Сегодня Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроекты "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Об этом сообщила пресс-служба Ассоциации юристов России.
По словам главы думского Комитета, председателя Ассоциации юристов России Павла Крашенинникова, "целью законопроектов является создание правового урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации".
"Процедура медиации является альтернативой судебному или административному разбирательству. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору, — отметил он. — Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта. Процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
Павел Крашенинников отметил, что "примирительная процедура может иметь место, как во внесудебном порядке, так и до и после обращения в суд, в том числе и по предложению суда". "Поэтому одновременно с законопроектом подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", которым устанавливается порядок применения процедуры медиации при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, — подчеркнул он. — В этом законопроекте также устанавливаются: порядок утверждения медиативного соглашения судом, арбитражным судом, третейским судом; порядок обращения в суд, арбитражный суд, третейский суд при наличии заключенного и подлежащего исполнению медиативного соглашения; процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации".
"Принятие законопроекта позволит не только разгрузить суды, но и сделать отношения в экономической сфере более цивилизованными, — отметил глава думского Комитета. — Ведь примирительные процедуры основаны на принципе взаимного волеизъявления сторон, конфиденциальности и беспристрастия посредника, сотрудничества и равноправия сторон. Введение в практику осуществления примирительных процедур будет способствовать поддержанию конструктивного делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений".