультирование и споры (консультирование: mid market)группаНалоговое консультирование и споры (споры)группаНедвижимость, земля, строительство (mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)4место
По выручке14место
По выручке на юриста2место
По количеству юристовгруппаПриродные ресурсыгруппаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТранспортное правогруппаТрудовое и миграционное правогруппаУголовное правогруппаФармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение)группаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаЦифровая экономикагруппаЧастный капиталгруппаЭнергетикаПрофайл компании
Чтобы быть лидером, важно привлекать клиентов и анализировать свою работу, соглашается Денис Литвинов, управляющий партнер Land Law FirmLand Law FirmФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаЗемельное правогруппаНедвижимость, земля, строительство (high market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниеПрофайл компании Но это далеко не главное.
Важно хорошо выполнять свою работу. Тогда признание придет.
Денис Литвинов, управляющий партнер Land Law FirmLand Law FirmФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаЗемельное правогруппаНедвижимость, земля, строительство (high market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниеПрофайл компании
Литвинов рассказал о своей истории участия в исследованиях Право.ru. Он посоветовал описывать кейсы так, чтобы они «заиграли», и отбирать проекты для анализа заранее. По его мнению, не нужно объяснять, какие ходатайства подал юрист, но важно рассказать, что он сделал для клиента и какой результат получил.
Пять языков любви
Чувство любви и признательности можно выразить несколькими способами, говорит Алексей Отраднов, коммерческий директор Право.ru. О пяти языках любви Гэри Чепмен написал целую книгу. «В День всех влюбленных мы решили порассуждать, как эти сигналы можно выразить с помощью маркетинга», — сказал Отраднов. За основу взяли идею Чепмена, объяснила задумку Анна Федорова, директор по маркетингу и мероприятиям Право.ru. Он выделял пять языков любви: помощь, время вместе, прикосновения, подарки и благодарность. Все они находят отражение в маркетинге.
Можно выстраивать отношения с клиентом через помощь и заботу, сказала Анна Рыбалко, директор по развитию бизнеса Деловые Решения и ТехнологииДеловые Решения и ТехнологииФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаЗащита персональных данныхгруппаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаКомплаенсгруппаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)группаНалоговое консультирование и споры (консультирование: mid market)группаНалоговое консультирование и споры (споры)группаНедвижимость, земля, строительство (mid market)группаСанкционное правогруппаТрудовое и миграционное правогруппаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаЧастный капитал Это первый язык любви и секрет успешного продвижения: у клиента есть проблема, и нужно показать, что мы знаем, как ее решить. Если о помощи клиент попросит прямо, то разбираться, как о нем нужно позаботиться, должны юристы. Здесь, например, поможет организация бесплатных обучающих мероприятий, которые проводит авторитетный спикер. Так компания продемонстрирует, что знает истинные потребности клиента и заботится об их удовлетворении.
О важности совместного времени говорила Екатерина Васенкова, директор по маркетингу АЛРУДАЛРУДФедеральный рейтинг.группаАПК и сельское хозяйствогруппаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаЗащита персональных данныхгруппаЗемельное правогруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКомплаенсгруппаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаНалоговое консультирование и споры (консультирование: high market)группаНедвижимость, земля, строительство (mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаПриродные ресурсыгруппаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТрудовое и миграционное правогруппаУголовное правогруппаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаФинансовое/Банковское правогруппаЦифровая экономикагруппаЭнергетикаПрофайл компании В маркетинге оно выражается через коммуникации, встречи и мероприятия. Совместное время ценно как в работе с командой, так и в коммуникациях с партнером. Оно помогает настроить доверительные отношения и влияет на климат в коллективе. На достижение этих целей работает все, включая и рабочее пространство.
Атмосфера и стиль офиса помогают создать правильную коммуникацию и синхронизировать работу сотрудников и партнеров.
Екатерина Васенкова, директор по маркетингу АЛРУДАЛРУДФедеральный рейтинг.группаАПК и сельское хозяйствогруппаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаЗащита персональных данныхгруппаЗемельное правогруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКомплаенсгруппаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаНалоговое консультирование и споры (консультирование: high market)группаНедвижимость, земля, строительство (mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаПриродные ресурсыгруппаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТрудовое и миграционное правогруппаУголовное правогруппаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаФинансовое/Банковское правогруппаЦифровая экономикагруппаЭнергетикаПрофайл компании
Еще в выстраивании отношений помогут «прикосновения» — один из языков любви и признательности. «Прикоснуться» к клиенту можно через разные мероприятия, об опыте организации которых рассказали Алексей Заварзин, директор по развитию бизнеса LidingsLidingsФедеральный рейтинг.группаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаБанкротство (споры mid market)группаЗащита персональных данныхгруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)группаНалоговое консультирование и споры (консультирование: mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (mid market)17место
По выручке10место
По выручке на юриста26место
По количеству юристовгруппаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТранспортное правогруппаТрудовое и миграционное правогруппаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаЭнергетика, экс-директор по PR и стратегическим коммуникациям Versus.legalVersus.legalФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаГЧП/Инфраструктурные проектыгруппаЗащита персональных данныхгруппаЗемельное правогруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаНалоговое консультирование и споры (консультирование: mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (high market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТрудовое и миграционное правогруппаФинансовое/Банковское правогруппаЦифровая экономикагруппаЧастный капиталгруппаЭкологическое право, и Дарья Лопашенко, директор по маркетингу Forward LegalForward LegalФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (споры high market)группаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
Идея «юридических балконов», которые Versus.legalVersus.legalФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаГЧП/Инфраструктурные проектыгруппаЗащита персональных данныхгруппаЗемельное правогруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаНалоговое консультирование и споры (консультирование: mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (high market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТрудовое и миграционное правогруппаФинансовое/Банковское правогруппаЦифровая экономикагруппаЧастный капиталгруппаЭкологическое право провел прошлым летом в Санкт-Петербурге, возникла случайно, рассказывает Заварзин. «Мы оценили имеющиеся у компании ресурсы и поняли, что главный из них — это ее офис, исторический особняк с огромным балконом», — вспоминает он. Так появилась мысль приглашать гостей летних юридических форумов и знакомить их с фирмой. Это удалось сделать: посты об атмосферных вечерах наполнили соцсети и резко повысили узнаваемость бренда. Проведение мероприятий стоило недорого и однозначно окупило затраты.
Лопашенко поделилась воспоминаниями об организации масштабного юбилея компании Forward LegalForward LegalФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (споры high market)группаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market) в октябре прошлого года. Его проведение обошлось в несколько миллионов рублей и заняло месяцы подготовки. Оно достигло своей цели — компания ярко заявила о себе на весь юррынок. Оба мероприятия показывают, что в организации событий ключевое значение имеют атмосфера и вовлеченность.
Неважно, какой у тебя бюджет. Главное — насколько ты и твоя команда включаетесь в процесс.
Дарья Лопашенко, директор по маркетингу Forward LegalForward LegalФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (споры high market)группаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
Продуманность важна и при выборе подарков. Этот особый язык любви не терпит низкого качества и дежурности, считает Екатерина Мишина, директор по маркетингу и PR DelcredereDelcredereФедеральный рейтинг.группаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСанкционное правогруппаФинансовое/Банковское правогруппаЧастный капиталПрофайл компании Нужно планировать бюджет и иметь несколько вариантов клиентских подарков. Идеи для них лежат на поверхности, уверена Мишина. Для этого нужно следить за трендами, слушать клиентов и не бояться креатива. Но нельзя забывать и о презентах коллегам: так вы отблагодарите команду за работу и замотивируете ее на успех, говорит Вероника Яхмур, основатель «Яхмур Спейс». Важно благодарить и себя — это поможет отдохнуть и снять стресс.
Первый человек, о котором вы должны заботиться, — это вы сами.
Вероника Яхмур, основатель «Яхмур Спейс»
На плечах руководителя лежит ответственность за всю команду и ее эмоциональное состояние. Расслабиться и восстановить силы можно, например, с помощью йоги и различных практик медитации. Такие услуги очень востребованы компаниями, у которых налажена система нематериального поощрения работников.
Тренды в маркетинге
На третьей сессии обсуждали маркетинговые тренды. Елена Прохорова, основатель и руководитель BURYA.GROUP, рассказала, когда и для чего юрфирмам со штатными PR-специалистами имеет смысл привлекать маркетинговые агентства. Ни один инхаус не обладает тем уровнем насмотренности, который есть у сотрудника агентства, полагает Раиса Коваль, руководитель по связям с общественностью BURYA.GROUP.
Агентство помогает юрбизнесу решить крупные стратегические задачи, важные для роста и масштабирования компании.
Елена Прохорова, основатель и руководитель BURYA.GROUP
Одной из ключевых тенденций последних лет становится развитие искусственного интеллекта. Но чтобы грамотно его использовать, нужно хорошо разбираться в предмете и детально вникать в рабочие проекты. Технологии ИИ расширили возможности маркетинга в социальных сетях, уверен Федор Жуков, директор партнерского маркетинга Kokoc Group. Главное — воспринимать соцсети как стажера: необходимо проверять и отсматривать все, что он сгенерировал. Нейросети могут дать новые возможности для продвижения и способны серьезно ускорить создание контента, который не должен отставать от инфоповодов. Чтобы быть способным их отслеживать, важно всегда учитывать текущие события, говорит Ксения Жаворонок, арт-директор Setters.
Лучшая рекомендация, которую можно дать, — сидите в соцсетях, смотрите сериалы и залипайте в рилсах. Это поможет креативить.
Ксения Жаворонок, арт-директор Setters
Но творчество не должно выходить за рамки закона. Важно отслеживать, чтобы нейросети не нарушали права на произведения других авторов, добавляет Жаворонок. Подобные кейсы уже сегодня встречаются за рубежом.
Искусственный интеллект — хороший помощник для маркетолога, соглашается Никита Веселов, операционный директор «Сидорин Лаб». Технологии помогают автоматизировать процессы и скорректировать репутацию бренда. Но здесь не обойтись без участия человека: по оценкам аналитиков, более 72% покупателей хотят видеть, как приобретаемый ими товар смотрится в руках реальных потребителей. Еще 83% доверяют блогерам и инфлюенсерам. Этот аспект обязательно нужно учитывать в работе. При этом такой авторитетный человек необязательно должен быть знаменитостью с личным блогом на миллион подписчиков, подчеркнула Айта Лузгина, директор по маркетингу TWIGA Россия, директор по развитию М.И.Р. by Twiga.
Инфлюенсер — человек, мнению которого доверяют. У него может быть сто подписчиков, и этого будет достаточно.
Айта Лузгина, директор по маркетингу TWIGA Россия, директор по развитию М.И.Р. by Twiga
Несмотря на популярность ИИ, в 2025 году значительно вырастет спрос на простое человеческое общение, говорит Татьяна Куликова, директор отделов PR&New Media коммуникационной группы Vinci Agency. Живой человек помогает нам сохранить коммуникацию «лицом к лицу», которая, несмотря на развитие ИИ, будет востребована, резюмировала Лузгина.