Сингапурский международный арбитражный центр подвел итоги работы за 2024 год. Центр рассмотрел 625 дел — это на 38 споров меньше, чем в 2023-м, но значительно больше, чем объем ежегодных разбирательств с 2014 по 2019 год.
Причины роста популярности этого арбитражного центра связаны с несколькими факторами. В первую очередь юристы отмечают высокий уровень администрирования дел, который не уступает уровню Международной торговой палаты и Лондонского международного третейского суда.

Из личного опыта могу отметить, что в SIAC высокое качество администрирования дел. В отличие от многих других центров секретариат достаточно быстро реагирует на запросы сторон и помогает разрешить проблемные вопросы, например с оплатой арбитражных сборов.
Кроме этого, в SIAC сравнительно быстро рассматривают дела, а стоимость спора часто получается довольно выгодной по сравнению с другими институтами, добавляет Ян Калиш, партнер практики разрешения споров , адвокат, солиситор. Еще одно преимущество SIAC — процедура проверки решения, которое подготовили арбитры (scrutiny). Благодаря этому устраняют противоречия и дефекты, а это повышает устойчивость решения к отмене и перспективы его исполнения, объясняет Калиш.
Эти преимущества делают Сингапурский международный арбитражный центр привлекательным для бизнеса, что подтверждает и статистика за прошлый год: общая сумма споров в 2024 году остается на одном из самых высоких уровней за последние шесть лет.
Средняя цена иска в SIAC — $31,5 млн, а самым дорогим в 2024 году стал спор на $2,58 млрд.
Почти все кейсы, рассматриваемые Сингапурским центром, — международные разбирательства (91%). В топ-5 юрисдикций сторон вошли Южная Корея, Китай, Индия, Гонконг и США. Россия в десятку стран не попала, но количество споров с участием лиц из РФ растет. В 2023 году их было всего 11, а в 2024-м — уже 25. При этом почти во всех делах отечественные компании выступают в качестве ответчиков. Юристы связывают это с тем, что в контрактах 2018–2022 годов SIAC выбирали местом разрешения споров, а из-за введения санкций отечественным компаниям стало сложнее проводить платежи и выполнять международные обязательства.

Рост споров с российскими компаниями — следствие санкционного эффекта домино и пересмотра контрактов после 2022 года. В таких случаях отечественный бизнес часто оказывается в роли ответчиков из-за разрыва цепочек поставок.
Чаще всего в SIAC рассматривали споры именно в сфере торговли. На них приходится 29% от всех разбирательств. Еще 19% — это коммерческие споры, 13% — корпоративные разбирательства, а по 11% приходится на споры из договора поставки и строительные кейсы.
При этом юристы сходятся во мнении, что SIAC — хороший вариант арбитражного института для российских сторон, несмотря на ограниченные санкции со стороны Сингапура. У центра глубокие экспертные знания по спорам с участием отечественных компаний, есть специалисты по российскому праву, а проблемы с оплатой стоят не так остро. «Сингапур стабильно принимает платежи от российских сторон, а это позволяет не только оплачивать арбитражные расходы, но и нанимать локальных юристов и экспертов, которые заинтересованы в работе с российскими клиентами», — рассказывает Калиш. Кроме этого, SIAC разработал платформу для менеджмента арбитражного разбирательства — SIAC Gateway. Она позволяет уплачивать арбитражные сборы через разные платежные системы, в том числе через банковские карты, уточняет Станислав Добшевич, партнер
Кроме сложностей с платежами, российским компаниям в текущей геополитической ситуации нужно учитывать риск назначения предвзятых арбитров, напоминает Глеб Ковригин, старший юрист практики международных судебных споров, В 2024 году SIAC назначил 385 арбитров из 42 юрисдикций. Больше всего было представителей из Сингапура, Великобритании, Индии, Австралии, США и Малайзии. Географическое разнообразие арбитров — это одна из причин, почему SIAC сохраняет репутацию площадки для разрешения споров равных возможностей, считает Ковригин. При этом российские стороны сейчас все чаще выбирают арбитров из стран Азии, Африки и Латинской Америки, делится наблюдениями Добшевич.

SIAC очень внимательно относится к подбору арбитров и к возражениям сторон против конкретных кандидатур. Центру важно поддерживать хорошую статистику исполнения своих решений. Помимо широкого круга сингапурских арбитров, которые открыты для назначений в спорах с российскими сторонами и не замечены в предвзятости, SIAC практикует еще назначение арбитров из России.
О тщательном подборе трибунала свидетельствует и статистика центра: в 2024 году отвод заявляли только в отношении двух арбитров, при этом удовлетворили только один.
Стороны для разбирательств в Сингапурском центре чаще всего выбирали в качестве применимого права сингапурское, английское и индийское регулирование. «Английское право, в особенности по договорам, заключенным до 2022 года, остается наиболее популярным в международных коммерческих контрактах из-за его предсказуемости и развитости судебной практики», — рассказывает Добшевич. Это регулирование помогает избежать рисков применения европейских санкций, но могут быть проблемы с исполнением решения в РФ, предупреждает юрист. При этом пока нет практики, где суд отказал бы в признании и исполнении только из-за выбора английского права, напомнил Калиш, но есть в целом проблемы с доступом к специалистам и услугам по английскому праву.
По мнению Ковригина, чтобы избежать рисков и сложностей с признанием решений в РФ, стороны могут использовать в SIAC российское или сингапурское право. Знакомой и предсказуемой альтернативой будет еще регулирование Гонконга или Дубайского международного финансового центра, заключил Калиш.