ПРАВО.ru
Новости
15 марта 2011, 15:40

Представлены поправки в ГК, законы о банкротстве, АО, ООО и ипотеке о проектном финансировании

Минэкономразвития РФ сегодня представило правительственный законопроект "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части развития проектного финансирования)", разработанный с целью формирования правовой базы для проектного финансирования.

Под проектным финансированием принято понимать финансирование строительства, реконструкции и/или эксплуатации объекта инфраструктуры, разработки месторождения полезных ископаемых или иного объекта, которое осуществляется путем предоставления заемного финансирования, возвращаемого, главным образом, за счет дохода от эксплуатации финансируемого объекта.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в связи с недостаточностью правового регулирования проектного финансирования в российском праве российские спонсоры и кредиторы вынуждены обращаться к инструментам зарубежного права для заключения сделок проектного финансирования. В результате принятия законопроекта кредиторы смогут предоставлять заемные средства на развитие инфраструктуры, разработку природных ресурсов и другие цели на условиях повышенной защищенности их прав, а спонсоры получат доступ к менее дорогому заемному финансированию.

Для обособления имущества проекта от имущества спонсора в проектном финансировании используется проектная компания — юридическое лицо, которое создается исключительно в целях владения и управления проектным имуществом, а также в целях строительства и эксплуатации объекта по проекту. Поскольку требования кредиторов по проекту удовлетворяются только за счет имущества проекта, необходимо устранить возможность предъявления к проектной компании требований со стороны лиц, которые не вовлечены в проект.

В законопроекте данный вопрос решается путем введения в федеральные законы "Об акционерных обществах" (новая статья 2.1) и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (новая статья 2.1) конструкции специализированного хозяйственного общества (далее – "СХО"), в уставе которого может быть предусмотрен исчерпывающий список сделок, которые вправе совершать СХО в целях реализации проекта. При этом совершение СХО сделки, которая не предусмотрена его уставом, не влечет возникновения обязанностей для СХО, что позволяет обезопасить имущество проекта от притязаний со стороны лиц, которые не участвуют в его финансировании или реализации.

Для ограничения возможности реорганизации и ликвидации проектной компании в законопроекте вводятся правила о том, что добровольная реорганизация и добровольная ликвидация СХО возможны только в случае, если это предусмотрено уставом СХО.

Введение процедуры банкротства в отношении проектной компании в процессе реализации проекта из-за неисполнения ее текущих обязательств перед кредиторами по проекту может быть не в интересах указанных кредиторов, так как приведет к невозможности исполнения обязательств перед ними в полном объеме. Для предотвращения данной ситуации в законопроекте (изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") предусматривается возможность для кредитора СХО отказаться или ограничить свое право подавать в арбитражный суд заявление о банкротстве СХО.

Для удовлетворения требований кредиторов в законопроекте (изменения в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)") предлагается общий инструмент залога будущего объекта недвижимости – договор о предоставлении ипотеки, в котором так же, как и в договоре долевого участия строительства, идентификация строящегося объекта осуществляется на основе земельного участка, на котором строится объект. Кроме того, законопроект (изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") вводит норму о внесении записи об ипотеке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора о предоставлении ипотеки в момент регистрации права собственности на строящийся объект недвижимости.

Залог денежных средств на банковском счете проектной компании позволяет кредиторам получить в качестве обеспечения наиболее ликвидное имущество проекта. Поэтому в законопроекте вводятся нормы о залоге денежных средств на банковском счете, включая правила об обращении взыскания на заложенные денежные средства.

Для предотвращения возникновения у кредиторов убытков вследствие неисполнения обязательств проектной компанией им необходима возможность замены проектной компании в ключевом договоре проекта на более надежного контрагента. Это позволит сохранить договорные отношения с поставщиками проекта и выполнить его до конца. Необходимость введения этого института в законодательство обусловлена текущей судебной практикой, в соответствии с которой в договоре о переводе долга необходимо подробно описывать размер долга, период задолженности и обязательство, из которого возник долг. При этом суды признают, что указание сторон договора, номера и даты его заключения является недостаточным для заключения договора о переводе долга. Такая судебная практика ставит под сомнение передачу неденежных обязанностей, обязанностей, срок исполнения которых не наступил на момент передачи, а также обязанностей по договору в целом.

Законопроект (изменения в главу 24 Гражданского кодекса Российской Федерации) вводит нормы о передаче договора, которые позволяют передавать все права и обязанности одной стороны договора третьему лицу при наличии согласия другой стороны договора.

Обязательства проектной компании перед кредиторами, которые предоставили финансирование для строительства объекта недвижимости, как правило, погашаются за счет дохода, получаемого на стадии эксплуатации построенного объекта недвижимости. Построенный объект недвижимости приносит предсказуемый доход, который можно "продать" (переуступить) и использовать полученную выручку в том числе для погашения обязательств перед кредиторами стадии строительства. Соответственно, в законопроекте вводятся нормы об уступке будущих прав, идентификация которых осуществляется так же, как и при залоге будущих прав.

Кроме того, для лучшей защиты прав кредиторов по проекту, отмечают авторы законопроекта, целесообразно разрешить проектной компании использовать различные типы счетов для различных денежных потоков. Для этого в законопроекте вводятся нормы о номинальных банковских счетах, которые существуют во многих юрисдикциях. Номинальный счет используется для зачисления и перечисления денежных средств, которые не принадлежат владельцу счета. Контроль за распоряжением денежными средствами на счете осуществляет лицо, которому принадлежат денежные средства; на денежные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца счета.

С текстом законопроекта можно ознакомиться в Справочно-правовой системе "Право.ru" (СПС "Право.ru") здесь.