На прошлой неделе процесс по делу бизнесмена Алексея Козлова снова вызвал пересуды. Во-первых, выяснилось, что потерпевшая сторона, виргинский оффшор "Вендорт Трэйдс", вскоре может прекратить существование из-за неуплаты долга по решению Лондонского международного арбитражного суда. А во-вторых, судья заявила, что разбирательство слишком затянулось, и доказательства со стороны защиты будут рассматриваться в ускоренном темпе. Также в суде обсудили порядки, царившие в деловом окружении бывшего сенатора Владимира Слуцкера, а свидетель-строитель прямо объяснил прокурору Дядюре, в какой стране мы живем.
С 27 февраля суд по делу Алексея Козлова будет идти в ежедневном режиме, а до того времени – по два дня в неделю, заявила судья Пресненского суда Москвы Татьяна Васюченко, добавив, чтобы стороны готовились к прениям. Заметим, что с осени 2011 года заседания проходили раз в неделю, а длились порой не более двух часов. В таком режиме сторона обвинения смогла представить и допросить около двух десятков свидетелей, в то время как защита только приступила к вызову свидетелей и представлению своих доказательств. На протесты со стороны защиты судья ответила, что не хочет нарушать сроки рассмотрения дела, а другим участникам процесса придется подстроиться под ее решение. Позднее жена и защитник Козлова, журналистка Ольга Романова, даже заявила, что из-за нового судебного графика будет вынуждена уволиться из Высшей школы экономики, где она возглавляет департамент журналистики. Впрочем, судья Васюченко и ранее предупреждала о том, что график слушаний станет более плотным, если она увидит, что "мы не успеваем".
Потерпевший вскоре может прекратить существование
По словам Козлова, суд заторопился именно тогда, когда из Великобритании пришла новость: потерпевшая сторона по делу, виргинский оффшор "Вендорт Трэйдс", вскоре может быть ликвидирован. Ранее, в ноябре 2011 года, "Вендорт" проиграл в Лондонском международном арбитражном суде дело о неполной оплате контрольного пакета акций завода "Искож" (о решении LCIA мы подробно рассказывали здесь). Судом было установлено, что оффшор внес за них только 30% оговоренной цены, а оставшиеся акции (33,4%) должен был вернуть продавцу — компании "Евростройгрупп" (последовавшую за этим покупку Козловым этого пакета обвинение считает мошенническим хищением).
"Вендорт", согласно решению LCIA, должен был заплатить "Евростройгрупп" около $1 млн недоплаты за акции, а также выплатить еще примерно столько же в качестве неустойки, компенсации судебных расходов и т.д. Компании отводилось на это три месяца, начиная с 1 ноября 2011 года. Однако, по информации, которой располагает Козлов, "Вендорт" так и не выполнил решение суда, в результате чего сторона истца подала иск о принудительном банкротстве и ликвидации оффшора. По словам предпринимателя, по британскому законодательству эту процедуру можно провести в считанные недели, не давая ответчику оттягивать "час расплаты" с помощью встречных исков. А это значит, что Пресненский суд может оказаться в неловкой ситуации: нужно будет выносить приговор по обвинению в хищении, когда "потерпевший" де-юре прекратил существование. Именно этим может объясняться ускорение разбирательства, считает Козлов.
Получить комментарий адвоката потерпевшей стороны Сергея Денисова в пятницу не удалось: после окончания заседания он задержался в зале суда вместе с представителем прокуратуры. Позднее, 22 февраля, адвокат Денисов заявил корреспонденту "Право.Ru", что ему ничего не известно ни о том, исполняет ли "Вендорт" решение британского суда, ни о том, подан ли против нее иск о банкротстве. "Либо представители стороны защиты где-то взяли эту информацию, либо придумали", — сказал он.
"Ему было все равно, с кого получить эти деньги, и он получил их с Козлова"
Защита представила двух новых свидетелей. Первым выступил бизнесмен Андрей Мампория, бывший менеджер, а затем единственный владелец компании "Евростройгрупп". Согласно показаниям Мампория, он не участвовал в продаже акций "Искожа" Козлову, но был о ней осведомлен со слов тогдашнего владельца "Евростройгрупп" Кольцова.
— Насколько я знаю, наша компания продала 50% акций "Искожа" компании "Вендорт", но за них поступила только треть оплаты, — рассказал суду Мампория. — После этого был заключен трехсторонний договор цессии между "Евростройгрупп", "Вендортом" и "Кромптоном". Права требования на неоплаченную часть акций стоимостью около 30 млн руб. перешли компании "Кромптон", а та продала их Козлову. Насколько я понимаю, Кольцову было все равно, с кого получить эти деньги, и он получил их с Алексея.
Отметим, что обвинительным приговором суда Козлову описанная свидетелем сделка была признана недействительной. Это и позволило компании "Евростройгрупп", в очередной раз сменившей владельцев, выиграть дело в лондонском арбитраже: ведь если сделка с "выкупом" спорных акций Козловым признана недействительной, то вновь начинает действовать обязательство "Вендорта" оплатить эти акции в полном объеме. Мампория был участником этого разбирательства в LCIA, поэтому он представил Пресненскому суду оригинал его решения с заверенным переводом, которые были приобщены к делу.
— Откуда появилась эта компания "Кромптон", которой Кольцов передал акции "Искожа"? — спросил свидетеля Козлов.
— Кольцов хотел продать "Евростройгрупп" мне, — ответил Мампория, — и очищал ее от активов и пассивов. В частности, права требования на акции "Искожа" он вывел на отдельную компанию. Возможно, Кольцов имел отношение к "Кромптону". Во всяком случае, он мне сказал, что г-н Козлов, то есть вы, с ним рассчитались. А на счет "Евростройгрупп", которую я позже купил, деньги от Козлова не поступали.
— Деньги от Козлова не поступали? — переспросила судья Васюченко.
— Они не поступали в "Евростройгрупп", — повторил Мампория, — это были деньги Кольцова, и он их получил от Козлова через "Кромптон", он мне так сказал. Джентльменские отношения между Кольцовым и Козловым были первичны, а договоры вторичны. Мне никаких документов о переводе денег не предъявляли — они же джентльмены, пусть сами и изучают свои документы.
Заметим, что к делу приобщены платежки на 30 млн руб. от фирмы Козлова "Карнавон" на счет компании "Кромптон" (копия документа доступна здесь), однако фамилия Кольцова в них не упоминается.
"Сырой и сложный" девелоперский проект на месте "живой химии"
На следующий день в суд был приглашен Николай Стаценко, бывший заместитель генерального директора по строительству компании "Юнион Девелопмент". Эту компанию возглавлял Козлов, и располагалась она в том же здании, что и офисы сенатора Владимира Слуцкера и "Финвест Групп". Именно "Юнион" прорабатывал девелоперский проект на месте завода "Искож": после вывода предприятия на его территории предполагалось построить элитный жилой комплекс.
Отвечая на вопросы защиты, Стаценко рассказал, что работал над этим проектом, который он охарактеризовал как "сырой, сложный и вялотекущий". Сначала было получено постановление Правительства Москвы о выводе "Искожа" за пределы города — однако оно не было исполнено и утратило силу. Срок действия собранных по объекту документов тоже был пропущен, а архитектурный проект был, по оценке свидетеля, "в картиночно-макетном состоянии". По его словам, в проект было вложено порядка $5 млн.
— До реальной застройки было еще очень далеко, — рассказывал Стаценко. — Земля, около 9,5 га, была в аренде, переговоры о ее возможной покупке результатов не дали.
— Мог ли "Искож" построить жилье на арендованной земле? — спросил Козлов.
— Разумеется, нет, — ответил строитель. — Сначала надо вывести предприятие, обезопасить территорию — они же там сто лет производили искусственную кожу и пленки, там кругом живая химия! Потом объявляется конкурс на землю, и, теоретически, может любой прийти и ее купить. Только после выигрыша можно получать разрешение на строительство.
"Пришел человек с 6-го этажа и сказал, что Козлов уволен"
— Я бы попросил вас вспомнить май 2007 года, — обратился затем к Стаценко Козлов, имея в виду момент, когда обострился его конфликт с Владимиром Слуцкером. — Вам что-либо известно, почему я перестал появляться в офисе?
— Нас быстро выперли из офиса, ничего не объясняя, — ответил свидетель. — День-два подождали и сказали: убирайтесь, вы уволены. Говорили, что у Козлова были какие-то недопонимания с руководством с шестого этажа. Там была приемная сенатора от Чувашии Слуцкера.
— Кто стал гендиректором "Юнион Девелопмент" после Козлова? — спросила защитник Романова.
— Пришел человек в дорогом костюме с 6-го этажа, — пожал плечами свидетель, — с дорогими часами, с охраной. Звали его Александр Ильясов. Сказал, что теперь он будет здесь командовать, а Козлов уволен.
"Вы что, не знаете, где мы с вами живем?"
— Вам известно, где и кем работал Ильясов? — приступил к допросу свидетеля прокурор Дмитрий Дядюра. — Где располагался его офис?
— Понятия не имею, — ответил Николай Стаценко.
— Тогда на каком основании вы утверждаете, что Ильясов представлял шестой этаж? — спросил прокурор. — Может, он пришел на прием.
— Это как: человек "пришел на прием", взял охранника Слуцкера и выгоняет нас, потому что "он теперь главный"? — усмехнулся свидетель. — Я не сумасшедший. Здание очень строго охранялось, охрана вся была Слуцкера. Когда он приезжал, ему четыре автоматчика перекрывали улицу.
— Вы бывали на "Искоже"? — сменил тему гособвинитель. — Сколько там было сотрудников?
— Я там был один раз, — сказал свидетель, — про число сотрудников ничего не знаю.
— А территорию завода знаете? Какие требовались сроки для сноса его зданий?
— Вы неправильно ставите вопрос, — сказал строитель, — если есть финансирование, снос — это пустое дело. Но сначала надо перевести предприятие на новую готовую территорию. По "Искожу" этим вопросом никто не занимался.
— А как можно планировать строительство на такой территории? — поднял брови Дядюра.
— Вы что, не знаете, где мы с вами живем? — ответил свидетель. — Если я капиталист с несколькими "ярдами" в кармане, я не буду думать даже о тех, кто там живет! Я их выселю и построю что-то, если это принесет хорошую выгоду.
— А судьба рабочих вам безразлична? — озабоченно спросил прокурор.
— Не безразлична, просто я как наемный работник о них ничего не знал, — сказал свидетель. — Может, там одни алконавты трудились.
— У нас же сотни тысяч безработных, — не отставал прокурор, — а нам еще 25 миллионов рабочих мест надо создать!
— Ну вы уже совсем… отклонились от темы, — остановила его судья Васюченко.
— Так сколько времени требовалось для сноса? — повторил гособвинитель.
— Да там еще до сноса было, как до Китая раком! — разозлился свидетель Стаценко. — Про строительство я и не говорю: там были ужасные грунты. Пойма реки, сапропель… Это как зыбучие пески! Надо было его вынуть, выкинуть и чем-то заменить на всей территории. Представляете, сколько это стоит?
Завершив допрос свидетеля, суд также успел огласить ряд материалов дела, включая платежные документы, свидетельствующие о переводе около 30 млн руб. от компании "Карнавон" на счет компании "Кромптон" в счет оплаты акций "Искожа", а также рассмотрел несколько ходатайств сторон. В частности, Алексей Козлов, ссылаясь на надзорное постановление ВС РФ по своему делу, попросил суд обязать сторону потерпевших представить подлинник договора, по которому "Вендорт Трэйдс" в свое время приобрела акции "Искожа" у "Евростройгрупп". Напомним, что в деле имеется лишь копия этого документа, а Верховный Суд отмечал, что в ходе разбирательства по делу суд не принял мер для истребования их подлинника. Впрочем, судья Васюченко отклонила это ходатайство, сославшись на то, что суд "не обладает полномочиями по принуждению сторон предоставлять доказательства". Впрочем, адвокат потерпевших Денисов обещал суду, что свяжется на сей счет со своим доверителем. "Если эти документы у нас имеются, то мы их предоставим", — сказал он.