Писатель Борис Стругацкий выиграл в Палате по патентным спорам дело о прекращении охраны прав на бренд, восходящий к придуманному им вместе с ныне покойным братом Аркадием слову "сталкер". Решение касается всех групп товаров 5, 16 и 17-го классов МКТУ, кроме книг и другой печатной продукции, а шел спор с юридическим бюро "Книголюб", которое связано деловыми отношениями с обоими крупнейшими российскими издательствами — "Эксмо" и "АСТ". Процессуальный оппонент Стругацкого против прекращения охраны товарного знака не возражал.
Роспатент 13 апреля опубликовал материалы, касающиеся спора между знаменитым писателем Борисом Стругацким и юридическим бюро "Книголюб" по поводу регистрации товарного знака "Сталкер" (№225893) в отношении всех товаров 5, 16 и 17-го классов МКТУ, кроме книг и другой печатной продукции (в отношении последней правовая охрана была прекращена в 2009 году по заявлению ООО "Издательство "Астрель", входящего в издательскую группу "АСТ"). Этот бренд был зарегистрирован в октябре 2002 года с приоритетом от 11 января 2001 года на компанию "Упаковка и сервис", а Стругацкий обратился в патентное ведомство спустя девять лет — в октябре 2011 года, потребовав прекратить правовую охрану бренда.
В своем возражении Стругацкий ссылался на то, что еще в 1971 году вместе со своим братом Аркадием написал повесть "Пикник на обочине", в которой впервые было использовано слово "сталкер" — от английского stalker, от to stalk - "преследовать крадучись" (впоследствии, в 1979 году, это слово стало названием фильма Андрея Тарковского). Кроме того, в своем возражении писатель отмечал, что "на дату приоритета оспариваемого товарного знака слово "сталкер" как персонаж произведения "Пикник на обочине" и название фильма ассоциировалось с именем авторов – Бориса и Аркадия Стругацких". Последним аргументом, свидетельствующим, по мнению писателя, о необходимости прекратить охрану бренда, стало то, что за согласием на регистрацию товарного знака компания "Упаковка и сервис" к нему не обращалась.
Представитель нынешнего правообладателя бренда — юридического бюро "Книголюб" - присутствовал 19 марта на заседании коллегии Палаты по патентным спорам, однако отзыв на возражение не представил, а устно согласился с доводами Бориса Стругацкого. В результате палата удовлетворила возражение Бориса Стругацкого и признала предоставление правовой охраны товарному знаку "Сталкер" недействительным полностью.
Это решение напрямую не затрагивает охрану прав на бренд "Сталкер" по подклассу печатной продукции (входит в 16-й класс МКТУ), который в 2009 году "Астрель" смогла зарегистрировать на себя (свидетельства 402091 и 402092), отобрав у главного конкурента, издательства "Эксмо" (последнее проиграло тяжбу с Роспатентом по этому поводу — дело А40-398/10-27-3). Однако стоит отметить, что в июле 2010 года "Астрель" уступила исключительное право на этот товарный знак тому же "Книголюбу", а он, в свою очередь, подписал лицензиционные соглашения и с "Эксмо", и с издательством из группы "АСТ". Срок действия последней из этих лицензий истек 1 января 2012 года.
Эти лицензионные соглашения были подписаны после того, как "Эксмо" и "АСТ" закончили крупное судебное разбирательство из-за выпуска книг в рамках серии S.T.A.L.K.E.R. "Эксмо", в период С 28 апреля по 1 ноября 2009 года обладавшее исключительным правом на товарный знак "Сталкер" в отношении всех товаров 5, 16 и 17-го классов МКТУ, тогда требовало у "Астрели" изъятия и уничтожения этих книг, а также выплаты компенсации в размере 261,2 млн руб. Завершился этот процесс (дело А40-162099/2009) мировым соглашением, утвержденным в апреле 2011 года 9-м апелляционным арбитражным судом. В соответствии с ним "Эксмо" сняло требования уничтожения книг серии, а размер компенсации был снижен до 60 млн руб.
Небезынтересно также, что в определенный момент времени корреспонденцию для юрбюро "Книголюб" надо было отправлять в юридический отдел ООО "Издательство "Эксмо" — Л.В.Чистяковой.