Конституционный Суд опубликовал оглашенное 18 мая постановление, которым он запретил наказывать организаторов массовых мероприятий за несоответствие заявленной и реальной численности их участников, если оно произошло не по вине устроителей и не повлекло угрозу общественной безопасности. Одновременно стало известно, что судья КС РФ Владимир Ярославцев стал автором гораздо более радикального особого мнения.
Процесс по проверке конституционности норм двух актов федерального законодательства начался после обращения в КС жителя Тулы Сергея Каткова, устроившего в 2010 году шествие по случаю празднования Дня народного единства. Тогда фактическая численность пришедших на мероприятие граждан была вдвое выше заявленной. Мировой суд признал Каткова виновным в административном правонарушении и выписал ему штраф в 1000 руб. Вышестоящие инстанции согласились с законностью этого решения.
Судебные инстанции посчитали, что Катков, будучи организатором публичного мероприятия, не выполнил своей обязанности по соблюдению условий проведения массовой акции, допустив к участию в шествии большее количество людей, чем было изначально согласовано с властями. Это, по мнению судов, могло привести к нарушению общественного порядка и безопасности граждан.
КС с таким подходом властей не согласился. В постановлении 12-П/2012 он указал, что "участие в публичном мероприятии большего, чем было заявлено его организатором в уведомлении, количества участников еще не является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности". Должно быть "установлено, что именно это несоответствие, возникшее по вине организатора публичного мероприятия, создало реальную угрозу для общественного порядка и безопасности".
Но один из судей Конституционного Суда занял еще более радикальную позицию. Владимир Ярославцев в своем особом мнении написал, что основополагающее для демократического государства конституционное право гражданина на участие в массовых публичных мероприятиях может быть ограничено лишь в нескольких конкретно указанных в основном законе случаях. Это ограничение возможно лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья населения, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По мнению Ярославцева, существование административной ответственности для организаторов публичных мероприятий, а равно право представителей публичной власти в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении массовых акций по причине превышения допущенной численности их участников противоречит Конституции РФ. "Участники акции фактически оказываются в положении "вне закона", хотя они пришли реализовать свое конституционное право", — считает судья, указывая, что полнота реализации этого права не может зависеть от "произвольного усмотрения уполномоченных представителей органов публичной власти".
Судья КС, опирающийся на позиции Европейского суда по правам человека, считает, что действительная реализация права граждан на участие в публичных мероприятиях – это не только забота организаторов массовых акций, но и обязанность представителей публичной власти. Действия этих субъектов должны быть направлены "именно на обеспечение проведения публичного мероприятия, а не на его прекращение в связи с превышением численности участников". Проведение публичного мероприятия в связи с превышением численности возможно только в результате скоординированных действий указанных субъектов, "если уполномоченные представители органов государственной власти имеют действительное намерение оказать содействие", — резюмировал Ярославцев.
По его мнению, само по себе превышение численности участников публичного мероприятия не может создать реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц при принятии адекватных организационных мер уполномоченными представителями органов публичной власти, направленных именно на обеспечение проведения публичного мероприятия, а не на его прекращение. "В противном случае следует прийти к выводу, что народ, граждане, мирно участвующие в публичном мероприятии, являют собой реальную угрозу государству и обществу", — написал в своем особом мнении судья КС Владимир Ярославцев.