В отношении бывшего начальника московского метрополитена Дмитрия Гаева возбуждено уголовное дело. По версии следствия, он присвоил патент на изобретение автоматизированных систем оплаты проезда с использованием магнитных билетов, за который с 1999-го по 2010 год получил более 100 миллионов рублей.
Официальный представитель Следственного комитета при МВД России Ирина Дудукина подтвердила "Право.Ru" информацию о возбуждении уголовного дела в отношении Гаева. Оно возбуждено по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
На возбуждении дела в отношении Гаева в феврале 2011 года настаивала Генпрокуратура. Многочисленные нарушения в работе метрополитена были выявлены в ходе прокурорской проверки, проведенной в прошлом году. В частности, в материалах прокуратуры речь шла о "недобросовестном выполнении" Гаевым своих должностных обязанностей.
В заключении по результатам проверки, в частности, говорилось, что "вопреки интересам унитарного предприятия он создал систему личного обогащения" за счет возглавляемой им организации. По данным прокуратуры, бывший руководитель московского метрополитена создал систему, при которой "различного рода технические разработки", поставленные и внедренные за счет средств предприятия, оформлялись либо как его личное изобретение, либо на коммерческую структуру, выполнявшую работы по контракту. В результате указанных действий столичному метрополитену и правительству Москвы причинен ущерб на сумму свыше 112 миллионов рублей. Материалы проверки был направлены в СК при МВД России.
После проверки Генпрокуратура потребовала уволить Д. Гаева за грубые нарушения федерального законодательства, а в начале февраля 2011 года стало известно об отставке Гаева. По официальным данным, глава московского метро, находившийся на этом посту с 1995 года, был освобожден от должности "по собственной инициативе".
Сегодня СК при МВД сообщил подробности расследования этого скандального дела. По данным ведомства, в 1997 году ГУП "Московский метрополитен" в соответствии с заключенными договорами получил оборудование и внедрил автоматизированные системы оплаты проезда на московском метрополитене с применением магнитных билетов. Участвуя в реализации договоров в качестве руководителя предприятия, Гаев для извлечения личной выгоды 16 января 1998 года направил заявку, а затем получил патент на изобретение автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных на транспорте. В дальнейшем Гаев, пользуясь служебным положением, заключил лицензионный договор на использование данной системы, и с 1999-го по 2010 годы получил от предприятия те самые 112 миллионов рублей в качестве вознаграждения (12 миллионов сразу и по 10 миллионов рублей ежегодно).
Между тем, адвокат Гаева Рубен Маркарьян заявил РАПСИ, что изобретенная "Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте" и система оплаты проезда с применением магнитных билетов, которая заработала в столичном метро в 1997 году — не одно и то же. По словам адвоката, следователи, возбудившие уголовное дело, путают внедрение оборудования с его изобретением.
Патентная схема получения доходов была чрезвычайно популярна среди московских чиновников в те времена, когда столицей руководил Юрий Лужков. По информации Slon.Ru, сам он был был наиболее плодовитым "изобретателем" не только среди своих подчиненных, но и среди всех российских госслужащих. Рационализаторской деятельностью он прославился уже в начале 2000-х годов, когда вместе с женой Еленой Батуриной и руководителем департамента потребительского рынка столицы Владимиром Малышковым получил патенты на квас, сбитень, морс, медовуху, расстегай, кулебяку, пирожок печеный полуоткрытый и кисломолочный напиток "Аленка". "Язвительные критики называли столичного градоначальника „отцом кулебяки“ и последним учеником Леонардо. Юристы подозревали, что за использование патентов Лужков получает роялти, которые являются завуалированными „откатами“", — говорилось в одном из материалов портала на эту тему.
А одним из самых одиозных примеров изобретательской деятельности Лужкова с соавторами стало получение патентов на целую серию изобретений для Московской монорельсовой транспортной системы, построенной за государственный счет (на ее строительство из городского бюджета было потрачено 6,3 млрд руб.).