Госдума приняла сегодня во втором чтении правительственный законопроект, направленный на устранение двоякого толкования норм УИК и УПК РФ, касающихся момента досрочного освобождения осужденного из мест лишения свободы. В результате работы над документом в нем появился ряд уточнений, касающихся процедуры освобождения осужденного по решению суда апелляционной инстанции, а не только кассационной, как было предложено изначально.
Ко второму чтению было предложено изменить название проекта закона на "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ранее законопроект № 571703-5 проходил под названием "О внесении изменений в статью 173 УИК РФ и УПК РФ".
Согласно действующему Уголовно-исполнительному кодексу РФ, досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов в исправительное учреждение, а если документы получены после окончания рабочего дня — утром следующего дня. Но в УИК не указывается, должно ли решение суда быть вступившим в законную силу.
Ранее официальный представитель Правительства РФ, статс-секретарь – заместитель министра юстиции РФ Дмитрий Костенников рассказал депутатам о том, что "на практике бывают случаи, когда в исправительное учреждение поступает решение суда, не вступившее в законную силу". "При буквальном понимании действующей редакции части 5 статьи 173 УИК РФ такое решение как бы подлежит исполнению. Вместе с тем, досрочное освобождение от отбывания наказания на основании постановления суда, не вступившего в законную силу, противоречит УПК РФ", — сказал он.
В связи с этим законопроектом предлагается закрепить норму, согласно которой досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих постановления или определения суда, акта о помиловании либо утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии (если в актах о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное). В случае, если документы поступили после окончания рабочего дня, человек освобождается утром следующего дня. Если в учреждение исполнения наказания поступит постановление суда, не вступившее в законную силу и не обжалованное, то освобождение от отбывания наказания производится утром дня, следующего за днем истечения срока его обжалования в кассационном порядке.
Также законопроектом предусмотрено в части 5 статьи 388 и части 4 статьи 389.33 УПК закрепить норму, согласно которой копия кассационного(апелляционного) определения или выписка из резолютивной части кассационного (апелляционного) определения, в соответствии с которыми осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания, будут незамедлительно направляться администрации места отбывания наказания для исполнения.
Кроме того, законопроектом предлагается закрепить обязанность прокурора письменно уведомлять администрацию исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание, о том, что вносится представление на постановление суда, в соответствии с которым осужденный подлежит освобождению. Такое уведомление должно быть отправлено до истечения срока обжалования постановления суда в кассационном порядке.
Ранее правовое управление Госдумы отметило в своем заключении, что такая норма не согласуется с порядком обжалования постановления суда, вынесенного при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, установленным законом от 29 декабря 2010 № 433-ФЗ. В связи с этим депутаты внесли поправки в 433-ФЗ и предложили новую редакцию статьи 401 УПК (Обжалование постановления суда), в которой прописана соответствующая обязанность прокурора по уведомлению администрации мест отбывания наказания.