ПРАВО.ru
Сюжеты
22 июня 2016, 13:53

Чего бизнес хочет от юридических фирм: основные тренды рынка консалтинга

Чего бизнес хочет от юридических фирм: основные тренды рынка консалтинга
Фото с сайта mguu.ru

Рост рынка, изменение потребительской модели, альтернативные поставщики юруслуг – таковы основные тренды мирового юридического рынка, которые выявили аналитики Deloitte в новом исследовании юррынка Future Trends for Legal Services ("Тенденции будущего на рынке юридических услуг"). Результаты опроса юрдепартаментов компаний из 33 стран показали, чего ждут инхаус-юристы от консалтинга и в каком направлении будет развиваться этот бизнес в ближайшие годы.

Рынок растёт
 

Сегодня в компаниях растут как спрос на юристов, так и расходы на их услуги, говорится в докладе. В отдельных областях практики потребности в юруслугах особенно велики и продолжают расти быстрыми темпами. Так, практически в половине компаний, принявших участие в исследовании, наиболее острым стал спрос на услуги комплаенса – проверки на соответствие национальным и международным законодательным нормам. Такую тенденцию отметили 49 процентов опрошенных.

Другие точки роста – слияния и поглощения. Рост спроса на услуги M&A зафиксировали 42 процента участников опроса – причем, несмотря на спад деловой активности в кризис, с 2012 года расходы фирм на эту область удвоились. В 39% компаний требуется поддержка в литигации. При этом клиенты всё больше склоняются к тому, чтобы не зацикливаться на одной компании, а покупать юридические услуги по всему миру, не привязываясь к географии, констатируют эксперты Deloitte.

Новые форматы юруслуг
 

Традиционные юрфирмы сегодня далеко не всегда отвечают потребностям бизнеса – компании хотят не просто юридической поддержки, но и консультаций по смежным областям. Большинство представителей компаний – 52 процента участников исследования, в числе которых и руководители крупных фирм, – заявили, что уже предприняли ряд шагов для пересмотра списка поставщиков юридических услуг или планируют такие действия в обозримом будущем. Они готовы рассмотреть и так называемые "нетрадиционные" форматы юрбизнеса, в рамках которых поставщики услуг не ограничиваются только юридическими аспектами бизнеса.

Однако пока ясно, что к радикальной смене обслуживающих компаний бизнес не готов. По данным вышедшего ранее исследования компании LexisNexis, 56 процентов компаний не готовы нанимать новые юрфирмы – те, с которыми они не работали в последние четыре года. Из тех, кто всё же решился на такой шаг, 44 процента воспользовались услугами как минимум одной новой для них компании, а 11 процентов нашли более четырёх новых поставщиков юридических услуг. При этом в среднем каждая фирма работает с представителями в среднем 36 юрфирм.

Где ожидания не оправдываются
 

По результатам опроса можно выделить несколько ключевых областей, в которых ожидания представителей бизнеса не оправдываются.

1. Потребность в мультидисцплинарности

Бизнесу всё чаще нужны консультации не только юридического характера, но советы на стыке права и бизнеса. Каждая третья компания-приобретатель юруслуг указала, что хочет, чтобы поставщик юруслуг мог также привлечь экспертизу в области индустрии и бизнеса, которой в настоящее время большинство юрфирм не обладают.

Они также хотят, чтобы юрфирмы уделяли больше внимания вопросам кибербезопасности и защите данных (см. "Печальный пример Mossack Fonseca – юрфирмы против хакеров"). Есть запрос и на обмен данных и знаниями между юрисдикциями и большую интеграцию между отраслями права.

2. Использование технологий

Участники рынка ищут наиболее приемлемые и наименее затратные технологии, которые могут использоваться в юридическом сопровождении бизнеса. Большинство участников опроса признают, что на сегодняшний день технологические решения не могут заменить инхаус-юристов – такого мнения придерживаются 77 процентов опрошенных.

Однако надежды на технологические решения велики: 55 процентов опрошенных надеются, что в ближайшие пять лет использование технологичных решений в инхаусе существенно возрастёт. Для сравнения, 28 процентов принявших участие в исследовании убеждены, что перемен в этой области ждать не стоит.

3. Регуляторный и глобальный комплаенс

Почти половина – 49 процентов – участвовавших в опросе отметили рост расходов на процедуры комплаенса (см. "Правила дорожного движения в бизнесе: что такое комплаенс и зачем он нужен юристам") . Больше всего вопросов у инхаус-юристов вызывают вопросы соответствия деятельности законодательным нормам зарубежных стран и международному законодательству. Помимо процедур комплаенса, инхаусов компаний беспокоит необходимость делать большие объёмы работы по юрсопровождению бизнеса в условиях ограниченности ресурсов и высокая скорость бизнес-процессов.