Цели локализации производства – обеспечение национальной безопасности страны, устранение технологической зависимости, замена импортных товаров российскими, развитие промышленности. Как этого добиться, обсудили ведущие эксперты в этой области 28 апреля на конференции "Локализация производства: правовые вопросы и тенденции", организованной "Право.ru".
В условиях кризиса и ограниченных финансовых ресурсов политика импортозамещения и государственной поддержки локализации производства, по мнению начальника Управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимхановой, должна определяться рядом факторов. Среди них – степень влияния на уровень национальной безопасности и на общий объем потребления товара на территории РФ. "Недопустимо осуществлять государственную поддержку локализации иностранных производств в ущерб российским предприятиям. Нужно модернизировать и осваивать производства отечественных товаров взамен импортных", – считает Галимханова.
Старший юрист Dentons Инна Елисанова рассказала, что сегодня вопрос подтверждения локального производства любых товаров в основном регулируется нормами таможенного законодательства. Вопрос подтверждения локализации актуален в следующих случаях:
- осуществление компанией промышленной сборки автомобилей, их узлов и агрегатов в России;
- применение компанией отдельных таможенных процедур (например, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны);
- получение сертификатов страны происхождения – для компаний, которые ориентированы на производство товаров в России для целей последующего вывоза;
- участие компании в государственных закупках;
- ввоз товаров с применением тарифных преференций;
- осуществление компанией промышленного производства на территории РФ.
Каждый из вышеперечисленных случаев регулируется отдельным актом.
Сейчас ряд постановлений Правительства запрещает, ограничивает и устанавливает условия допуска отдельных видов товаров из иностранных государств для госзакупок (постановление Правительства № 968, постановление Правительства № 102, постановление Правительства № 1289). Ведущий специалист Отдела экспертно-аналитического сопровождения промышленной политики Департамента промышленной политики Евгения Кияненко замечает, что преодолеть ограничения можно либо производя продукцию, не имеющую аналогов в РФ, либо достигнув нужного уровня локализации производства – получив статус продукции, произведенной в РФ.
Существуют налоговые и законодательные меры стимулирования инвесторов. "Однако механизм предоставления этих мер несовершенен и требует корректировки, в частности, для фармацевтической отрасли", – заявила руководитель юридического отдела ГК "ГЕРОФАРМ" Полина Завьялова. На подходы к структурированию владения и финансирования российских активов влияют налоговые инициативы. О них рассказала партнер департамента корпоративной практики и M&A FTL Advisers Ltd, к. ю. н., LL.M. Мария Кукла. Это в первую очередь обязанность раскрывать информацию о бенефициарах российскими организациями, обмен информацией по запросам в налоговые органы иностранных государств и автоматический обмен налоговой информацией.
Обязательства России, ее субъекта или муниципального образования гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и осуществить меры стимулирования деятельности в сфере промышленности фиксируются в специальных инвестиционных контрактах (СПИК). Выгоды инвестора от заключения СПИК:
- стабильность налоговых и регуляторных условий бизнеса;
- специальные федеральные и региональные меры стимулирования для участников СПИК.
Несмотря на очевидные выгоды, старший юрист Dentons Геннадий Тимоничев призвал подходить к СПИК очень аккуратно.
Директор по развитию производств холдинга GS Group Алексей Мохнаткин рассказал про свой опыт локализации производства. Его компания занимается электроникой. "Государственная политика в этой области никак не сформулирована", – сетует Мохнаткин. По его мнению, общая проблема российского электронного производства – отсутствие целого ряда системных сегментов рынка, в числе которых:
- массовое производство компонентов;
- сервис технического сопровождения и интеграции;
- поиск российских партнеров;
- логистика компонентов.
Вывод на рынок новых продуктов в нашей стране длинный и дорогой, поэтому конкурировать с Китаем крайне сложно, отмечает Мохнаткин. Так, в России ввозные пошлины на готовые изделия и крупные узлы составляют 0% против китайских 30–80%, а кредиты – 50% вместо их 6–9%. В Китае также есть компенсация входного НДС и входных таможенных пошлин, субсидии до 50% от экспортной выручки на стратегические рынки и дотации на модернизацию предприятий до 75% от инвестиций.
Возможно, именно по этой причине за последние 20 лет мировая торговля товарами увеличилась почти вчетверо, а темпы роста в среднем составили 7,6%. "При этом усилия были сосредоточены на либерализации тарифного регулирования. Сейчас страны начали прибегать к нетарифным мерам. Так, субсидии являются более тонким инструментом, чем тарифная политика", – заявил советник Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Михаил Глазатов. Он объяснил, что субсидия существует тогда, когда оказывается финансовое содействие правительством или любым публичным органом в пределах территории-члена ВТО, – и таким образом предоставляется преимущество. Субсидия может быть де-юре и де-факто запрещенной. Юридически субсидия зависит от результатов экспорта. Доказательства фактической увязки субсидии с результатами экспорта в каждом случае определяются по-разному.