ПРАВО.ru
Актуальные темы
24 февраля 2014, 14:57

Алгоритм уже сегодня называет людей, которые совершат преступление в будущем

Алгоритм уже сегодня называет людей, которые совершат преступление в будущем
Фото с сайта www.theverge.com

В США разработан и даже внедрен на практике алгоритм, который позволяет полиции выявлять людей, которые с большой долей вероятности совершат преступление в будущем. В Чикаго правоохранители уже обходят граждан из черного спика и напоминают им, что наказание за правонарушения неизбежно. Многие обижаются. Тем временем журналисты, которые идут по следам полицейских, выясняют, что некоторые граждане из перечня действительно недавно переехали жить в тюрьму.

Когда 22-летний житель Чикаго Роберт МакДэниэл услышал звонок и пошел открывать дверь, он был очень удивлен, увидев на пороге офицера полиции. Молодой человек жил в неспокойном районе, пули там вылетали чаще пробок от шампанского, но сам МакДэниэл никогда не совершал преступлений. Он не сталкивался в последнее время с полицией, не имел судимостей, не нарушал закон о ношении оружия и вообще, по его собственным словам, "не делал ничего такого, что не делал бы любой выросший здесь парень". Между тем перед ним стоял полицейский со строгим посланием: "Если вы совершите какое-либо преступление, последствия будут суровы. Мы наблюдаем за вами".

За этим зловещим на первый взгляд визитом стояла программа по предотвращению преступлений, о которой МакДэниэл не знал. Не знал он и о том, что попал в черный список Чикаго — перечень из фамилий 400 горожан, которые с наибольшей вероятностью могут быть замешаны в преступлении, связанном с насилием. Идея списка родилась из исследований социологов Йельского университета и была воплощена на основе алгоритма, созданного инженерами Иллинойского технологического института. Этот проект — лишь один из экспериментов, при помощи которых полицейский департамент Чикаго намеревается создать полицию XXI века.

Аналитические системы прогнозирования преступлений уже многие годы разрабатываются по всей Америке, но ни один департамент полиции не продвинулся так далеко, как чикагский. Джонатан Льюин, ответственный в нем за информационные технологии, убежден, что их программа станет лучшей в США. "Она будет консультировать полицейские отделы по всей стране и даже по всему миру по поводу того, как наиболее действенно использовать методы прогнозирования преступлений, — предрекает он ей великое будущее. — Речь идет о спасении жизней".

В 2009 году Национальный институт правосудия посулил солидный грант тому отделу полиции, у которого окажется наиболее разработанная и перспективная прогностическая программа. Заявки поступили со всей страны, но выиграли чикагцы. Двухмиллионный грант чикагский отдел полиции вложил в развитие своей экспериментальной программы. По мере того как ускоряется ее развитие, стук в двери потенциальных преступников раздается все чаще. В связи с этим возникают сомнения, не станет ли чикагский черный список необоснованным вторжением в частную жизнь? Не повредит ли он и другие эксперименты будущему лиц, попавших под наблюдение, тем более если возникнет ошибка диагностирования? Ханни Фахури, штатный юрист американской правозащитной организации под названием "Фонд электронных рубежей", выразил опасения по поводу того, что "такие программы создают условия, при которых полиция вправе появляться у чьей угодно двери в любое время и по любому поводу". Разработчики проекта с этим не согласны, ведь люди попадают в список не случайно, тут действует научный метод отбора.

Один из создателей программы — директор Центра исследований медицинской визуализации при Иллинойском технологическом институте Майлс Верник. Работу по научному прогнозированию он начал еще в 1980-х годах, когда сотрудничал с Пентагоном и работал над разметкой наиболее вероятных целей на поле боя. После этого он занялся медицинской визуализацией — неинвазивной диагностикой организма человека, например при помощи звуковых волн или электромагнитного излучения. В 2009 году его представили Джонатану Льюину, главе отдела информационных технологий полиции Чикаго, и они объединили усилия, чтобы получить грант Национального института правосудия. Благодаря этому сотрудничеству возник черный список.

Полицейский отдел Чикаго располагает обширной базой данных, она включает в себя не только архив совершенных преступлений, но и сообщения о подозрительных личностях и звонки чем-либо встревоженных граждан. Основываясь на этих сведениях, Верник и его команда в Иллинойском технологическом институте работают над составлением карт, на которых отмечены зоны риска — то есть те локации, где может в ближайшее время произойти скачок криминальной активности.

Идея горячих точек существует уже давно, в крупных городах США обнаруживаются отдельные районы, где сконцентрировано наибольшее количество преступлений. Временные закономерности тоже вполне логичны: например, нападения происходят между 3 часами ночи и 7 утра, когда улицы пустынны, ограбления домов — чаще днем, когда люди на работе, а езда в нетрезвом виде чаще всего фиксируется в местах скопления баров и магазинов с алкоголем, причем в вечернее время, после работы или в выходные. Но это хронотоп уже совершенных преступлений и подтвержденных закономерностей, а программа Верника создана, чтобы предсказывать будущие правонарушения. Сам ученый усматривает здесь тот же принцип, что и у маммограммы, — рентгеновском снимке молочных желез. "Взгляд на общую картину позволяет выявить те участки, в которых заметны отклонения", — говорит он.

Используя аналогичный подход, Верник представил полиции Чикаго список из 400 потенциально опасных жителей. Люди в нем ранжированы по степени риска, возглавляют его те, кто будет вовлечен в насильственное преступление с вероятностью в 500 раз превышающей уровень соответствующий рядовому законопослушному гражданину. Профессор поясняет, что база данных полиции идентифицирует всякого в городе, кто подвергался аресту или был осужден за преступление, но это не единственные факторы, которые учитываются.

Программа рассматривает не только подозрительные истории из прошлого человека, но и его случаи знакомых, а также выясняет, не получал ли объект исследования огнестрельных ранений. МакДэниэл, например, попал в список не из-за своего темного прошлого, оказался он под наблюдением из-за того, что друга детства МакДэниэла, с которым его однажды задержали за курение марихуаны, в прошлом году застрелили.

"Дело не в том, чтобы определить, кто стрелял сам, а в кого стреляли другие, суть в отношениях с окружением, в котором люди проявляли жестокость", — рассказывает Верник. Такой подход созвучен теории Эндрю Папакристоса, социолога из Йельского университета и коренного жителя Чикаго. Он зовет ее "теорией социальных сетей". Папакристос говорит, что главное — это "не друзья или люди, с которыми ты проводишь время, а сама структура социальных связей". В разработке черного списка Папакристос не участвовал, но его идеи легли в основу аналитического прогнозирования отдела полиции Чикаго. В частности, его исследование показало, что насилие с применением оружия распространяется в социальной структуре подобно вирусу в кровеносной системе. Люди, знакомые друг с другом и вращающиеся в определенных кругах — то есть, по Папакристосу, члены социальной сети — "заражают" друг друга своими интересами. Если это интересы вроде ношения оружия или продажи наркотиков, результатом будут соответствующие проблемы.

"Если вы существуете в среде, где в людей стреляют, — вы подвержены воздействию даже если сами активно не принимаете участия, — говорит Папакристос. — Это все равно как наркоманам пользоваться одним шприцем. Поведение ваших друзей и знакомых создает риск для вас".

Прогностические программы чикагской полиции пока лишь на стадии разработки: из более 400 людей списка полицейские пока посетили меньше шестидесяти, а финальный отчет вряд ли появится раньше 2016 года. Но уже сейчас можно разглядеть и перспективы, и теневые стороны программы.

Ханни Фахури признает, что черный список может быть полезен, ведь всегда лучше, когда полиция появляется до совершения преступления, чем после. Но случай Роберта МакДэниэла обеспокоил Фахури. "Во-первых, как мы решаем, кто попадет в список? — тревожится он. — Попадают ли граждане в этот список только потому, что живут в неблагополучной части города и знакомы с людьми, которые нарушали общественный покой?" Общественности надо подробно объяснить эту систему, считает Фахури. "Сколько представителей этнических меньшинств в этом списке? — продолжает он. — Список весь состоит из молодежи с южной окраины Чикаго [самый неблагополучный район города, населен преимущественно афроамериканцами. — "Право.Ru"]. Если это так, то мы просто запираем себя в ловушку и сосредотачиваемся на данном небольшом сообществе людей". Идея о том, чтобы постоянно помнить о темных событиях из прошлого человека или его знакомых, тоже кажется Фахури предосудительной.

Верник заверил, что алгоритм в основе программы не опирается на расовые показатели, и соседство с опасными жителями тоже не является критерием. "Новшество нашего подхода, — говорит он, — в том, что мы пытаемся предсказать риск насилия непредвзято, основываясь на количественных данных". Верник не спорит с тем, что стопроцентных предсказаний программа не дает, но это не повод отказываться от нее. Ведь в других сферах, например в прогнозировании погоды или в диагностической медицине, такой подход действует. "Конечно, не у всех, кто курит, бывает рак легких, но это очевидно сильно повышает риск. Тот же принцип действует в предсказании насильственных преступлений", — говорит он. 

Однако с точки зрения этики программу можно назвать неоднозначной. Роберт МакДэниэл признался, что был обижен посещением полиции. Он знал, что не сделал ничего плохого и не заслужил такого визита, к тому же соседи видели офицера у дверей и могли заподозрить МакДэниэла в нарушении закона, что сказалось бы на его репутации. Не менее обижена и шокирована была 17-летняя девушка из пригорода Чикаго, когда узнала, что тоже попала в список. Она вела вполне благопристойный образ жизни, собиралась поступать в колледж, а задерживалась правоохранителями лишь однажды — за участие во флэш-мобе.

Впрочем, один из тех, кто осуществлял обходы по списку, Кристофер Мэлетт, утверждает, что некоторые из жителей благодарили полицию. Сам он считает, что программа может принести пользу, и люди должны это понять. "Это не угроза, — высказывает он свою точку зрения. — Мы даем вам информацию. Не просто полицейские сведения, мы объясняем, что прощения не будет ни для кого, кто стреляет и убивает".

Артур Луриджио, профессор психологии и уголовного права в Университете Лойолы в Чикаго, усомнился, что послание возымеет действие: "Молодые люди, привыкшие к криминальному образу жизни, — фаталисты и обычно равнодушны к перспективе наказания".

Пока сложно сказать, есть ли в списке явные ошибки, но журналисты из газеты "Chicago Tribune" решили это проверить и прошлись по некоторым адресам из списка. Оказалось, что часть их обитателей уже переехала в тюрьму, как, например, 21-летний Дэниэл Хилл, которому дали срок за продажу героина. Его мать, Бриджет Хатчерсон, не удивилась, что сын попал в список: Дэниэл начал впутываться в неприятности еще в подростковом возрасте.