Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) счел создание милицейской базы данных "Сторожевой контроль" нарушением Европейской конвенции по правам человека, сообщает "Коммерсант". С помощью базы данных в рамках борьбы с экстремизмом проводятся регистрация и наблюдение за общественно активными гражданами, а также их "профилактические" задержания.
Незаконность системы политического сыска обжаловал в Страсбурге председатель Нижегородского правозащитного союза правозащитник Сергей Шимоволос — один из задержанных в Самаре накануне приуроченного к саммиту Россия—ЕС "Марша несогласных" 2007 года в ряду многочисленной группы оппозиционеров, наблюдателей и журналистов.
По версии Правительства РФ, Шимоволос был арестован на 45 минут в профилактических целях для предотвращения "нарушения экстремистского характера". Проанализировав обстоятельства задержания, судьи ЕСПЧ сделали вывод, что "подозрение, очевидно, было основано на простом факте, что заявитель был членом организации по правам человека", и признали, что действия властей являются нарушением "права на свободу" предусмотренного Конвенцией по защите прав человека. Также суд признал нарушением права "на уважение частной жизни" регистрацию господина Шимоволоса и сбор информации о его передвижениях на поездах и самолетах в милицейской базе данных "Сторожевой контроль".
По официальным данным, в милицейской базе данных в 2007 году были размещены сведения на 3865 человек. Как рассказал Шимоволос, в этой базе данных к потенциальным правонарушителям и экстремистам причислены не только скинхеды и националисты, но и другие общественно активные граждане — в частности, отдельные рубрики отведены правозащитникам и членам оппозиционных партий. Добиться в российском суде исключения из базы данных и ликвидации всех содержащихся в ней сведений на граждан, не признанных в судебном порядке лицами, причастными к экстремистской деятельности, правозащитнику не удалось: Нижегородский райсуд решил, что, "учитывая общественную деятельность заявителя, ГУВД имело право на внесение его в базу данных".
По словам Шимоволоса, в ходе разбирательств в Нижегородском райсуде, где он оспаривал незаконность создания "системы политического сыска" под видом борьбы с экстремизмом, он и ознакомился с материалами "Сторожевого контроля".
Страсбургский суд встал на сторону правозащитника, признав сбор и хранение данных о его передвижениях вторжением в личную жизнь. При этом сама база данных, как отметил ЕСПЧ, создавалась на основании ведомственного приказа МВД, который не был опубликован и не был доступен населению. "Граждане не могут знать, почему их регистрируют в базе данных, как долго хранится информация о них, что это за информация, как она собиралась и использовалась и кто ее контролирует. В результате способ и границы сбора информации и использовании информации из базы данных непонятны и непредсказуемы, что противоречит требованиям конвенции", говорится в решении суда.
Теперь Шимоволос намерен добиваться пересмотра проигранных им в российских судах дел и ликвидации незаконной системы оперативно-разыскных мероприятий.
Однако можно предположить, что едва ли решение ЕСПЧ само по себе приведет к ликвидации скандальной базы данных. Напомним, противодействие России рекомендациям Европейского суда относительно исправления законов, нарушающих права человека перешло в законодательную плоскость. На днях в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому решение ЕСПЧ не является основанием для пересмотра по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта, если примененный закон не признан КС РФ неконституционным.