ПРАВО.ru
Новости
25 марта 2011, 19:38

Внесены поправки в УК, УПК, ГПК, УИК и КоАП об органичении в правах освободившихся осужденных

Из заключения - под надзор
Фото с сайта fedpress.ru

Госдума сегодня приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, регламентирующий правила и основания для установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Данный законопроект пролежал без движения в нижней палате парламента шесть лет, однако два чтения прошел менее чем за месяц.

Законопроект "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" был внесен в марте 2005 года депутатами ГД А. Розуваном, Т. Москальковой, И. Бариновым, А. Волковым и другими, которые заявили о том, что вопрос наблюдения за поведением лиц, ранее совершавших преступления, не урегулирован федеральным законодательством. С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.

Как отмечают авторы законопроекта, он "устанавливает основы правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере предупреждения повторных преступлений отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем установления в отношении указанных лиц административного надзора. При этом административный надзор не является продолжением наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы. Он имеет целью предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны должностных лиц органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания".

При этом они отмечают, что "обязательными условиями установления административного надзора являются либо поведение лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы, свидетельствующее о его нежелании встать на путь исправления, либо систематическое совершение им после отбытия наказания административных правонарушений против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, то есть представляющих наибольшую угрозу для общества".

Надзор установят не над всеми

Административный надзор будет назначаться судом, при этом он может быть избран в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Такая мера может применяться только в случае, если лицо в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания, либо если имеющий непогашенную судимость человек совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Независимо от наличия оснований, административный надзор будет устанавливаться в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

"Подконтрольных" ограничат в ряде прав

Законопроект устанавливает, что в отношении поднадзорного лица может устанавливаться запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, запрещение выезда за установленные судом пределы территории. Кроме того, может устанавливаться обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Также в законопроекте указывается, что суд в течение срока административного надзора может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. Такое решение суд принимает на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений.

Как утверждают авторы законопроекта, "предусматриваемые законопроектом ограничения прав поднадзорного лица минимальны и решают задачу предупреждения совершения преступлений".

Наблюдение за соблюдением поднадзорным будет осуществляться органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

Принятие закона потребовало правки сразу пяти Кодексов

Сегодня также Госдума приняла сегодня в третьем чтении законопроект № 136972-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Этим документом вносятся изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, а также в КоАП, направленные на реализацию положений базового закона. Поправками в Уголовный кодекс предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению административного надзора. Наказание – обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до одного года.

С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.