Большинство, девять из 12 присяжных, сочли, что Юсуп Темерханов убил бывшего полковника Юрия Буданова. Коллегия исключила сформулированный обвинением мотив "ненависти к социальной группе военнослужащих". Судья Мосгорсуда Андрей Коротков переквалифицировал мотив в "личную ненависть" и 7 мая огласил приговор – 15 лет колонии строгого режима плюс два года ограничения свободы.
Процесс в Мосгорсуде был долгий и по-настоящему мучительный – для свидетелей, заседателей, даже для слушателей, которых приставы с особым рвением выгоняли из зала. Суд завершился только со второй попытки – первая коллегия присяжных была распущена Коротковым в феврале 2013 года, внезапно за три рабочих дня из нее выбыли по разным причинам (работа, болезнь – "Право.Ru") семеро заседателей. Адвокат Темерханова Мурад Мусаев пытался отменить решение судьи — ведь заболевшие присяжные обещали вернуться, но его коллеги из Мосгорсуда сочли, что роспуск был законен.
Вторую коллегию набрали к марту того же года. На первом же заседании 20 марта судья Коротков дал понять адвокатам, что процесс будет жестким.
- Я не буду так добр в этот раз, в том числе к вам ко всем, – ледяным голосом обратился к защите Коротков. И сдержал слово.
Темерханов и Буданов: мотив убийства?
Имя Юрия Буданова, бывшего полковника-танкиста, было в 2003 году на слуху у всех россиян: военного судили за похищение и убийство 18-летней чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Обвинение в изнасиловании, предъявленное вначале, впоследствии было снято. Буданов получил 10 лет колонии строгого режима, вышел через девять – по УДО, в январе 2009 года.
Из 18 томов уголовного дела Юсупа Темерханова Буданову, как рассказал адвокат Валентин Варкентин, посвящено четыре. В них, помимо сведений о полковнике, цитаты из интернет-блогов, с форумов, из социальных сетей. Все они – об отношении к полковнику и его преступлению, из него, видимо, и формировало следствие мотив убийцы полковника, который на протяжении всего процесса звучал как "ненависть к социальной группе военнослужащих, наиболее ярким представителем которых является Буданов".
Бывшего полковника убили 10 июня 2011 года, перед этим киллер несколько дней следил за жертвой, выясняя маршрут передвижения.
Юсуп-Хаджи Темерханов, 41-летний уроженец Чечни, был арестован, как утверждает обвинение, 25 августа 2011 года. Представители защиты Темерханова говорят о другой дате. Адвокат Мусаев, несмотря на запрет судьи Короткова говорить при коллегии заседателей про похищения и пытки, все же пару раз во время процесса заявлял, что Темерханова 19 августа похитили силовики, пытали и угрожали, требуя назвать имя убийцы. Также именно тогда, по его словам, были получены образцы ДНК, которые потом "были найдены" в полусгоревшем автомобиле киллера.
Темерханов, как считает следствие, убил Буданова, желая отомстить за отца — Шамиля Гагалова (фамилия Темерханов досталась Юсупу от матери, — "Право.Ru"), расстрелянного в Чечне в 2000 году, в начале второй войны.
Родной дядя Юсуп-Хаджи, Бекхан Гагалов, рассказывал на процессе про гибель своего брата Шамиля.
- Он был по специальности шеф-поваром. Всю жизнь работал в общественном питании. После распада Советского союза стал заведующим в частном кафе в селе Гелдаган (в Чечне — "Право.Ru"). Мы живем там же недалеко. Ночью 12 февраля 2000 года ко мне прибежал сосед с криком "кафе горит!". Мы с ним побежали туда и обнаружили, что горит и кафе, и машина Шамиля. А потом нашли в кафе его обгоревшее тело. У нас были догадки, что это сделали военнослужащие — недалеко расположилась военная часть. Но когда следователи изъяли с места преступления гильзы от автоматов и эксперты сравнили их с патронами, которые использовали в данной военной части, они не совпали. Подозрение отпало, — заявил Гагалов. Темерханов, по его словам, тогда был в Москве.
- Я уехал в конце 1999 года, — говорил подсудимый, — когда войска уже прошли через наше село Гелдагана и было, как казалось, относительно безопасно. Но вот, в феврале 2000 года мне по телефону сообщили, что в кафе, которым отец владел, зашли люди в форме и его расстреляли. Кто убил – до сих пор точного ответа нет. По версии следствия, это военнослужащие. Так бывало в то время в Чечне. Но полной уверенности, что люди в камуфляжной форме являются именно военными, нет.
Буданов в том преступлении точно не участвовал.
- Хотел ли ты отомстить, искал ли убийц? – спрашивал адвокат Мусаев.
- Нет, не предпринимал таких попыток. Я остался в семье старшим, на моих плечах оказался большой груз, надо было обо всех заботиться.
О Буданове Темерханов, по его словам, знал ровно столько же, сколько знает любой человек, смотревший телевизор.
Мотив ненависти к военнослужащим опровергла и свидетель Наталья Сенникова, которая была знакома с Темерхановым с 2000 года: "У меня дядя и брат служили в Чечне, никогда подсудимый к ним не высказывал агрессию".
Присяжные в своем вердикте убрали мотив "ненависти к социальной группе военнослужащих" и судья Коротков в приговоре заменил его на "личную ненависть". Адвокат Мусаев на это заявил, что хотя мотив – это факультативная часть приговора, но если дело касается убийства, то он должен был четко сформулирован, а личную ненависть без личного знакомства испытывать нельзя.
Версия обвинения: почему Темерханов
Прокурор Мария Семененко рассказывала присяжным, как шло следствие, зачитывала обвинение и показывала доказательства в виде некой презентации, мультимедийного шоу. Читала с выражением, говорила о фактах, и подкрепляла их иллюстрациями или вещдоками.
Убийство, по версии обвинения, Темерханов точно замыслил в 2004 году – именно тогда он получил паспорт на другое имя, Магомеда Сулейманова, и, узнав в 2009, что Буданов вышел по УДО, начал за ним следить. А на самого Темерханова следствие вышло через долгую цепочку людей, и все благодаря брошенному рядом с местом убийства серебристому Mitsubishi Lancer, который использовал киллер. Машина была обнаружена в день преступления. Все очевидцы, кроме одного, говорили, что стрелявший в полковника сел именно в такой автомобиль. Лишь один – Александр Евтухов — говорил, что модель машины была другой.
- Слава Богу этот автомобиль убийца не смог сжечь – его потушили, — не раз повторяла прокурор.
В "Лансере" были обнаружены: пистолет с глушителем, пакет "Азбука вкуса" с остатками продуктов и чеками из двух магазинов, несколько пар строительных перчаток, полотенце, солнцезащитные очки и два футляра от них, страховой полис на имя Александра Мельникова, газеты "Коммерсантъ" и "РБК", сканворд "Путевой".
- Убийство произошло в 12 часов 5 минут рядом с нотариальной конторой на Комсомольском проспекте, туда Юрий Буданов ездил с женой, чтобы оформить разрешение на выезд младшей дочке. В бывшего полковника было выпущено восемь пуль, когда он вышел покурить. Очевидцы, которые было допрошены, рассказали, что стрелявший был один, держал в правой руке пистолет, сел в машину и уехал в арку, – рассказывала Семененко в прениях.
Когда была найдена машина и подняты видеозаписи, начало раскручиваться следствие. По чекам из "Азбуки вкуса" и "Спортмастера" выяснили время посещения киллером этих магазинов, и оттуда также взяли записи с видеокамер. А по страховому полису выяснили историю автомобиля. Полис оказался поддельным, автомобиль угнанным и переделанным в "двойник".
Угонщики продали автомобиль за 190 000 руб. Джамалу Парагульгову, человеку "темных дел" — так саркастически определил его адвокат Мусаев (Темерханов говорил, что Джамал — просто его хороший знакомый). Следователи изучили детализацию телефонных разговоров Парагульгова и записи разговоров угонщиков и выяснили, что в мае 2011 года, после того, как Парагульгов обсуждал тонкости покупки, он сразу же связывался с одним и тем же телефонным абонентом. Им и был Юсуп Темерханов. Последний объяснял, что в тот момент Парагульгов вроде бы нашел покупателя для его бизнеса, "а по таким делам можно и по 100 раз в день созваниваться".
- По видеозаписям было восстановлено, что убийца был в майке Fire and Ice, бейсболке и темной кофте с капюшоном. Чек на похожий темно-синий джемпер как раз был и обнаружен в полусгоревшем автомобиле. Точно такая же майка и толстовка найдены в квартире Темерханова в Москве, во время обыска, который был 26 августа. Генетическая экспертиза обнаружила следы ДНК Темерханова в самом автомобиле – на очках и водительских перчатках, – сообщила прокурор.
Светлана Буданова, вдова бывшего полковника, тогда же, во время прений, сказала присяжным, что ее убедила в виновности Темерханова именно генетическая экспертиза.
Обвинитель предоставляла на обозрение и детализацию разговоров Темерханова – в момент убийства у него телефон был недоступен, и видеозаписи из магазинов, а также с камеры наружного наблюдения, на которой было видно, как некто в темной толстовке с капюшоном и бейсболке выходит из "Лансера", нагибается в салон и отбегает, после того как из машины начинает валить дым. Присяжные видели и пистолет с глушителем – переделанный из газового "ИЖа", и одежду, изъятую у Темерханова. Кроме того, в квартире была найдена светокопия паспорта Джамала Парагульгова. А самое главное, свидетели обвинения — очевидцы — опознавали в Темерханове человека, которого видели на месте преступления и в магазинах, чеки из которых нашли в полусгоревшем "Лансере". Один из свидетелей — Руслан Прижилевский — показал, что видел и момент убийства, и стрелявшего, при этом "лица убийцы я не видел, на цвет волос не обратил внимание". Но на прямой вопрос, видит ли он этого человека в зале, не сомневаясь указал на Темерханова. А засекреченный свидетель под псевдонимом "Алан" сказал, что видел, как преступник садился на место водителя в "Мицубиси", что он был ростом "примерно 184 см с кавказской внешностью", в бейсболке, и опознал его в Темерханове.
Версия защиты: сфальсифицированные доказательства, похищение свидетелей и алиби Темерханова
До рассмотрения дела коллегией присяжных адвокаты Темерханова заявляли множество ходатайств об исключении недопустимых, по их мнению, доказательств.
Больше всего внимания было уделено генетической экспертизе, которая является ключевым доказательством вины Темерханова — его ДНК обнаружили на перчатках водителя, найденных в полусгоревшем автомобиле, которым воспользовался в день преступления убийца Буданова. Адвокаты считают, что заключение фальсифицировано (на это, по их мнению, указывает, в частности, отсутствие в деле финальной части документа), а материалы для нее получены незаконно. Защита утверждала, что Темерханов был похищен сотрудниками МВД 19 августа 2011 года — за неделю до обыска квартиры — и именно после этого образцы его ДНК попали на исследуемые предметы.
Футболка "Fire and Ice" и синяя толстовка, по словам самого Темерханова, ему не принадлежат и были подброшены.
- Вы можете себе представить профессионального киллера, который оставляет у себя в квартире – в ванной на сушилке — именно ту куртку, в которой было совершено преступление, а на диване – ту самую майку! А стрелял, судя по расположению пуль и по тому, например, что синий цвет данной толстовки отвлекает от лица – профессионал, — говорил адвокат Мусаев.
Про паспорт на имя Сулейманова Темерханов пояснил, что сделал его, потому что в 2003 году у него был "личный конфликт с одним местным деятелем [в Чечне], который был известен своим подлым характером".
- У него были связи в органах, и чтобы у меня не было никаких сюрпризов, я предпочел сделать так, чтобы он не знал о моем графике передвижения. Когда делал паспорт – через одного знакомого в городе Аргун – в подробности не вдавался и начал жить с 2004 года под именем Магомед Сулейманов. Даже доля в бизнесе [строительный завод] была оформлена на Сулейманова, — рассказывал Темерханов.
- Если отец в 2000 году погиб, то почему паспорт был сделан в 2004 году? Где в ходе убийства был употреблен паспорт? При чем он тут вообще? – говорил адвокат Мусаев уже в прениях.
Судья Коротков тогда его остановил и предупредил: "Вы имейте совесть!"
Мусаев заявил, что количество доказательств, предъявленных обвинением, просто фантастично.
- Тут и эта футболка с джемпером, и детализация, которая указывает на фантастические совпадения. И засекреченные свидетели, которые меняют показания. При этом более-менее подробные показания дали только Александр Евтухов и Руслан Фаталиев.
Фаталиев говорил, что рост стрелявшего около 180 см, волосы ближе к рыжему, крепкое телосложение. Сам Темерханов – с черными волосами, высокий и худощавый.
Свидетеля Евтухова слушатели во время этого процесса ни слышать, ни видеть не могли. Внезапно, во время заседания 9 апреля, судья Коротков объявил, что заседание переносится в другой зал. Когда в него зашли судья, присяжные, прокуроры и адвокаты, двери закрылись – слушатели и пресса остались в коридоре. "Зал маленький. Вам туда нельзя. Мест нет!" – отгонял пристав публику от дверей.
Узнать, что происходило за закрытыми дверями открытого процесса, удалось только во время перерыва от адвоката Мусаева. В зале, куда не пустили прессу, по видео-конференцсвязи из Новосибирска допрашивали свидетеля Александра Евтухова, очевидца преступления, который ранее, перед прежней коллегией, говорил, что в Буданова стрелял светловолосый человек славянской внешности, и не опознал в Темерханове киллера. После этого следственные органы обвинили адвоката Темерханова Дарью Тренину в подкупе Евтухова, а адвокат Мусаев говорил, что свидетель похищен и гособвиненение давит на него.
"Сейчас Евтухов дал те же показания, что и в прошлый раз, только почему-то забыл цвет волос стрелявшего, — рассказал Мусаев. — Также он сказал, что "Лансер", в котором скрылся убийца, и автомобиль, найденный на улице Доватора, – две разные машины. Как он помнит, преступник уехал на автомобиле предыдущей [девятой] модели". Обнаруженный на улице Доватора полусгоревший Mitsubishi Lancer, в котором, как утверждает следствие, перемещался убийца и где были обнаружены вещи с ДНК Темерханова, был "десяткой".
Когда Мусаев во время прений упомянул этих свидетелей, прокурор помахала рукой перед присяжными – "не обращайте внимания".
Во время представления доказательств защита заявила, что у Темерханова в момент убийства было алиби – он лечил больную спину у врача-мануальщика Виталия Величенко. 80-летний доктор был вызван в качестве свидетеля. Он подтвердил, что Темерханов был его пациентом, но точную дату визита назвать не смог — "день не могу назвать, но тогда цвели пионы, а значит, была середина июня.
Когда прокурор пыталась опровергнуть то, что спина у Темерханова была больная, она показала журнал его посещений фитнес-клуба. По записям выяснилось, что обвиняемый ходил туда и в день убийства – ближе к вечеру. Темерханов объяснил, что в спорт-клубе он как раз занимался лечебной растяжкой спины и ходил в сауну.
Прокурор и адвокат
Мария Семененко и Мурад Мусаев во время всего процесса вели себя очень эмоционально, постоянно упрекали друг друга во лжи, делали замечания, обращались возмущенно к судье.
Прокурор на одном из заседаний довела до слез свидетеля своим нарочито-пренебрежительным тоном допроса. Мусаев тогда упрекнул Семененко в "пошлости". Прокурор обращалась к свидетельнице Сенниковой таким образом:
- Представьте себе, милочка! Ваш телефонный номер обозначен в контактах как "Нат. Ватунки", — теперь голос Семененко был торжествующим. — "Здравствуйте, Юсуф! Вы интересовались занятиями йоги, перезвоните. Студия йоги". Вот такое сообщение мы обнаружили. Можете его как-то пояснить?
- Ну, он занимался йогой. Почему вы именно у меня спрашиваете, что ему на телефон приходит? — еще больше удивилась Сенникова, а Темерханов крикнул:
- Можете себя по-человечески вести? Прокурор – это не значит какая-то нечисть!
- Ты, рот закрой! — прокурор Семененко тоже закричала, а адвокат Мусаев попросил судью сделать замечание прокурору. По его мнению, она ведет себя "неприлично и пошло". "Такое выслушивать от должностного лица — невозможно, возмутительно", — заявил он.
"А Темерханов что себе позволяет! — оправдал гособвинителя судья и ограничился общим предупреждением: — Стороны, успокойтесь! Напоминаю, что суд с присяжными. Так себя не ведут".
Последний эпизод был во время прений.
- Да-да, конечно, говорит правду только Темерханов и адвокат Мусаев, а я лгу, — съязвила прокурор на очередное замечание Мусаева по поводу недопустимости доказательств.
– Я не могу сидеть и слушать, как прокурор лжет, — парировал Мусаев.
- Выбирайте выражения, лжете вы! – возмутилась Семененко.
Судья пояснил присяжным: "Не обращайте внимания".
Вердикт и приговор
Присяжным надлежало ответить на несколько вопросов – было ли убийство, виновен ли в нем Темерханов, заслуживает ли снисхождения, а также виновен ли он в незаконном хранении оружия. Вердикт был оглашен 30 апреля в половину первого ночи. Мнения разделились – девять присяжных были за то, что Темерханов виновен, остальные так не считали. Сам Темерханов после оглашения улыбнулся и поблагодарил тех, кто счел его невиновным.
Во время оглашения была заминка – оно произошло не с первого раза. Сначала присяжные вернулись около половины двенадцатого ночи, но судья Коротков заметил ошибки при заполнении опросных листов и попросил коллегию их устранить. Устранили их как раз к половине первого. Адвокат Мусаев спрашивал – "что происходит", волнуясь, что что-то не так, но ответа не было.
Прокуратура попросила для Темерханова 16 лет колонии строгого режима и два года ограничения свободы. Адвокат просил либо вернуть дело в прокуратуру, либо распустить коллегию, либо "хотя бы 10 лет, как Буданову". Судья Коротков дал 15 лет колонии строгого режима и два года ограничения свободы. Адвокаты приговор обжалуют. Прокурор не будет.