Не нужно судить людей по профессии, даже если речь идет о судьях – они решают не только сложные юридические задачи. Так, грозный судья Верховного суда США Антонин Скалиа может петь тенором арию о Конституции, а судья Рут Бейдер Гинзбург – вступить колоратурным сопрано. Это не галлюцинации, а комическая судебная опера, которую впервые показали на американском фестивале Каслтон. Сами судьи отреагировали на идею мюзикла о своей профессии неожиданно.
Представляете себе судью в мантии, который выходит к рампе, складывает руки, заводит глаза к небу и начинает петь о жестокой судьбе и "куда вы удалились"?
А почему бы и нет, решил Деррик Вонг, композитор и юрист, умудрившийся окончить Йель с Гарвардом. Более того, опера получилась не трагическая, а комическая. Как он сам говорит, это опера о дружбе в сложном мире.
По словам Вонга, больше всего в "герое" Антонина Грегори Скалиа его вдохновляла история о дружбе с судьей Гинзбург. Дружбе крайне неожиданной и странной. Говорят, что суть драмы – это конфликт. И у реальных героев оперы "Скалиа/Гинзбург" не было недостатка в конфликтах между разными идеологиями. Судья Скалиа был знаменитым консерватором, а Рут Бейдер Гинзбург всегда защищала либеральные ценности. Но, несмотря на глубочайшие разногласия, они дружили семьями, проводили вместе отпуск и даже участвовали в оперных спектаклях в качестве статистов. Тоже вместе.
Верховные судьи США Рут Бейдер Гинзбург и Антонин Грегори Скалиа были друзьями: в борьбе за истину они часто спорили, но в личной жизни любили и посмеяться над собой. Фото с сайта epeak.in
Волшебная флейта правосудия
Как объясняет Вонг в своем блоге, все либретто его оперы основывается на реальных юридических прецедентах, а практически все куплеты – это реальные речи или документы, написанные судьями. При этом вообще-то за основу Вонг брал «Волшебную флейту» Моцарта.
Премьера комической оперы "Скалиа/Гинзбург" состоялась 11 июля на фестивале Каслтон в округе Раппаханнок штата Виргиния. По сюжету судья Скалиа (Джон Оверхолт, тенор) должен пройти череду сверхъестественных испытаний. С помощью коллеги и советника судьи Гинзбург (Эллен Уизер, сопрано) он преодолевает все испытания. Оба героя присутствовали на премьере и остались довольны.
Сам Деррик Вонг утверждает, что наткнулся на тему для своей оперы совершенно случайно. "Поначалу меня вдохновили тексты. Я читал одно за другим дела Верховного суда США (как композитор, изучающий конституционное право), когда наткнулся на три магических слова. «Судья Скалиа, особое мнение». Я читал его блестящие формулировки и в моей голове начала звучать музыка – это была гневная ария о Конституции".
“Гневную арию” прославили итальянские оперы XVIII века. Обычно это очень страстное и виртуозное выступление в духе того столетия – как и особые мнения судьи Скалиа. И если ария исполнена хорошо, то даже когда вы не разделяете идеи персонажа, вас все равно восхищает мастерство исполнителя.
На что была бы похожа гневная ария настоящего судьи Скалиа, задался вопросом Вонг: "Я перечитал его “особые мнения”, вслушиваясь в музыку слов. В каденции стаккато, в аналитические крещендо, в стремительную колоратуру его красноречия. И я начал писать:
Судьи слепы!
Как смеют они так трепать языком?!
В Конституции нету об этом ни слова!".
Когда судьи Антонина Скалиа не стало, Рут Бейдер Гинзбург, как и все судьи Верховного суда США, написала на его смерть эпитафию, которая начинается так: "В конце оперы Скалиа/Гинзбург тенор Скалиа и сопрано Гинзбург поют дуэт "Мы разные, но мы едины". Мы по-разному трактуем написанное, но мы едины в нашем благоговении перед Конституцией и перед институцией, которой мы служим.
Мы были лучшими друзьями еще со времен нашей службы в Апелляционном суде округа Колумбия. Мы то и дело не соглашались друг с другом, но когда я писала что-либо от имени суда и получала "особое мнение" Скалиа, то он замечал все слабые места, весь сумбур в логике. Это было ровно то, что было мне нужно, чтобы усилить мнение большинства.
Он был блистательным и обезоруживающе остроумным юристом, он обладал редчайшим талантом рассмешить даже самого хмурого судью. В газетах говорили о его "бешеной энергии", "острейшем интеллекте", "колкой прозе", о его "проницательности" и о том, что к нему мог прийти каждый. Все это близко к истине. Его можно было цитировать без конца, а его едкие мнения были сформулированы настолько четко, что их смысл никогда не ускользал от читателя.
Однажды судья Скалиа сказал, что главным событием в его судейской жизни стал вечер на Оперном балу, когда он присоединился к двум тенорам Вашингтонской оперы, чтобы спеть с ними попурри. Впоследствии Скалиа окрестил его «знаменитым выступлением трех теноров». Он и вправду был великолепным артистом".
А вот, собственно, предисловие к опере перед премьерой, написанное судьей Антонином Скалиа:
«Судья Гинзбург полностью уверена в том, что в качестве Верховного судьи достигла всех возможных высот и что никогда не найдет себе лучшего применения. Меня же, увы, терзает неотступное сомнение, не мог бы я стать оперным дивом. Или как там должна называться оперная дива мужского пола. У моего отца был хороший тенор, его обучали вокалу в музыкальной школе Истман. Я пел в хоре клуба Джорджтауна, которым тогда дирижировал музыкальный критик Washington Post Пол Хьюм. Именно ему президент Труман послал в награду ценное письмо после критики пения Маргарет Труман. (Здесь судья Скалиа зло шутит на тему награды, так как в знаменитом письме Труман в буквальном смысле пригрозил, что однажды встретит Пола Хьюма, после чего тому «понадобятся новый нос и сырое мясо, чтобы прикладывать к фингалам» – прим. ред.)
Я пел в хоре и в ансамблях большую часть своей жизни, включая и дни, проведенные в Апелляционном суде округа Колумбия. Апогеем моей весьма однообразной во всем остальном судебной карьеры стал вечер после Оперного бала в резиденции посла Великобритании. Тогда я выступил вместе с двумя тенорами из Вашингтонской оперы. Мы пели разные песни под фортепианный аккомпанемент. Это было прославленное выступление “Трех теноров”. Впрочем, я полагаю, было бы слишком самонадеянно ожидать, что автор “Скалиа/Гинзбург” позволит мне сыграть и спеть самого себя, тем более что Рут отказалась играть и петь за свою героиню. Но даже в этом случае это может быть хорошее шоу».
И это и вправду было хорошее шоу.
Кстати, Рут Бейдер Гинзбург в свои 83 года станет не только героиней оперы. Она выйдет на сцену в постановке «Венецианского купца», которая состоится в Венеции в июле 2016 года. Конечно же, в роли судьи.
Эллен Уизер в роли судьи Рут Бадер Гинзбург и Джон Оверхолт в роли судьи Антонина Скалиа в комической опере Деррика Ванга «Скалиа/Гинзбург». Фото с сайта washingtonpost.com