Не так давно в лондонском суде прошли очередные слушания по затянувшемуся делу "Совкомфлота", известному как одно из самых громких дел, связанных с крупномасштабным мошенничеством, взяточничеством и коррупцией в судоходстве. В российских СМИ об этом практически не пишут, несмотря на привлекающие внимание сумму иска и состав участников. В тяжбе фигурируют влиятельные представители российского бизнеса и государственные деятели -в ходе разбирательства упоминались даже имена Игоря Сечина и Германа Грефа, хотя сами они и не являются фигурантами дела.
И российским бизнесменам и государственным деятелям, вероятно, придется чаще бывать в английской столице в ближайшие полгода — именно столько, по предварительным оценкам юристов, продлятся слушания по делу "Совкомфлота". Чтобы подготовить эту статью, Право.Ru использовало не только российские источники, но и зарубежные (в силу недостаточности российских, как мы уже отмечали), в частности Московское бюро новостей Джона Хелмера, передающего информацию из России в крупные издания Англии и Америки.
Почему именно лондонский суд?
В том, что дело рассматривает именно Высокий суд Лондона, пользующийся популярностью среди российских бизнесменов, нет ничего странного — в Лондоне находятся структурные подразделения компании Sovkomflot UK, Novoship UK, а также Maritime Agencies.
Инициатор исков — нынешний руководитель "Совкомфлота". В чем и кого он обвиняет
Инициатором процесса стал Сергей Франк, с 1998 по 2004 гг. занимавший должность Министра транспорта РФ и сменивший на посту в судоходной компании Дмитрия Скаргу в 2005 году. Последний, уступив место Франку, занял пост сенатора от Волгоградской области.
Формально истцами являются дочерние компании "Совкомфлота": Fiona Trust and Holding Corp. и "Интриг шиппинг" (в "соавторстве" с другими дочерними компаниями "Новошипа"). Fiona Trust and Holding Corp. подала иск в 2005 году, а "Интриг шиппинг" — в 2007-ом. В феврале этого года "Совкомфлот" предъявил еще один иск в связи с деятельностью брокерской компании "Норстар". Таким образом, в общей сложности дело "Совкомфлота" включает в себя три иска.
Что же заставило Сергея Франка довести дело до суда? Как следует из материалов дела, дочерние компании "Совкомфлота" обвиняют бывшее руководство компании в хищении крупной суммы денег. "Совкомфлот" заявляет, что в результате мошенничества в период с 2001 по 2004 годы компания понесла огромные убытки, к настоящему моменту составляющие почти 800 миллионов долларов. Речь в исках, в частности, идет о мошенничестве путем проведения крупномасштабных операций по продаже и обратному лизингу, а также по судам-новостройкам, тайм-чартерам, о получении откатов и проведении незаконных финансовых сделок. Документы по делу насчитывают, как свидетельствуют различные источники, более 100 страниц.
Ответчики — кто они?
Основным ответчиком по делу является бывший гендиректор "Совкомфлота" Дмитрий Скарга. Кроме него по делу проходят бывший финансовый директор "Совкомфлота" Игорь Борисенко и руководители ряда дочерних структур: Юрий Привалов, возглавлявший ранее Maritime Agencies, и Тагир Измайлов, являвшийся генеральным директором ОАО "Новошип".
Этим список ответчиков не ограничивается — еще одним ответчиком по делу "Совкомфлота" является бывший российский нефтяной трейдер Юрий Никитин. Как значится в материалах дела, Никитин, который не являлся должностным лицом "Совкомфлота" в сговоре с бывшим руководством компании, в частности, с Дмитрием Скарга и Юрием Приваловым. Он принимал непосредственное участие в реализации ряда мошеннических схем, связанных с судами-новостройками с верфи "Цунеиши" и танкерами-продуктовозами.
Последние заседания: суть событий
Интересно, что основным вопросом, обсуждаемым на последних судебных заседаниях в Лондоне, стало совсем не мошенничество в компании. Так, главным предметом дискуссий на заседаниях стала законность получения доказательств, на которых основывается обвинение. Вероятно, таким образом адвокаты ответчиков хотят добиться того, чтобы суд не принял во внимание аргументы, приведенные истцами.
Ответчики, в частности, заявили, что выдвинутые против них обвинения были сфабрикованы из-за личной неприязни и по политическим мотивам после того, как Сергей Франк якобы пытался, но не смог помешать назначению Скарги на пост председателя СКФ в 2000 году.
Версия ответчиков: доказательства добыты незаконным путем
Представители ответчиков изложили свою позицию на слушаниях, которые прошли 5 октября в одном из самых современных лондонских залов судебных заседаний под председательством судьи Эндрю Смита (Andrew Smith). Адвокаты Грэм Даннинг и Стивен Берри заявили, что материалы, представленные суду, были получены обманным путем на территории Великобритании по указаниям "Совкомфлота".
Версия адвокатов такова: в "Совкомфлоте" проводилось открытое расследование деятельности бывшего руководства компании, однако правонарушений не было выявлено. Тогда Сергей Франк, исчерпав легальные способы добывания информации, задействовал по крайней мере три частных детективных агентства, расположенных в Лондоне. Как утверждает защита, нынешний директор "Совкомфлота" приходил к Юрию Привалову и предлагал ему сотрудничать с теми, кто проводил внутреннее расследование в компании. В противном случае он пригрозил Привалову судом.
Адвокаты перечислили и используемые в ходе расследования незаконные методы сбора информации: спутниковый мониторинг всех компьютеров "Совкомфлота", кражи со взломом в доме в Лондоне, воровство информации, касающейся кредитных карт и банковских счетов, запись телефонных разговоров. В представленных суду счетах, оплаченных ОАО "Совкомфлот", по крайней мере £340 тыс. приходится на оплату услуг двух лондонских детективных агентств - Hart и Modus International.
По мнению защиты, Генпрокурор России якобы обратился с просьбой к коллегам из Швейцарии, направив им собранные данные. Представители швейцарских правоохранительных органов, решив, что речь идет о криминальном расследовании дела о мошенничестве, передали России информацию о банковских счетах экс-руководителей компании. Полученный от Швейцарии многостраничный отчет был передан "Совкомфлоту", который, в свою очередь, использовал их в иске, поданном в Высокий суд Лондона.
Подобная схема, как заявляют адвокаты, напрямую свидетельствует о "неправомерном вмешательстве со стороны представителей государства" в расследование дела.
Версия истцов: расследование проводили профессионалы с соблюдением законодательства
Сергей Франк отрицает все обвинения в свой адрес. По его словам, ему было известно о проведении расследования в отношении бывших руководителей "Совкомфлота", однако он не был осведомлен о том, каким образом у "Совкомфлота" оказались в дальнейшем используемые в иске материалы. По словам Франка, расследованием занимались его юристы, которые, уверен Франк, действовали профессионально.
В то же время Франк сказал, что не исключает того, что операция, известная как "Проект "Осетр", проводилась по инициативе Первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Именно Шувалов был избран Председателем Совета директоров ОАО "Совкомфлот" 31 августа 2006 года на заседании Совета директоров компании и является фактическим главой российского судоходного гиганта.
На суде звучали и знакомые всем россиянам имена
На судебных слушаниях, прошедших 2 октября, прозвучала и еще одна громкая фамилия. Заявив, что при сборе компромата Франк действовал не в одиночку, адвокаты Дмитрия Скарги и Юрия Никитина сказали, что его, вероятно, поддерживал Геннадий Тимченко. Это один из наиболее влиятельных бизнесменов в России, характеризуемый в иске как "теневой клиент" "Совкомфлота".
Геннадия Тимченко вспоминали и на суде 5 октября. По мнению, высказанному адвокатом ответчиков Грэммом Даннингом, бизнесмен был одним из трех человек, которые ранее выступали за назначение Скарги, а впоследствии изменили свою позицию по данному вопросу. По словам Даннинга, в свое время за назначение Дмитрия Скарги на пост гендиректора "Совкомфлота" выступали также вице-премьер РФ Игорь Сечин, и Герман Греф (министр экономического развития и торговли РФ с 2000 по 2007 год, сейчас — президент и председатель правления Сберегательного банка РФ). Последнее, по мнению адвоката, характеризует Дмитрия Скаргу только с лучшей стороны. Франк, в свою очередь, подтвердил только то, что назначение Скарги прошло не без участия Грефа.
Прогнозы
Слушания дела продолжатся в лондонском суде в понедельник. Пока остается неизвестным, какие именно вопросы будут обсуждаться на следующем судебном заседании по делу, масштабы которого, по мнению лондонских юристов, оказались больше, чем вызвавшее широкий резонанс дело Lehman Brothers. Тем не менее, уже сейчас очевидно, что события вокруг "Совкомфлота" привлекут еще большее внимание общественности, а суду будет нелегко вынести решение. И очень хочется понять, что же на самом деле стоит за разбирательством: праведный гнев действующего директора компании на своих предшественников или желание свести счеты с оппонентами.
В разделе Документы/Досье вы можете изучить некоторые судебные документы по делу "Совкомфлота".