Практика
20 июня 2025, 17:33

Государство и бизнес: как выстроить новую правовую модель взаимодействия

Во время сессии «Современные возможности национальных юрисдикций для экономики нового цикла» на ПМЭФ обсудили, как выстроить эффективное взаимодействие между бизнесом и государством в новых экономических условиях. Участники говорили о запросах предпринимателей к правосудию, проблеме арестов за экономические преступления и перегрузке судебной системы. Затронули реформу судебного представительства, развитие медиации и необходимость менять подход к правовой политике в целом.

В рамках деловой программы спикеры обсуждали актуальные данные о работе судебной системы и проблемах предпринимательского сообщества. Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев привел статистику работы судей за 2024 год. По его мнению, прошлогодняя реформа судебных пошлин, несмотря на первоначальные опасения, не вызвала системного кризиса. Изменения в основном затронули крупные экономические споры, оставив систему работоспособной, отметил Груздев.

Груздев также уделил практике применения мер пресечения к предпринимателям. В прошлом году поступило 97 000 ходатайств об аресте бизнесменов, из которых суды удовлетворили 85 000. Альтернативные меры применялись значительно реже: домашний арест — 16 000 раз, запрет определенных действий — 5000, залог — лишь 67. Причем, считает Груздев, вызывает тревогу ситуация, когда предпринимателей все активнее отправляют в СИЗО. По его мнению, нужно сокращать практику избыточных арестов, чтобы сохранять бизнес и соблюдать принцип презумпции невиновности.

Спикер поднял вопрос и о качестве юридического образования и доступе к профессии. Груздев напомнил, что уже принят закон, согласно которому количество платных мест на юридических специальностях ограничат. В этом году соответствующее решение должно принять Минобрнауки по поручению президента. 

Сегодня в России более 600 вузов продолжают готовить юристов. Но нас, как ассоциацию, беспокоит не количество, а качество подготовки. Мы хотим, чтобы права граждан защищали профессионалы, а не те, кто злоупотребляет знаниями.

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов

Действующие подходы к уголовному преследованию предпринимателей в России раскритиковала сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Виктория Бурковская. По ее словам, несмотря на реформы УПК, суды по-прежнему игнорируют запреты на содержание под стражей по экономическим делам: предпринимателей заключают под стражу за ненасильственные преступления и обжаловать это эффективно невозможно. Бурковская призвала прямо прописать в законе, что лишать свободы за экономические преступления нельзя, если они не связаны с насилием.

Чем выше социальный и профессиональный статус человека, тем с большей вероятностью суд применит к нему жесткую меру пресечения.

Виктория Бурковская, сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» 

Еще она подчеркнула важность законодательного признания права на риск — новой для российского права категории, появившейся в законе о технологической политике. Это положение должно защищать ученых и предпринимателей от уголовного преследования за неудачные, но добросовестные действия при работе с государственными деньгами. Теперь, по мнению Бурковской, необходимо, чтобы эту норму начал применять Верховный суд в своей практике.

Главный редактор Право.ru Борис Болтянский отметил, что система разрешения экономических споров в России — одна из самых цифровизированных в мире. В качестве примера он привел Картотеку арбитражных дел. Несмотря на повышение госпошлин осенью 2024 года, количество коммерческих споров продолжает расти. По его словам, на ситуацию влияет и международный контекст: участились конфликты из-за разрыва трансграничных контрактов, смены иностранных акционеров и логистических сбоев.

В малом и среднем бизнесе растет интерес к досудебному разрешению, а в спорах ценой от 100 миллионов, наоборот, увеличивается количество исков.

Борис Болтянский, главный редактор Право.ru

Все чаще иски удовлетворяют частично, и уменьшается доля полностью отклоненных требований. По прогнозу Болтянского, в этом году в сфере интеллектуальной собственности будет резкое сокращение числа споров, что связано с завершением волны ухода иностранных брендов. При этом тревожным сигналом стало уменьшение объема регистрируемых патентов и товарных знаков. Еще он обратил внимание на рост популярности российских третейских судов, особенно в спорах с компаниями из Азии и с Ближнего Востока. Тем не менее, крупные международные дела по-прежнему рассматривают в арбитражах Гонконга, Китая и ОАЭ. При этом соотношение выигранных и проигранных дел между российскими и иностранными компаниями вернулось к уровням 2019–2020 годов.

В конце выступления Болтянский затронул историю уголовного преследования сооснователя Право.ru Дмитрия Чиракадзе в Италии. Он назвал это дело показательной иллюстрацией проблем западной правовой системы. Подробнее о ситуации — в материале «Приговор Дмитрию Чиракадзе: вопросы к итальянскому правосудию».

Алексей Херсонцев, заместитель министра экономического развития, рассказал о мерах по снижению регуляторной нагрузки на бизнес. Он подчеркнул важность баланса между необходимостью регулирования и сокращением издержек для предпринимателей. Ключевой реформой последних лет он назвал «регуляторную гильотину», в рамках которой отменили 12 000 устаревших нормативных актов и приняли около 500 новых систематизированных документов.

Замминистра уделил внимание стабильности регулирования. Новые нормы вводят с 90-дневным переходным периодом, а обязательные требования теперь действуют не более шести лет с необходимостью последующего пересмотра. Херсонцев отметил уникальный портал regulation.gov.ru, где с 2012 года публикуют все законопроекты для общественного обсуждения.

В завершение Херсонцев заявил о разработке дорожной карты по разрешению споров, которая включает развитие медиации и арбитража и расширение досудебного порядка урегулирования конфликтов. Заместитель министра призвал бизнес и юристов активно содействовать в разработке карты для дальнейшего улучшения юрисдикции.

Сооснователь ЕПАМДмитрий Афанасьев назвал ключевые направления возможных правовых реформ для стимуляции экономики:

Защита частной собственности как основа для привлечения инвестиций в производство — главного инструмента борьбы с инфляцией.Снижение пошлин на ряд импортных товаров. По мнению Афанасьева, существующие заградительные барьеры часто защищают неконкурентоспособных отечественных производителей, что в конечном счете увеличивает нагрузку на потребителей.Либерализация трудовой миграции для решения проблемы дефицита рабочей силы. Спикер подчеркнул необходимость разумного, а не попустительского подхода к изменениям в миграционном законодательстве.Реформа процедуры банкротства. Адвокат указал на необходимость изменения ликвидационного характера российского законодательства о банкротстве.Масштабная приватизация. Афанасьев подчеркнул, что около 70% экономики контролируется государством, и предложил программу народной приватизации по рыночным ценам, которая могла бы аккумулировать триллионы рублей частных сбережений.Создание национальной криптовалюты, обеспеченной сырьевыми ресурсами страны. По мнению спикера, такой инструмент поспособствует укреплению финансового суверенитета и борьбе с инфляцией.Упрощение земельного законодательства. Спикер привел пример ограничений, когда на сельхозземлях нельзя строить перерабатывающие предприятия, и указал на необходимость упрощения существующей системы.

Я считаю, что защита права собственности и защита прав предпринимателя — ключевые факторы стабильности экономики.

Дмитрий Афанасьев, сооснователь ЕПАМ

Статс-секретарь и вице-президент «Норильского никеля» Дмитрий Пристансков начал выступление с призыва хвалить то, что действительно удалось. По его словам, Россия — одна из немногих стран, где цифровая инфраструктура для бизнеса и граждан развита на передовом уровне. Далее он привел несколько примеров оперативных решений, принятых властями в ответ на внешние вызовы:

легализация параллельного импорта;обнуление пошлин на стратегически важные товары;изменения Воздушного кодекса для сохранения парка иностранных самолетов;отсрочка экологических требований, которые были технически невыполнимы.

Главные запросы бизнеса, по словам Пристанскова, сводятся к трем вещам: прозрачность, предсказуемость и снижение бюрократии. «Нам нужно стабильное регулирование хотя бы на десять лет, потому что инвестиционные циклы, например, в металлургии именно такие», — сказал он. Но пока трудно планировать даже в пределах трех лет из-за изменений в логистике, падения валютной выручки и роста курса доллара.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Сизова рассказала, как изменилась коммуникация между бизнесом и властью после пандемии. С тех пор предпринимателей услышали, и это дало ощутимый эффект. В частности, она привела в пример отмену НДС для ресторанного бизнеса — меру, которую бизнес инициировал сам и которая, вопреки ожиданиям, увеличила налоговые поступления. Спикер подчеркнула, что это пример, когда бизнес взял на себя ответственность за «обеление» рынка и показал, что при честных правилах он готов инвестировать и развиваться.

Она также рассказала о развитии института pro bono — интеллектуального волонтерства, в рамках которого 350 юристов помогают предпринимателям формулировать и продвигать законодательные инициативы. Сизова уверена: бизнес научился говорить с государством на одном языке и теперь способен не только выдвигать инициативы, но и добиваться реальных изменений. Один из главных трендов, по ее словам, — это консолидация отраслевых объединений и переход от жалоб к системной работе через экспертизу и диалог.

Министр юстиции Константин Чуйченко выступил с размышлениями о роли права в развитии экономики и юрисдикции в широком смысле. По его словам, главное — не мешать бизнесу работать. Он напомнил, что в начале 2000-х российское законодательство не позволяло оформить бизнес-договоренности в юридически значимую форму, из-за чего компании создавали структуры в иностранных юрисдикциях. Сейчас, по мнению министра, нормативные условия в России стали значительно более зрелыми, но требуют донастройки.

Чем больше плотность судебных споров, тем больше издержек у государства, общества, граждан и бизнеса. В 2024 году в России рассмотрели 42 миллиона дел. В Китае — столько же, но их население в десять раз больше. Это тревожный показатель.

Константин Чуйченко, министр юстиции

Чуйченко отметил и перегрузку судебной системы. Он признал, что при таком уровне нагрузки суды не справляются, и призвал развивать альтернативные способы разрешения споров. Главный акцент Чуйченко сделал на реформе третейского разбирательства. Минюст планирует ввести:

механизм принудительного исполнения обеспечительных мер третейских судов;отмену «национальной экзекватуры» для арбитражных решений, вынесенных реестровыми судьями;электронный документооборот между арбитражами и государственными судами.

Еще он анонсировал подготовку масштабного законопроекта о судебном представительстве. Минюст предлагает наделить адвокатов исключительным правом на универсальное представительство в судах, при этом оставив ограниченные полномочия для других профессиональных категорий: аудиторов, патентных поверенных, госслужащих и близких родственников. Законопроект уже согласован концептуально и должен быть внесен в Госдуму до конца года.