ПРАВО.ru
Практика
28 марта 2025, 13:54

Постсанкции и контрсанкции: как изменился ландшафт ведения бизнеса

Постсанкции и контрсанкции: как изменился ландшафт ведения бизнеса
Российские предприниматели адаптировались к постсанкционной реальности и продолжают экспансию на зарубежные дружественные рынки. Поэтому эксперты предрекают бум инвестиционных сделок и международных проектов в 2025–2026 годах. Привычные санкционные режимы тоже меняются: расширились возможности для разблокировки активов, усилилась роль санкционного комплаенса, актуализированы правила действия контрсанкционных мер. Об этих и других темах на стыке права и экономики говорили эксперты на конференции Право.ru.

Защита прав на поле инвестиций

Особый интерес сейчас вызывает тема защиты прав инвесторов и эмитентов. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, ожидается рост инвестиционной активности российского бизнеса, который готов выходить на международный уровень. Во-вторых, иностранные компании вновь начинают рассматривать РФ в качестве перспективного рынка.

Дмитрий Кику, замдиректора департамента контроля за внешними ограничениями Минфина, отметил, что российская экономика, несмотря на санкционное давление, остается открытой, а законодательство ни в коей мере не направлено на ухудшение инвестклимата. Вместе с тем идет работа для защиты отечественного бизнеса: правовые конструкции предусматривают принятие ответных мер как в случае нарушения норм международного права, так и при совершении иностранным государством или международной организацией недружественных действий в отношении РФ.

Управляющий партнер White Stone Дмитрий Чиркин подчеркнул, что в условиях санкционного давления важно при проведении международных сделок и операций действовать на опережение: проявлять фантазию и быть готовым принять риски, отказавшись от традиционных конструкций. Одна из таких возможностей — рокировка, когда вместо истинного бенефициара на опасную центральную вертикаль шахматного поля может выйти другая устойчивая фигура, например ладья.

Хотя экономика приспособилась к санкционным режимам, препятствием для эффективного развития остается режим вторичных санкций, который сильно влияет на средний и малый бизнес. Иван Тимофеев, генеральный директор Российского совета по международным делам, объяснил, что ключевая причина применения вторичных ограничений США — поставки в Россию электроники, промышленных товаров и товаров двойного назначения. Хотя есть соответствующие правовые механизмы, процент вторичных санкций в отношении финансовых институтов крайне низкий. Сейчас среди заблокированных юридических лиц нет глобальных предприятий, но растет число небольших фирм, обратил внимание Тимофеев. После прихода к власти администрации Дональда Трампа тенденция к наращиванию давления приостановилась, но такая политика может иметь временный характер.

При этом в рамках отечественной системы правоприменения существуют барьеры, осложняющие взаимодействие с иностранными контрагентами российских компаний. 

Затронули и тему включения дивидендов в таможенную стоимость импорта. Такая практика стала одной из самых острых проблем для многих импортеров в последние годы. Таможенные органы инициировали масштабные проверки всех компаний, которые выплачивали дивиденды акционерам или участникам. Речь идет о миллиардных доначислениях таможенных платежей. Дело в том, что значительная часть импорта в Россию идет по внутригрупповым сделкам между взаимозависимыми компаниями, если независимые импортеры не ввозят эти товары. При соблюдении норм трансфертного ценообразования это законный подход. Он свидетельствует о высокой степени развитости рынка и торговли, при которой центры прибыли компаний находятся в РФ и большая часть налогов уплачивается в российский, а не в иностранный бюджет, подчеркнул Артем Подшибякин, директор по правовым вопросам, взаимодействию с государственными органами и комплаенс компании «Новая Мода». Минфин даже выпустил в феврале письмо № 27-01-21/11349 в адрес ФТС о подходах к решению этого вопроса на практике. В документе ведомство указывает, что даже если есть связь между поставщиком и импортером, то это не означает манипулирование импортными ценами и обязанность включать дивиденды в таможенную стоимость импорта. Это уже шаг вперед, но полностью не решает проблему, сказал Подшибякин.

Особенно перспективно для российских инвесторов сейчас выглядит рынок ценных бумаг. Илья Шумов, управляющий директор в инвестбанковском подразделении «Россельхозбанка», сказал, что по итогам 2024 года в рамках рыночных публичных размещений удалось привлечь почти 106 млрд руб. Это более чем в два раза превышает результаты за 2023 год, но в семь раз меньше объема публичных размещений в 2021 году, когда еще проходили размещения на площадках за пределами России. В целом рынок акций выглядит сейчас неплохой альтернативой депозитам и рынку облигаций. Учитывая активную поддержку IPO/SPO со стороны государства, рост рынка публичных размещений может продолжиться, прогнозирует докладчик.

Константин Асабин, руководитель дирекции налогового сопровождения инвестиционной деятельности «Альфа Капитала», объяснил, что в условиях санкций держатели ценных бумаг в иностранном контуре могут получать выплаты на рублевые счета в РФ. Сложность представляет неготовность иностранных банков выдавать документы и процесс легализации. Помимо этого, санкции стимулируют интерес к ПИФ и личным фондам как к инструментам сохранения активов и налоговой оптимизации, замещающим иностранные компании, отметил эксперт.

Подвела итоги модератор сессии Нато Цхакая, Партнер, глава регуляторной практики Asari Legal  

Мы наблюдаем стремительные изменения и рокировки на геополитической шахматной доске. Такие преобразования диктуют новые вызовы праву. В рамках нашей сессии получилась интересная и разноплановая дискуссия о защите прав в сфере инвестиций — от новелл российского регулирования, тенденций во вторичных санкциях до отечественного фондового рынка и поиска нетривиальных решений для решения инвестиционных задач с российскими элементами.

Нато Цхакая, партнер, глава регуляторной практики Asari Legal

Перспективы развития бизнеса в период постсанкций

Старший юрист ККМП | Кучер Кулешов Максименко и партнеры Эльвира Хасанова рассуждала о сценариях как усиления, так и ослабления ограничительных мер в энергетическом секторе. Она предупредила, что в отношении некоторых нефтегазовых проектов действуют срочные лицензии, а их могут быстро отменить. Проблемы есть и с генеральными лицензиями, которые могут не продлить или отозвать в любой момент без предварительного уведомления и дополнительных предупреждений. Еще есть риск введения вторичных санкций для нефтегазового сектора по той же модели, с которой столкнулись иностранные финансовые институты, за взаимодействие с подсанкционными банками, отметила Хасанова. 

Тему выхода на китайский и ближневосточные рынки затронул Борис Прибылов, старший юрист практики административного регулирования бизнеса, корпоративной и санкционной практик АЛРУД Глобально он дал следующую рекомендацию: не ограничиваться информацией в публичных источниках и опросом знакомых коллег о стране, а обращаться к местным консультантам. В Китае действует собственное регулирование иностранных инвестиций, экспортного и валютного контроля и контрсанкционные меры, направленные в основном против США и ЕС. Несмотря на такие сложности, бизнес находит решения, а осторожная риторика США может в перспективе снизить барьеры для сотрудничества, предположил Прибылов.

Те активы, которые остаются заблокированными в недружественных юрисдикциях, имеют все же шанс быть размороженными. Андрей Тимчук, партнер и соруководитель санкционной практики Delcredere , отметил, что разблокировка активов остается актуальной и сложной задачей. Основные трудности связаны с требованиями лицензий США, Великобритании и жесткой позицией Казначейства Бельгии, запрещающей вывод активов за пределы этих стран. 

Продажа активов практически невозможна, а альтернативные механизмы, включая обмен и внебиржевые сделки, низкоэффективны. А потому, несмотря на сложность и затраты, разблокировка активов остается единственным действенным решением.

Андрей Тимчук, партнер и соруководитель санкционной практики Delcredere

Сергей Гландин, партнер и адвокат BGP Litigation , рассказал об актуальных вопросах снятия санкций, о том, как это происходит в США, Великобритании и ЕС. Он приводил примеры, когда санкции удалось снять из-за ошибки в установлении принадлежности. 

Снятие санкций — это длительный и сложный процесс, который требует тщательной юридической работы, включая подачу заявлений в соответствующие органы и судебные иски.

Сергей Гландин, партнер и адвокат BGP Litigation

Контрсанкционное регулирование

Помимо соблюдения санкционных ограничений, бизнесу приходится учитывать и контрсанкционные меры, которые реализуются на практике со значительной сложностью и не всегда последовательно. 

Арам Григорян, адвокат, партнер, Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) , рассказал, как обстоят дела с признанием и приведением в исполнение на территории России иностранных судебных актов и решений арбитражей. Статистика показывает, что российские суды, как правило, отказывают в признании, если эти решения:

  • вынесены судом (третейским судом) из недружественной юрисдикции;
  • в пользу иностранного недружественного лица;
  • против российского подсанкционного лица.

И также в случае, когда российский суд ранее вынес антиисковый запрет по правилам 248.2 АПК.

Для повышения шансов на исполнимость иностранного решения рекомендуется использовать нейтральные арбитражные институты, менять место арбитража на дружественные страны, обеспечивать для российского должника гарантии на судебную защиту.

Арам Григорян, партнер Nektorov, Saveliev & Partners (NSP)

Судебная практика также непоследовательна в отношении оценки санкций как обстоятельств непреодолимой силы. На этом вопросе подробно остановилась Дарья Семенова, юрисконсульт Центра сопровождения международных контрактов «Северстали». Хотя суды в отдельных случаях признают такие ограничения непреодолимыми, решение будет зависеть от субъектного состава, в особенности когда стороной договора выступает нерезидент, от предмета договора и конкретных фактических обстоятельств. На текущий момент суды значительно больше погружаются в специфику договорных отношений, оценивая как фактор не только ограничительные меры, но и реальный характер их влияния на исполнение договора, сказала Семенова. Потому, если нельзя исполнить договор из-за форс-мажора, следует собирать подробную доказательственную базу, включающую как можно больше подтверждений невозможности исполнения.

В последние три года действуют ограничения и на совершение сделок с иностранными лицами. Речь идет о финансовых операциях, сделках с ценными бумагами, акциями и долями, недвижимостью. Теперь на их заключение с лицами из недружественных государств, а в некоторых случаях и с лицами из дружественных государств, нужно получать разрешение от Минфина и подведомственной ему правительственной комиссии, напомнила Анна Борисова, советник правовой практики по слияниям и поглощениям «Мегафона». На законодательном уровне закреплен ряд исключений, которые позволяют участникам сделки избежать необходимости получать такое одобрение: контроль со стороны лица из РФ и раскрытый КИК.

Сергей Иванов, старший налоговый консультант Tax Compliance , поднял тему ошибок бизнеса при планировании и проведении трансграничных сделок, когда недооценивают возможные негативные последствия, связанные с нарушением антисанкционного регулирования. Поскольку такая ответственность прямо не предусмотрена, контролирующие органы используют весь спектр доступных механизмов, которые он перечислил: административная ответственность; переквалификация сделок; вменение налоговой схемы; обращение в доход государства; признание сделок недействительными. Такие сделки нужно проводить при максимально консервативном подходе к управлению возникающими рисками, уверен эксперт.

Такие радикальные меры, как изъятие активов, рынок еще до конца не оценил: эффект от них сложно предсказать в долгосрочной перспективе. Но риски изъятия бизнеса при определенных обстоятельствах заставляют собственников задуматься о построении системы их минимизации и возможности оспаривания.

Советник VERBA LEGAL Дмитрий Шунаев рассказал о рисках изъятия российских активов при совершении сделок по косвенной передаче контроля над российскими хозяйственными обществами за рубежом — на более высоких, чем российские, корпоративных уровнях. Практики оспаривания таких сделок как совершенных в нарушение контрсанкционных указов пока нет, сказал он. Но есть серьезные риски, что она рано или поздно появится. Если это случится, негативный эффект будет непредсказуемым. С другой стороны, часть рынка уже учитывает эти риски и заранее ищет способы их минимизировать либо устранить. Какие из этих способов, порой очень креативных, будут эффективны и понадобятся ли они вообще — покажут время и практика, резюмировал Шунаев.

Процесс изъятия иностранных активов в России опирается на указы президента, решения судов и недавние законодательные инициативы. Эти действия представляют как ответные меры на санкции и изъятие российского имущества за рубежом, но они значительно трансформируют инвестиционный климат.

Денис Лим, партнер Lex Borealis

Санкционный комплаенс

Санкции, как регуляторный механизм, имеют многовековую историю, а система санкционного комплаенса представляет собой ответ на этот вызов, объяснил Алексей Стрелков, советник ELWI Эффективная и гибкая система, построенная внутри компаний, позволяет учитывать возникающие ежедневно риски и адаптировать к ним компанию.

Оверкомплаенс остается ключевым препятствием. Суд ЕС постепенно рассматривает дела, но исполнение решений остается проблемой.

Анна Цайтлингер, глобальный партнер, руководитель отдела по работе с Россией и странами СНГ, LGP Group

Учитывая лавинообразный рост количества санкций и их существенное усложнение, которое наблюдается в последние годы, санкционный комплаенс становится необходимостью, сказал Стрелков. По мнению Ивана Ильиных, комплаенс-менеджера AliExpress Russia&CIS, эффективно выстроенный комплаенс помогает стратегически управлять неопределенностью. Докладчик подчеркнул, что для корректного ответа на современные вызовы система должна быть динамичной и адаптивной, способной быстро перестраиваться под меняющиеся требования и риски. Хотя сейчас наблюдается турбулентность нормативной среды, управление санкционными и коррупционными рисками должно оставаться долгосрочной стратегией компании, сказал Ильиных.

Гландин поделился опытом работы с санкционными рисками и комплаенсом в международной практике. Он рассказал о том, как важно грамотно управлять рисками при взаимодействии с контрагентами, используя санкционные списки, вроде World-Check, для проверки. Еще он в заключительной части мероприятия коснулся вопросов автоматизации процессов и взаимодействия с международными регуляторами, подчеркивая важность юридической грамотности и последовательного подхода к защите интересов компании.