Новые ставки по налогам, отмена IT-льгот и старые критерии по дроблению: налоги в цитатах
Все меняется, и довольно непредсказуемо, поэтому сегодня, чтобы понимать, как осуществлять операции, как планировать свой бизнес, нужно очень хорошо отслеживать изменения законодательства и правоприменительной практики. Ее мы видим в новых письмах Минфина, где пересматриваются подходы, до этого считавшиеся основополагающими. Каждый год мы наблюдаем изменения Налогового кодекса: в прошлом и позапрошлом году он менялся каждые 13 дней. В этом году изменений поменьше, но они затрагивают абсолютно всех.
Галина Акчурина, партнер группы по разрешению налоговых споров Kept❯❯ Янина Малышкина, ведущий менеджер налогового управления «Черкизово»: «С 1 сентября состоится переход на ЭДО в транспортных перевозках — важно это вовремя интегрировать в свои системы. А с 1 марта начнет действовать реестр экспедиторов, в который обязательно нужно внести сведения. Даже если вы не транспортно-экспедиционная компания, все равно проверьте: возможно, где-то в старых договорах ваша компания может выступать в такой роли. Это стоит сделать превентивно, чтобы потом не получить неприятные штрафы».
Сейчас ожидаются очередные серьезные изменения, касающиеся ввоза товаров из стран ЕАЭС автомобилями. Во-первых, при пересечении границы, не позднее двух дней до момента ввоза, импортеру необходимо уплатить авансом НДС и акцизы (сейчас их платят после ввоза). А во-вторых, нужно будет оформить специальный QR-код через систему ФНС, передать его перевозчику, который он при пересечении границы должен предъявить. Информация, которая там зашита, должна соответствовать данным в транспортно-сопроводительных документах.
Ирина Цыганкова, директор отдела косвенного налогообложения Технологии ДоверияФраза «транспортно-экспедиционные услуги» не должна настраивать на то, что это п. 2 ст. 309 НК и они не облагаются как услуги. Они включают международную перевозку, которая прямо упомянута как облагаемый вид дохода. Если у вас договор транспортной экспедиции, то, чтобы применить соглашение об избежании двойного налогообложения, вам нужно четко подтвердить, кто перевозчик. Помогут его сертификат налогового резидентства и другие документы. При этом экспедитор, а часто он не выступает перевозчиком, не всегда передает подтверждения. Причины разные: коммерческая тайна, невозможность предоставлять документы в адрес РФ.
Анастасия Смотрицкая, заместитель начальника Управления международного налогообложения ФНС❯❯ Алексей Артюх, партнер Taxology: «Нужно всегда предвидеть непредвиденные изменения налогового законодательства и указывать в договоре налоговую оговорку: каким образом между сторонами будет распределяться финансовое бремя в случае повышения налогов или появления новых».
Налоговые органы, получившие более качественные быстрые системы анализа данных, начинают задавать больше вопросов. О качестве вопросы не поменялись, но их стало больше. То, что раньше происходило в рамках выездных проверок, сейчас приходится оперативно обрабатывать в текущем процессе.
Павел Андреев, директор по налогообложению ИнтеграГлавные признаки дробления за последние десять лет не поменялись. Первое — совпадение IP- и mac-адресов: один провайдер, или один офис, или даже один компьютер. Если отчетность десяти компаний отправляли с одного устройства, с него же входили в клиент-банк, то очевидно, что все они представляют собой нечто цельное. Второе — совпадение директоров, учредителей и их близких родственников. Каждый зарегистрировал себе компанию или ИП, и все живут в тесном взаимодействии. И последнее — совпадение сотрудников, массовые переходы между субъектами. Как правило, на допросах они даже не могут сказать, где они работают.
Екатерина Болдинова, партнер, руководитель налоговой практики Five Stones Consulting❯❯ Егор Буракшаев, руководитель налоговой практики ASB Consulting: «Факторы перехода с УСН условно можно поделить на три группы: добровольные, вынужденные и „жизнь заставила“. Добровольные — когда бизнес масштабируется, у него появляются контрагенты, которым нужен входящий НДС по ставке 22%. К вынужденному можно отнести снижение лимита доходов и появление НДС на УСН, а также условия для упрощенного режима, предусмотренные НК. А что касается фактора „жизнь заставила“ — это потенциальное применение схем дробления бизнеса и отказ в применении спецрежимов».
С личными фондами есть три группы проблемных вопросов. Первая: что происходит, когда вы вносите имущество в личный фонд. Внести имущество может не только учредитель, но и любое третье лицо, для которого возникает проблема учета расходов, а для фонда — что это имущество не является пассивным доходом. Вторая: что происходит с налогообложением личного фонда, когда он пользуется этим имуществом. В случае использования в предпринимательской деятельности возникает вопрос уплаты НДС. И третья: каковы налоговые последствия для бенефициаров, когда они пользуются этим имуществом. Например, должны ли они платить за проживание друзей в гостях в качестве налогового агента, если дом внесен в личный фонд?
Григорий Нистратов, партнер Forward legal❯❯ Вадим Зарипов, партнер МЭФ legal: «Как бизнесу адаптироваться к изменениям НДС? Первое — разобраться вообще с сущностью НДС. Та часть, которая указывается в счетах-фактурах в виде НДС, — это часть цены, а не публично-правовая надбавка, как некоторые до сих пор считают. А второе — разобраться с формулировками в договорах».
Изменения налогообложения на стыке 2025 и 2026 годов носили ярко выраженный фискальный характер, направленный на уменьшение количества льгот и увеличение налоговой нагрузки для бизнеса в целом, но особенно для малого и среднего. Кроме того, изменения, связанные с налоговым администрированием, окончательно приговорили схемы, где используется дробление бизнеса. А это привело к тому, что выживание в текущих экономических условиях стало напрямую зависеть от правильно выбранной стратегии налогового планирования и использования оставшихся льгот с наибольшим экономическим эффектом, но и с наименьшим риском налоговых претензий.
Роман Маргулис, управляющий партнер ASB Consulting groupПри споре о том, является ли IT-компания таковой, во-первых, смотрят, как вообще получили аккредитацию, во-вторых, достигает ли она порога 70% прибыли. Это всё компании уже научились подтверждать. Третьим всегда будет вопрос документов. Вспоминается «дело Касперского» 2014 года, вывод из которого — айтишников нужно научить правильно составлять первичку. А кроме того, в случае проверки сами айтишники должны подтвердить то, что указано в документах, поскольку из-за разницы в терминологии могут быть расхождения.
Алексей Станчин, руководитель направления налоговой практики Tax Compliance❯❯ Максим Гусев, налоговый менеджер Positive Technologies: «Стало ли тяжело IT-отрасли от отмены льгот? В целом нет, и жить можно. Но можно ли жить дальше, когда возникает вопрос, как со стороны налоговой эти льготы будут проверяться. Что больше всего тревожит IT-компании в 2026 году? Это образовательный сбор, который можно охарактеризовать фразой „Очень интересно, но ничего не понятно“».
Федеральный инвестиционный налоговый вычет позволяет уменьшить сумму части налога на прибыль, уплачиваемой в федеральный бюджет. Не все организации могут его получить, есть определенный перечень, а также нельзя учесть всю сумму налога. Участники СЗПК, кредитные и иностранные организации его применять не могут. Но его можно передать внутри группы вне зависимости от вида деятельности той организации, которой его передают. По итогам его применения из заложенных в бюджете 150 млрд руб. компании заявили ФИНВ всего на 11,67 млрд. Есть предположение, что по итогам года будет на 20–30 млрд руб. Заявили его всего 504 компании — около 17% от всех, кто имеет на него право.
Светлана Павленко, руководитель по направлению мониторинга налогового законодательства и управления регуляторными налоговыми рисками «Норникеля»Среди преференций, которые представлены для разных инвестиционных режимов, есть механизм стабилизации. Как только вы заключили соглашение и прописали в нем льготные налоговые ставки, с этого момента любые изменения, которые ухудшают или улучшают ситуацию со ставками, на вас не распространяются. С одной стороны, этот механизм защищает инвесторов, поскольку налоговая нагрузка сейчас растет. С другой — иногда новые законы субъектов местные ставки улучшают, но на вас они распространяться уже не будут.
Екатерина Братченко, заместитель финансового директора по налоговой политике УК «Колмар»❯❯ Константин Асабин, руководитель дирекции налогового сопровождения инвестиционной деятельности «Альфа-капитала»: «В новом налоговом соглашении с ОАЭ мы видим зашкаливающую глубину продуманности некоторых вопросов. Например, традиционно каждая юрисдикция, облагающая налогом операции с недвижимостью, привязывает это право к нахождению недвижимости на территории этого государства. Отдельное исключение сделано для тех компаний, у которых в уставном капитале недвижимость превышает порог в 50%, если вы владеете не более чем 5% акций этой компании и они обращаются на признанной фондовой бирже».
Есть китайский завод, который продает продукцию трейдеру в Сингапуре, а тот перепродает ее российскому дистрибьютору. При этом дистрибьютор оказывает трейдеру услуги — исследование рынка, маркетинг и сертификацию, а оплату оформляют через скидки на товар. В результате у банков возникают вопросы к комплекту документов, у органов валютного контроля — к расчетам, у таможни — к обоснованности скидок, у налоговой — к налогообложению. Если при этом документы простые и прозрачные, а явной аффилированности нет, на практике остаются только вопросы к ценообразованию.
Андрей Грачев, партнер, глава налоговой практики Birch