ПРАВО.ru
Сюжеты
27 апреля 2017, 17:32

В инхаус за стабильностью: 6 сюрпризов для кандидатов в корпоративные юристы

В инхаус за стабильностью: 6 сюрпризов для кандидатов в корпоративные юристы
Фото с сайта poliksal.ru

За последние несколько лет, которые ознаменовались кризисом во всех отраслях экономики, рынок юридического консалтинга существенно просел. В поисках более стабильного заработка юристы стали уходить в юрдепартаменты компаний, которые, помимо финансовой предсказуемости, ассоциируются с меньшим уровнем стресса. Однако переход в инхаус может стать как большим карьерным успехом юриста, так и его самой значительной ошибкой. Какие сюрпризы могут ожидать при переходе из консалтинга в команду корпоративных юристов? Право.ru поговорило с юристами-инхаусами российских компаний и собрало самые яркие "неожиданности" работы в юрдепартаменте.

Заблуждение 1: Теперь у вас только один клиент - компания.

Одно из распространенных заблуждений тех, кто собирается в инхаус - то, что переход в корпоративную среду позволит сократить клиентское портфолио до одного клиента. Однако на деле может выйти наоборот: новоиспеченного инхауса вероятно удивит число людей, на запросы которых он вынужден будет отвечать. Руководство, финансовая служба, другие юристы - клиентом по сути будет каждый из них. И времени на переговоры и обсуждения с коллегами будет уходить куда больше, чем раньше.

Заблуждение 2: Инициатива - это всегда хорошо

Любая инициатива наказуема исполнением, и порой стоит подумать дважды, прежде чем предложить очередную блестящую идею: неаккуратные слова инициативного работника на совещании с бизнесом часто приводят к сильной нагрузке на юрдепартамент, которая без подобных предложений была бы далеко не обязательной. Если консультант может таким образом получить дополнительные закрытые часы по клиенту, то для инхауса это означает только дополнительные часы работы - причём чаще всего без прибавки к зарплате, ведь бюджет на год согласован заранее. "На совещании обсуждался вопрос долгого неисполнения решений, и кто-то из юристов сказал, что можно выходить в суд и требовать уплаты процентов за период неисполнения. В итоге пришлось инициировать больше 1000 судебных процессов," - вспоминает одну из не самых удачных инициатив коллег собеседник Право.ru. 

Заблуждение 3: Отчитываться станет проще. 

Биллинг, на который так часто жалуются консультанты, может показаться сказкой в сравнении с системами отчётности крупных юридических департаментов. В них в борьбе за расширение штатного расписания учёт работы ведётся в плоть до количества прокомментированных по телефону правовых ситуаций, а CRM по судебной работе предусматривает десятки пунктов для заполнения.

Заблуждение 4: Продвинуться по карьерной лестнице - не проблема.

Многие кандидаты в инхаусы рассчитывают, что в корпоративном юрдепартаменте сделать карьеру будет проще, чем в консалтинге. Работает это не всегда. Если в юрфирме есть проторенная дорожка из младших юристов до партнеров, то в корпорации можно надолго задержаться на одном месте. Кроме того, избавиться от вас будет значительно проще - как только вы попадаете в фирму, она видит в вас скорее расходы, чем дополнительный доход. Психологически увольнение даже профессионала высокого класса не будет сложным - особенно если он работает в коллективе не так давно, не говоря уже о рядовых членах команды. Сокращения в последние годы стали рутиной: были случаи, когда юрдепартамент урезали наполовину - и при этом, по словам собеседника Право.ru, "на продолжительности рабочего дня это не сказалось".

Заблуждение 5: Вы сможете без проблем вернуться в консалтинг.

Большинство юристов работают не в юридических фирмах, а именно в департаментах компаний. Тем немногим, кто занят в консалтинге, остается быть лучшими в своем деле - и уйти в работу в инхаусе таким людям проще. Подобные переходы участились во времена экономической нестабильности. Но переходя в стан корпоративных юристов лучше заранее понимать, что едва ли удастся вернуться назад (см. Инхаус или консалтинг – кому проще начать свой бизнес). По данным американских исследователей, в конце 90-х- начале 2000-х, время, когда в США юристы массово уходили из консалтинга, 65-70% ушедших оказались без работы через 18 месяцев после смены поля деятельности, 60% из них попытались вернуться в консалтинг, но преуспели в этом только 20%, которым удалось найти работу в консалтинге на позициях, сопоставимых с теми, которые они покидали. Да и в России "возвращенцев" можно встретить нечасто - особенно в условиях кризиса на юррынке. В самых престижных консалтинговых фирмах мест нет, и если не говорить о "звёздах" юриспруденции, которым всегда найдется место по обе стороны баррикад, то "возвращенца" из инхауса скорее всего не возьмут в юрфирму при наличии такого же кандидата-консалтера.

Заблуждение 6: Суть работы при переходе в инхаус не меняется

О снижении компетенции при переходе в инхаус говорить излишне, но фокус работы сместится в сторону общей специализации - особенно с учётом того, что в попытке сэкономить многие компании пытаются оставить большую часть работы внутри фирмы, и заниматься иногда приходится всем и сразу. Часть консалтерских навыков останется невостребованной: так, "глубоко копать" для решения отдельной нестандартной проблемы в юрдепартаменте, как правило, не приходится - для этого есть консалтинг. Не приходится думать и о том, как заработать деньги для фирмы - сегодня есть примеры того, что юрдепартамент начинает создавать компании дополнительный доход (см. Доходы российских юридических компаний выросли в кризис), но сегодня в России это скорее исключение. По словам одного из собеседников Право.ru, перед инхаусом "стоят другие задачи - условно говоря, не творить, а обеспечить существование, поддерживать текущую жизнедеятельность предприятия". С одной стороны, юридическая работа будет скорее рутинной, чем связанной с острыми вопросами. С другой, вместо привычной консультантам оценки рисков появится необходимость принимать конкретные значимые для компании решения. Ведь директору юрдепартамента надо не просто решить юридическую задачу, а решить ее с учетом целей бизнеса - что не всегда понимает консалтер. А юрист компании сегодня - уже не "обслуживающий персонал", а непосредственный участник бизнес-процесса, который всё чаще участвует в принятии ключевых для фирмы решений (см. "Большая четверка" теснит юрконсалтинг: зачем юристам думать как бизнесменам).