ПРАВО.ru
Сюжеты
13 августа 2012, 21:03

ВС рассмотрел дело судьи, который за еду строит корабли для церкви

ВС рассмотрел дело судьи, который за еду строит корабли для церкви
У судьи ВС Николая Толчеева слова его коллегии из Карелии вызывали искреннее недоумение Фото Право.Ru

Верховный Суд РФ второй раз за полгода столкнулся с делом бывшего председателя суда из Карелии Геннадия Гончарова, попавшегося пьяным за рулем сотрудникам ДПС. На этот раз судья ВС уже не скрывал своего скепсиса по поводу адекватности поведения коллеги во время инцидента, а в материалах дела обнаружился эпизод, когда Гончаров нетрезвым штурмовал офис ЧОПа.

Всю свою судейскую карьеру Геннадий Гончаров проработал в Муезерском районном суде Республики Карелия. В 1992 году он стал судьей этого суда, и через два года занял пост его председателя. В отставку по собственному желанию Гончаров ушел в декабре 2002 года: по его словам, не мог больше хорошо работать из-за гипертонической болезни. А спустя 10 лет, 16 мая этого года местная квалификационная коллегия судей приняла решение о прекращении отставки судьи Гончарова. На обжалование такого решения дается десять дней, однако Гончаров, получив его 9 июня, подал жалобу лишь 6 июля. В Верховном Суде РФ дело рассматривал судья Николай Толчеев.

Причиной для решения карельской ККС стал индицент 24 декабря 2011 года — поздно вечером Гончаров ехал по одной из улиц Петрозаводска, когда его остановили сотрудники ДПС и предложили пройти медицинское освидетельствование: им показалось, что водитель управляет автомобилем в нетрезвом состоянии. Гончаров отказался, после чего один из инспекторов остановил проезжавшую мимо машину, и, обеспечив таким образом двух понятых, составил протокол об об административном правонарушении. Подписывать его Гончаров также не стал. "Вот этот проступок и был расценен ККС как порочащий честь и достоинство судьи и тем самым умаляющий авторитет судебной власти", — резюмировал судья Толчеев и добавил, что административное производство в отношении Гончарова было прекращено за истечением срока давности (о том, как принималось решение о санкции на возбуждение административного дела и об обвинениях в адрес полицейских можно прочитать здесь).

Озвучил Толчеев и основной довод заявителя: по его мнению, сотрудники ДПС нарушили административный регламент. В жалобе Гончаров утверждал, что сразу же показал им удостоверение судьи в отставке, а значит, они "не могли составлять какие-либо протоколы". А восстановление пропущенного срока Гончаров обосновал рядом уважительных, по его мнению, причин. Во-первых, около года назад у него умерла мать, а брата разбил инсульт. Кроме того, Гончаров находится в процессе раздела имущества с бывшей женой, и с января живет в "щитовом домике на даче", к тому же у него случился гипертонический криз.

Что касается самого инцидента 24 декабря 2011 года, то, по словам Гончарова, в тот день он был абсолютно трезв, однако из-за выбоин на дороге ему пришлось "изменить полосу движения". Когда же за ним погнался патруль, он тут же остановился и предъявил инспектору водительские права, документы на машину и удостоверение судьи в отставке. "Когда составляли протокол, я понял что мне нужны свидетели", — вспомнил сегодня в суде Гончаров и рассказал, что позвонил двум знакомым, в том числе председателю Центральной коллегии адвокатов Петрозаводска. Но они не смогли быстро приехать, и протокол подписали две свидетельницы, которых нашли инспекторы. Они не утверждали, что от водителя машины пахло спиртным, но написали, что "его взгляд был неподвижным, а язык заплетался".

- Как сотрудники ДПС по закону должны были поступать? Написать рапорт и отпустить вас? — спросил председательствующий, выслушав Гончарова.

- В случае задержания в том числе и судьи в отставке они должны составить рапорт, позвонить в дежурную часть и сообщить прокурору, — заявил тот, а Толчеев на это отметил, что в таком случае было бы невозможно быстро проверить, был ли Гончаров нетрезв.

- Вы юрист-профессионал. Почему не написали: "Я трезвый", и не потребовали медицинского освидетельствования? — явно удивился председательствующий. Поразило его и то, что Гончаров спокойно смирился с тем, что сотрудники ДПС изъяли его автомобиль. "Вы трезвенник, у вас изымают транспортное средство, вы с этим соглашаетесь…" — с недоверием в голосе рассуждал Толчеев, а затем высказал предположение, что Гончаров по какой-либо причине думал, что бумагам полицейских  не дадут ход.

- Я не был в этом уверен, — ответил Гончаров, который за собой он видит только одну ошибку — что он не поехал на медицинское обследование. "Мне никто не предлагал", — оправдывался Гончаров перед председательствующим.

Затем судьи начали обсуждать показания понятых, которые по мимике и жестам якобы видели, что Гончаров был пьян. Тот утверждал, что свидетельницы его не могли видеть, потому что он сидел в машине с выключенным светом. Но Толчеев усомнился в том, что сотрудники ДПС могли составлять протокол в темноте.
Никак он не мог понять и то, почему Гончаров считает, что инспекторы нарушили закон, ведь административный регламент таковым не является. Подозрительным ему показалось и желание судьи в отставке среди ночи вызвать в качестве понятых посторонних людей. "Не проще ли самому пойти [на медицинское освидетельствование]? — в который раз пытался понять логику Гончарова судья Верховного Суда. — А были бы трезвы — они (сотрудники ДПС) даже бы извинились".

Поговорив об обстоятельствах дела, председательствующий стал разбирать процессуальный момент с пропуском срока для обжалования решения карельской ККС. Оказалось, что после получения решения Гончаров на некоторое время уезжал из Петрозаводска. "Получили решение — и уезжаете, хотя жалобу написать — это полчаса работы", — продолжал удивляться Толчеев. Также ему было непонятно, почему к жалобе Гончаров не приложил хотя бы документа о наличии у него гипертонической болезни, не говоря уже о доказательствах того, что у него случился криз. "Я забыл взять медицинскую книжку, там есть все записи", — ответил на это Гончаров.

Напоследок председательствующий поинтересовался, работал ли Гончаров в тех пор, как ушел в отставку. Ответ был неожиданным.

— Я занимаюсь строительством деревянных судов, кораблей, — рассказал судья в отставке (после заседания он пояснил "Право.Ru”, что по договеренности с епархиями в Орле и Карелии действительно строит корабли "по старым чертежам").

— За плату?

— Нет, за питание.

— А на автомашину и одежду, за квартиру платить?

— Карелия богата дарами. Я занимаюсь сбором ягод и грибов, раньше занимался охотой.

Затем пришла очередь выступить члену ККС Республики Карелия, судье республиканского ВС Светлане Королевой, но сначала она задала несколько вопросов Гончарову. Отвечая на них, он подвердил, что не был знаком с остановившими его сотрудниками ДПС (ранее он говорил, что задержавшие его инспекторы руководствовались чувством мести и обиды за себя или близких). Затем Королева рассказала о личной жизни судьи в отставке. Выяснилось, что брат Гончарова живет не с ним в Петрозаводске, а в поселке Муезерский, что с женой судья в отставке развелся больше трех лет назад, а раздел имущества инициировал сам, обратившись в суд в последние дни перед истечением срока давности. Кроме того Королева, словно в укор Гончарову, заявила, что заседание ККС Республики Карелия несколько раз переносилось по причине его отсутствия, и в итоге он так не явился на него. "Я видел, каким образом собираются доказательства", — объяснил это Гончаров. Но самое главное, по мнению Королевой, в том, что судья в отставке только через два дня после составления протокола об отказе проходить медицинское освидетельствование пришел в ДПС и предъявил удостоверение судьи, а в день инцидента его вовсе не показывал.

После этого суд перешел к исследованию материалов дела, среди которых значилось предупреждение, которое ККС республики Карелия вынесла Гончарову в 2009 году. Оно было связано с инцидентом, когда Гончаров в пьяном виде пытался попасть в офис некого частного охранного предприятия. "Кулаками стучал в окно, нецензурно выражался в адрес правоохранительных органов", — оглашал Толчеев материалы дела. Из них следовало, что тогда Гончарова доставили в милицию, но после со знакомыми отпустили домой.

Был среди материалов дела документ ВС Республики Карелия, согласно которому во время работы председателем Муезерского суда в 2000-2001 годах Гончаров совершал грубые нарушения процессуального законодательства при отправлении гражданских дел. 

В итоге судья Толчеев, проведя около пяти минут в совещательной комнате, принял решение откать в удовлетворении требований Гончарова. Тот пока не знает, будет ли его обжаловать. "Посмотрю, что судья напишет", — сказал он "Право.Ru”.