Юрфирмы, не слишком восприимчивые к технологиям, могут остаться на периферии рынка – во всяком случае, так считают зарубежные аналитики. На этот раз они грозят печальными последствиями тем, кто не использует в работе Big Data – анализ больших массивов данных. Как именно инструмент, который первым оценили рекламщики, помогает в работе юристам и меняет юрбизнес?
Каждый день пользователи интернета создают в 70 раз больше данных, чем содержит вся библиотека Конгресса США – 2,5 млрд пользователей генерируют 2,5 квинтиллиона байт данных. Всякий раз, когда пользователь заходит на сайт или пишет сообщение по электронной почте, где-то в мире стоит компьютер, который отслеживает эти действия и регистрирует их в онлайн-профиле пользователя. Собранная информация используется для эффективной рекламы – технология, работающая не первый год. "Тихая революция" Big Data – технологий, которые позволяют анализировать данные в их первоначальном состоянии, без дополнительного структурирования, давно произошла. Возможности анализа больших массивов данных с помощью сложных математических алгоритмов теперь используются в целом ряде сфер для улучшения клиентского сервиса, анализа ситуации на рынке или таргетированной рекламы. Юриспруденция – не исключение. Как могут пригодиться современные методы исследования в работе юриста, таят ли они в себе опасности – или новые возможности?
"Если условно обозначить основные направления, по которым юристы пересекаются с новой технологией в последние несколько лет, можно выделить три направления: во-первых, большие данные, которые юристы используют в работе; во-вторых, big data, работающая вместо юристов; и третье направление – большие данные как явление, с которыми юристам приходится сталкиваться", – схематично обозначает ситуацию Иван Бетгин, директор и соучредитель некоммерческого партнёрства "Информационная культура", специалист по открытым данным.
Довести до автоматизма
Первое направление, в рамках которого юристы работают с анализом Big Data, – использование массивов данных для автоматизации работы с целью поиска разного рода несоответствий или наоборот, возможностей – в законах, отмечает Иван Бетгин. "Особенно это актуально для стран с "common law" – общей системой права", – замечает он. Так, например, успешно работает система прогнозирования вероятности прохождения законов через Конгресс США.
Анализ данных существенно помогает в судебной практике, отмечает Иван Апатов, управляющий партнёр White Collar Strategy: "Например, получить краткое и содержательное заключение на основании анализа сотен судебных актов. Экономит время и деньги. Создает преимущество перед оппонентами". Хотя, по его словам, Big Data для российских юрфирм – это всё ещё "брюки на вырост": "К сожалению, сейчас автоматизировать эту работу сложно в связи с ограничениями в системе электронного правосудия".
За рубежом же юрфирмы, особенно крупные, уже начали использовать большие данные в ежедневной работе. Наглядный пример – электронный ассистент ROSS, программа, созданная в компании ROSS Intelligence и работающая на когнитивном компьютере IBM Watson, оснащённом вопросно-ответной системой искусственного интеллекта. Она использует естественный язык для того, чтобы понять вопросы юристов и сообщить им информацию по интересующим их судебным делам и законодательству с необходимыми ссылками, и применяется теми, кто анализирует контракты (см. "Робот, а не человек: как искусственный интеллект перестроит работу юристов"). Другой калифорнийский стартап, Lex-Machina, в числе клиентов которого Google и Nike, анализирует споры в сфере интеллектуальной собственности и создает структурированные базы из открытых данных – например, с использованием судебных документов. Он помогает юристам предположить исход дела или выбрать правильную стратегию действий в суде. Аналогичные системы помогут и подобрать удобную юрисдикцию для спора.
Прогнозы, которые составляют машины, со временем становятся всё точнее. Так, на сегодняшний день команде исследователя Даниэля Каца из Университета Мичигана удается угадать решения ВС США с точностью до 70%. Можно просчитать, какие аргументы работают для большинства, а что имеет значение для конкретного судьи. Также благодаря анализу массивов данных юрфирме проще понять, стоит ли вообще браться за дело: если раньше подобное исследование вопроса отнимало до 20 дней, то сегодня благодаря технологиям оно займёт 20 минут, отмечают в калифорнийской фирме Dummit, Buchholz & Trapp.
Выгодно это не только юристам, но и обществу в целом. “Сокращение временных затрат юристов на подготовку к делу теоретически позволит уменьшить счёт за юруслуги и сделать правосудие доступнее”, – уверен Ник Рид, один из основателей системы анализа данных в области юриспруденции Ravel Law. Основанная в 2012 году компания Рида и его коллеги Дэниела Льюиса в отличие от популярных за рубежом LexisNexis и Westlaw, являющихся скорее поисковыми, чем аналитическими системами, дает пользователю инструменты для анализа. Например, система Judges Analytics позволяет исследовать и визуализировать, кто из судей будет более благосклонен к тем или иным аргументам.
Правосудию анализ данных принесет не только доступность, но и качественно новый уровень рассмотрения вопросов, отмечают эксперты: в США уже есть примеры, когда результаты анализа больших данных из открытых источников были представлены в качестве доказательств в суде.
Компьютер вместо человека
Другое направление применения анализа больших данных – их использование для избавления человечества от юристов. Наглядный пример – история с автоматизацией поиска незаконных штрафов за парковку в Нью-Йорке, вспоминает Иван Бетгин. Тогда всего лишь один аналитик, сидящий за компьютером, нашел тысячи нелегально выписанных штрафов с помощью городских открытых данных.
Пока футурологи от права прогнозируют замену значительного числа юристов машинами, согласно более взвешенному взгляду на проблему, при наихудшем для юристов сценарии сокращение штата может составить не более 13%. Причем сократят только тех, кто занят рутинной работой: согласно исследованию, проведенному McKinsey & Co., 23% работы, выполняемой юристами, и 69% работы паралигалов могут быть автоматизированы с помощью современных технологий.
Решение примут за вас
Ещё одна область, где юристы сталкиваются с новой технологией анализа информации, – использование больших данных для разработки алгоритмов, которые начинают принимать решение за человека. Здесь и начинается наиболее проблемная зона, а именно, возникает вопрос к юристам о правоприменении в случае ошибок.
Согласно рекомендациям Американской ассоциации юристов АВА от 2012 года, юрист обязан быть в курсе перемен в профессии, в том числе связанных с рисками от использования технологий. То есть, если вы недостаточно информированы о рисках, связанных с, например, большими данными, это вполне можно расценивать как недобросовестность – со всеми вытекающими последствиями. Для корпоративных клиентов вопрос заключается в том, могут ли предиктивные возможности анализа повлечь за собой большую ответственность по идентификации рисков. Другими словами, возрастет ли ответственность юрфирм за проблемы бизнеса с учётом того, что у них было больше возможностей предвидеть ситуацию. А если приложения, используемые для анализа больших массивов данных, проанализируют информацию неверно – повлечет ли это ответственность для юрфирмы? Пока эти вопросы остаются открытыми.
Другая сложность для юрфирм, использующих большие данные, заключается в том, что законодательство в этой области меняется ежедневно, как и сами технологии. Законодатели пытаются успеть за прогрессом, чтобы удовлетворить требования по защите персональной информации, отмечает американский исследователь Коузен О'Коннор, и юрфирмам приходится следить за новинками в законодательстве с удвоенным вниманием. Кроме того, законы в этой области меняются от юрисдикции к юрисдикции, так что риск нарушить те или иные законодательные нормы велик.
Лидеры рынка захватят инициативу
В американском исследовании 45 компаний, использующих Big Data, не оказалось ни одной юрфирмы – и это неудивительно с учётом того, что юрбизнес не всегда быстро реагирует на инновации. Но эксперты всё же сходятся во мнении: анализ больших данных неизбежно повлияет не только на работу юристов, но и на сам юрбизнес. Согласно результатам опроса, более чем 1000 компаний из 19 стран мира 85% респондентов уверены, что перемены будут значительными. Для крупных зарубежных компаний наличие стратегии по использованию бигдаты станет необходимостью для сохранения клиентов и поддержания соревновательности, отмечает британская LawGazette.
Пока анализ данных успешно используется для развития бизнеса. "Анализ информации о клиентах, включая компании, которые перестали обращаться за услугами, их арбитражной нагрузке, информационном контексте и актуальных проектах помогает найти правильный подход в построении отношений", – перечисляет случаи применения технологии Иван Апатов. Используют новшества и при рекрутинге, говорит Апатов: "Актуальные данные о выпускниках юридических факультетов, сотрудниках других юридических фирм и корпоративных юристах, включая информацию об их наградах, проектах, карьере, позволяет всегда держать машину отбора лучших кадров запущенной".
Еще одно из направлений, где уже используют большие данные, – анализ ценообразования на юррынке. Бигдату используют и юристы, и их клиенты. Первые – чтобы проанализировать собственные счета, расходы и то, как они выглядят на фоне конкурентов, вторые – для оптимального выбора консультанта. Особенный энтузиазм в последнем случае проявляют страховые компании и банки, которые разрабатывают инструменты для анализа и оптимизации расходов и вычисления наиболее успешных специалистов.
В итоге юрфирмы, использующие новые технологии по анализу данных, готовы предложить клиентам лучший сервис за меньшие деньги – ведь они, вероятно, уже проанализировали ценовую политику конкурентов. А те, кто медленнее приспосабливается к новым реалиям, в этом случае остаются в проигрыше, проигрывая более технологичным и клиентоориентированным компаниям.