Дмитрий Литвинский, Docteur en droit, член Адвокатской палаты Парижа
Министерство юстиции и свобод Франции опубликовало новые статистические данные о состоянии адвокатского сообщества. Обнародованная статистика в значительной степени воспроизводит информацию из отчета о тенденциях в развитии французской адвокатуры, подготовленного Национальным советом адвокатских палат несколькими месяцами ранее.
Адвокатов во Франции стало больше
Число практикующих адвокатов во Франции за последние годы существенно возросло. На 1 января 2011 года на территории страны было зарегистрировано 53744 адвоката, что на 41% превышает зафиксированную десятью годами ранее цифру в 38140 человек. Этот рост вполне естественен. Свою роль играют возросшие потребности рынка юридических услуг. Принимаемые время от времени во Франции меры по упрощению понимания права не успевают за его общим усложнением. Причин тому две. Первая — увеличение числа принимаемых документов, сегодня дополняемых еще и целым рядом норм прямого действия, принятых на уровне Евросоюза. Вторая — все возрастающая роль судебной практики в их интерпретации.
Неуклонно увеличивается число желающих избрать адвокатскую стезю. С одной стороны, свою роль здесь играет общее представление, хотя и не всегда соответствующее действительности, об обеспечиваемых профессией гарантиях жизненной стабильности, о ее финансовой привлекательности. С другой, на рынке труда наличие сертификата о сдаче квалификационного адвокатского экзамена становится серьезным преимуществом. Обладание им все чаще предъявляется в качестве условия не только для записи в адвокатуру, но и для получения работы в юридических департаментах крупных компаний.
По всей видимости, тенденция роста числа адвокатов будет продолжаться. Так, если лет пять назад количество записанных в Центре по профессиональной подготовке адвокатов при парижском апелляционном суде для сдачи квалификационного экзамена едва превышало тысячу, то сегодня число желающих уже превзошло две с половиной тысячи. И это не считая остальных центров по подготовке, которые действуют при других апелляционных судах.
По сравнению с другими государствами, прежде всего странами ЕС, Франция с показателем один адвокат примерно на 1200 человек населения не является лидером в этой области. Она находится далеко позади Швейцарии (1 адвокат на 930 человек), Германии (1 адвокат на 530 человек), а уж тем более Италии и Испании (1 адвокат примерно на 280 человек). Хотя, конечно, такого рода подсчеты весьма условны: трудно сравнивать Францию, где фактически установлена адвокатская монополия на оказание юридических услуг в качестве основного вида профессиональной деятельности, с той же Россией. В разных странах существенно различаются и сами критерии отнесения к адвокатскому корпусу.
Феминизация адвокатуры
Другая различимая тенденция — все большая феминизация профессии, которая идет в русле изменений, наблюдающихся и в других сферах от медицины до военной службы. С 2009 года число женщин-адвокатов превышает количество их коллег-мужчин. Если десять лет назад женщины составляли 46% от общего числа записанных в адвокатуру, то теперь эта цифра выросла до 51,9%.
Будни многих представителей профессии уже давно не напоминают классический образ адвоката, проводящего дни в коридорах и залах дворцов правосудия, а вечера — за обдумыванием новых аргументов в предстоящих судебных баталиях. Ритм жизни огромного числа адвокатов не отличается от жизни офисных клерков, сидящих почти все рабочее время за клавиатурой компьютера и практически не сталкивающихся с необходимостью присутствовать на судебных заседаниях. Видимо, в этих относительно менее нервных условиях, в силу большей гибкости при встраивании в систему, крупные адвокатские бюро предпочитают брать на соответствующие должности именно женщин, уровень зарплат которых, к тому же, все еще в среднем ниже мужских.
Одновременно, желание приобрести социальный статус и вести более яркую, по сравнению с их матерями, жизнь, со своей стороны тоже способствует увеличению числа женщин, стремящихся попасть в профессию. Помню, как в свое время, после зашиты докторской диссертации отдав предпочтение адвокатской карьере перед университетской, я был удивлен, обнаружив, что в нашем выпуске адвокатской школы девушки составляли не менее двух третей.
Впрочем, среди управляющих партнеров наиболее известных адвокатских бюро и обласканных телевидением медийных "теноров адвокатуры" женщины по-прежнему представлены слабо.
Столичная концентрация и возмужание адвокатуры
Отчет Национального совета адвокатских палат также показывает увеличение среднего возраста вступления в профессию. Сегодня среднестатистический адвокат приносит адвокатскую присягу в 29,6 года, и если для мужчин соответствующая цифра сейчас — 32,6 года, то для женщин она не превышает 30 лет. Причина, скорее всего, в увеличении общей продолжительности обучения с возможностью накапливать курсы, стремлении дополнить французский университет еще и обучением за границей, прежде всего получением LL.M. в США или Англии.
Средний же возраст адвоката по последним цифрам — 43,1 года (40,4 для женщин и 46 для их коллег-мужчин). Интересно, что эти цифры существенно ниже, чем средний возраст бухгалтеров и нотариусов.
Статистика также говорит о концентрации адвокатов во французской столице. В 2011 году 22133 человека (41%) были приписаны к парижской адвокатской палате. Эта ситуация вполне естественна, поскольку она является центром притяжения деловой и финансовой активности, прежде всего международной.
Организационные формы
В 2011 году почти две трети французских адвокатов работали индивидуально (36,9%) или в качестве наемных сотрудников адвокатских бюро (28,8%). Партнерами являлись 28,4%. Статусом работника по трудовому договору, социальные и профессиональные взносы за которого выплачиваются работодателем, пользовались всего 5,8% адвокатов. А Адвокатская палата Парижа в этом отношении стала исключением, поскольку большинство приписанных к ней адвокатов (40,9%) работали в качестве адвоката в статусе наемного сотрудника. В других же адвокатских палатах эта цифра не превышала в среднем 20,3%.
Эти цифры показывают достаточно четкую разницу между работой в столице и в провинции. В последней по-прежнему преобладает семейная модель относительно небольших адвокатских образований, с большей ориентированностью на судебную работу. Старшие партнеры продолжают в целом играть роль наставника для своих молодых коллег. А те, в свою очередь, более четко ориентированы в обозримом будущем на получение партнерского статуса, или же на создание самостоятельной структуры.
Статистическая незначительность тех, кого можно назвать "адвокатами по трудовому договору", характеризует общее состояние профессии во Франции. На эту категорию распространяются достаточно жесткие нормы трудового законодательства, возлагающие на бюро-работодателя обязанность по уплате за работника социальных отчислений и профессиональных взносов. Как с финансовой точки зрения, так и с позиции гибкости отношений, адвокатским структурам выгоднее использовать в качестве сотрудника так называемого "адвоката на подряде". Он сохраняет статус лица свободной профессии и не грозит риском социальных конфликтов, самостоятельно выплачивает свои социальные отчисления из зарплаты, формально рассматриваемой в качестве переуступки гонораров, полученных от клиента нанимающим его бюро. На практике формально декларируемые за адвокатами на подряде права на независимость в организации своей работы и на развитие собственной клиентуры достаточно часто не сильно сказываются на реалиях его отношений с работодателем: задания также даются ему партнерами бюро, а на свою клиентуру нет ни времени, ни возможностей.
Профессиональные объединения
На 1 января прошлого года во Франции было зарегистрировано 6467 профессиональных объединений (в 2001 году их было всего 4087). Из них 45,2% составляли так называемые "общества лиц свободных профессий с ограниченной ответственностью" (Société d'exercice libéral à responsabilité limitée – SELARL), а профессиональные гражданские товарищества (Société civile professionnelle – SCP) — 34,8%. В форме ассоциаций работало 12,8% адвокатских бюро.
Эти данные свидетельствуют о том, что за последние 10 лет соотношение упомянутых видов объединений серьезно изменилось. Количество обществ лиц свободных профессий возросло в 3,6 раз: в 2001 году их было 789, а в 2011-м уже 2 828. При этом число гражданских товариществ осталось прежним — примерно 2200.
Долгое время организация адвокатского бюро в форме ассоциации и гражданского товарищества оставались доминирующими. Речь шла о достаточно гибких объединениях лиц свободных профессий, либо вовсе не имеющих статуса юридического лица (ассоциация), либо действующих в форме товарищества лиц, непосредственно занимающихся профессиональной деятельностью.
Эти формы все меньше соответствовали современным бизнес-реалиям. Поэтому с 1990 года, когда закон это разрешил, все больше адвокатов предпочитают объединяться в той или иной форме, воспроизводящей предусмотренные Торговым кодексом формы организации коммерческих компаний. Соответственно, речь может идти не только об обществе лиц свободных профессий с ограниченной ответственностью (SELARL), но и о создании адвокатами акционерных обществах (SELAFA) или акционерных обществ упрощенного типа (SELAS), а также коммандитных товариществ на акциях (SELCA). Воспроизведение форм коммерческих компаний привлекательно ограничением ответственности, кроме профессиональной, размерами вклада, а также дает большую гибкость с финансовой и налоговой точек зрения (налогообложения доходов на уровне компании, гибкость в режиме выплаты социальных отчислений).
При этом законом установлен целый ряд ограничений, связанных с особым статусом адвокатов, прежде всего с требованием независимости и непосредственного осуществления профессии. В отличие от двух других традиционных форм, общество лиц свободных профессий — единственная структура, которая допускает возможность участия в уставном капитале и право голоса для лиц, которые не занимаются непосредственно адвокатской практикой (с их ограничением 50% капитала).
Иностранные адвокаты во Франции и французские за границей
На 1 января 2011 года 1709 иностранных адвокатов было записано в реестры 61 адвокатской палаты, причем три четверти из них (1264) числились в реестре адвокатской палаты Парижа. Адвокатская палата примыкающего к французской столице департамента О-де-Сен заняла второе место (76 адвокатов, представлявших 4,4% от списочного состава).
Из иностранных адвокатов 892 (52,2%) были представителями других стран Евросоюза, прежде всего Германии (12,5%) и Великобритании (10,8%). Не входящие в ЕС страны были представлены, прежде всего выходцами из стран Африки (10,8%) и Северной Америки (10%).
На фоне открытия рынка юридических услуг во Франции для адвокатов из других стран ЕС с правом практики на основании адвокатского статуса, приобретенного в своей стране, и без необходимости записи в адвокатскую палату во Франции, такое серьезное представительство европейцев кажется удивительным. Большой же процент адвокатов из африканских стран объясняется их теснейшими историческими и экономическими связями с Францией и широким распространением в них французского языка.
На момент составления статистики 2363 французских адвоката вместе с зачислением в адвокатуру во Франции были приписаны одновременно и к адвокатуре другой страны. Десять лет назад их было почти в три раза меньше — всего 761. Подавляющее большинство французских адвокатов, которые практикуют и за рубежом (95%), числились в адвокатской палате Парижа. Скорее всего, значительное число адвокатов, учтенных в данном пункте, было отражено и в показателях количества иностранных адвокатов.
В условиях же глобальной экономики адвокатура все в большей степени теряет свой статус чисто локальной специальности. Общий рост числа адвокатов объясняет и численное увеличение тех из них, которые пытаются профессионально реализоваться за пределами Франции. Не последнюю роль в этом играют довольно часто озвучиваемые как Министерством юстиции, так и Национальным советом адвокатских палат предложения, поощряющие попытки молодых адвокатов сразу начинать свою карьеру за рубежом. Французский рынок юридических услуг относительно перенасыщен, для многих молодых адвокатов переезд в иностранные офисы остается практически единственным шансом на достойную профессиональную реализацию.
Доходы
На 31 декабря 2009 года средний годовой доход адвоката во Франции достигал 74586 евро, что немного меньше цифр за предшествовавший год (доход за соответствующий год декларируется в следующем за ним году, поэтому в 2011-м возможно было оперировать только с цифрами за 2009 год). Конечно, высчитывать средний доход на "адвокатскую единицу" — то же самое, что пытаться определить "среднюю температуру больного по больнице". Достаточно указать, что двумя годами ранее Национальный совет адвокатских палат приводил достаточно грустные данные, согласно которым ежемесячный доход каждого четвертого адвоката не превышал 2000 евро, из которых следовало еще вычесть и от сорока до 60% обязательных взносов.
Вместе с тем, общее состояние профессии эти цифры, тем не менее, отражают. Данные Национального совета показывают незначительное увеличение оборотов адвокатских структур, растущих в среднем на 8% в год. Небольшое же уменьшение средних показателей доходов вполне объясняется первой волной кризиса в 2008 года.
Впрочем, на уровень дохода конкретного адвоката существенно влияет как его специализация, так и стаж в профессии и местонахождение. Так, максимальный уровень доходов отмечен у специалистов по налоговым вопросам. Что касается географических различий, то если средний годовой доход адвоката со стажем менее 10 лет в целом по Франции составляет 45197 евро в год, то в Париже эта цифра увеличивается до 55867 евро, а в провинции же держится на уровне 36380 евро. Для адвокатов со стажем более 20 лет годовой доход в среднем по Франции составляет 95758 евро. Эта цифра получается из 134107 евро для Парижа и 73435 в остальном по стране. Кстати, из отчета Национального совета также видно, что в целом по Франции на адвокатов, стаж которых не превышает 10 лет, приходится 25% от общего профессионального дохода, тогда как остальные 75% получены коллегами со стажем больше 10 лет.
Интересно отметить и то, что средний доход адвокатов отдельных заморских департаментов Франции, например, приписанных к адвокатской палате Сен-Дени – столице Реюньона, по не вполне понятным причинам, превышает средний доход их коллег в метрополии.