На процессе по делу юриста сети аптек "Ригла", расстрелявшего шестерых коллег, допросили его возлюбленную, разрыв с которой, возможно, повлиял на его решение устроить бойню в офисе. Она рассказала, что Дмитрий Виноградов угрожал ей, и было похоже, что он собирается покончить с собой. Обезвредившего убийцу сотрудника, как выяснилось, Виноградов молил о смерти на месте преступления. "Русский Брейвик" повторил свою просьбу и в зале суда.
29-летний юрисконсульт сети аптек "Ригла" Дмитрий Виноградов устроил бойню в офисе компании утром 7 ноября прошлого года. Переодевшись в своем кабинете в камуфляж, он с двумя ружьями в руках направился в финансово-экономический отдел, по дороге застрелив Дениса Моисеева. В отделе он открыл стрельбу по сидевшим там коллегам. В результате Елена Лапшина, Наталья Плеханова и Александр Бирюк скончались на месте. Антон Третьяков, Моисеев и Никита Стрельников скончались в "Склифе".
Утром того же дня Виноградов опубликовал на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" текст под названием "Мой манифест" с призывами "к уничтожению человечества". В нем Виноградов написал: "Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста". СМИ писали, что перед этим он пил пятеро суток. Теперь он обвиняется по п."а" ч.2 ст.105 УК, ч.3 ст.30, п."а" ч.2 ст.105 УК (убийство двух и более лиц, покушение на убийство двух и более лиц, до пожизненного лишения свободы) и ч.1 ст.280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, до трех лет лишения свободы).
Сегодня в Мосгорсуд пришли несколько коллег подсудимого, бывшие в тот день в офисе. Первой допросили финансового менеджера "Риглы" Ярославу Сергенюк – единственную выжившую из тех, в кого попал Виноградов. Пуля угодила ей в грудь и задела легкое. Она рассказала, что пришла в сознание только через шесть дней и первое время не могла ходить. Сначала она подумала, что на офис напали, сказала свидетель. Потом увидела Виноградова. "Он был сильно напуган, у него было дрожащее лицо", — вспоминала она.
- Прости, пожалуйста. Я не хотел, — сказал ей Виноградов удрученно.
После нее выступил начальник финансово-экономического отдела "Риглы" Юрий Марченко, который обезвредил Виноградова, пока тот перезаряжал ружье. Он рассказал, что услышал хлопки и фразу Виноградова "Здравствуйте, коллеги", а потом женские крики, и залез под стол. Когда Виноградов повернулся к нему спиной, он набросился на него сзади и начал с ним бороться. По словам Марченко, он видел у него оружие, но "не мог подумать, что это настоящее огнестрельное оружие". "Когда мы с ним упали, он просил меня убить его", — сказал свидетель напоследок.
Дольше всех выступала сотрудница финансового отдела Анна Казникова, в которую Виноградов был безответно влюблен. Она рассказала, что общалась с Виноградовым по работе, и в какой-то момент он стал оказывать ей знаки внимания.
- Он очень красиво ухаживал, — рассказывала она. — Это было настолько необычно. Стоило мне сказать: я уезжаю на дачу — он стоит у метро [и говорит:] "Я решил помочь тебе донести эту сумку до работы". Когда я приболела, он скупил всю аптеку. Я была очень тронута.
Казникова рассказала, что какое-то время они ходили в кафе и в кино, потом стали общаться реже, и Виноградов ни с того ни с сего оскорбил ее в СМС. Потом написал на рабочую почту: "Ты мерзкая тварь, верни мне мою книгу". А как-то даже толкнул ее в офисе и велел не попадаться ему на глаза. Казникова дала ему пощечину, а он сказал, что никогда ее не простит. На Восьмое марта он отправил ей картинку с кровавой розой и после этого стал писать сообщения про смерть. "Мне показалось, что он хочет покончить с собой. <..> Я его очень сильно боялась и всячески избегала", — рассказала Казникова. По ее словам, перед самой бойней ей звонили три раза и бросали трубку. После последнего звонка она услышала хлопок, а потом Виноградов зашел в офис и сказал: "Добрый день, коллеги". Пока он стоял к ней спиной, она успела убежать.
- Аня, ты хочешь, чтобы мне назначили смертную казнь? – спросил ее Виноградов.
- Нет, не хочу.
- Дурацкий мораторий. Назначьте мне смертную казнь! – потребовал он и стал стучать в стекло "аквариума". — Дайте мне пистолет, застрелите меня! Я не хочу тут сидеть, б****.
- Не ругайтесь матом, вам замечание в протокол, - судья Сергей Подопригоров был невозмутим и отказался откладывать процесс, напомнив, что у Виноградова есть конституционные права.
Адвокат подсудимого Александр Савенков тоже хотел задать Казниковой несколько личных вопросов и просил для этого удалить прессу, но Виноградов устал от откровенных разговоров.
- Хватит уже этот вопрос задавать! – обратился он к защитнику. — Еще раз задашь, тебя уволят нахрен!
На прошлом заседании 14 августа Дмитрий Виноградов признал себя виновным. Однако он добавил, что "тогда не совсем мог контролировать себя". В этом он сошелся с мнением экспертов Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Комиссия пришла к выводу, что в момент нападения Виноградов страдал психическим расстройством, которое ограничивало его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, однако этот факт не исключает вменяемости обвиняемого.