Из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ устраняются нормы, позволяющие по-разному определять момент досрочного освобождения осужденного из мест лишения свободы. Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении соответствующий правительственный законопроект.
Согласно действующему Уголовно-исполнительному кодексу РФ, досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов в исправительное учреждение, а если документы получены после окончания рабочего дня — утром следующего дня. Но в УИК не указывается, должно ли решение суда быть вступившим в законную силу.
Ранее официальный представитель Правительства РФ, статс-секретарь – заместитель министра юстиции РФ Дмитрий Костенников говорил о том, что "на практике бывают случаи, когда в исправительное учреждение поступает решение суда, не вступившее в законную силу". "При буквальном понимании действующей редакции части 5 статьи 173 УИК РФ такое решение как бы подлежит исполнению. Вместе с тем, досрочное освобождение от отбывания наказания на основании постановления суда, не вступившего в законную силу, противоречит УПК РФ", — сказал он.
В связи с этим законопроектом № 571703-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предлагается закрепить норму, согласно которой досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления постановления или определения суда, акта о помиловании либо утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии (если в актах о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное). В случае, если документы поступили после окончания рабочего дня, человек освобождается утром следующего дня. Если в учреждение исполнения наказания поступит постановление суда, не вступившее в законную силу и не обжалованное, то освобождение от отбывания наказания производится утром дня, следующего за днем истечения срока его обжалования в кассационном порядке.
В части 5 статьи 388 и части 4 статьи 389.33 УПК закрепляется норма, согласно которой копия кассационного(апелляционного) определения или выписка из резолютивной части кассационного (апелляционного) определения, в соответствии с которыми осужденный подлежит освобождению, будут незамедлительно направляться администрации места отбывания наказания для исполнения.
Расширяются и обязанности прокурора – он будет письменно уведомлять администрацию исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание, о том, что вносится представление на постановление суда, в соответствии с которым осужденный подлежит освобождению. Такое уведомление должно быть отправлено до истечения срока обжалования постановления суда в кассационном порядке.
Ранее правовое управление Госдумы отметило в своем заключении, что такая норма не согласуется с порядком обжалования постановления суда, вынесенного при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, установленным законом от 29 декабря 2010 № 433-ФЗ. В связи с этим депутаты внесли поправки в 433-ФЗ и предложили новую редакцию статьи 401 УПК (Обжалование постановления суда), в которой прописана соответствующая обязанность прокурора по уведомлению администрации мест отбывания наказания.