ПРАВО.ru
Актуальные темы
29 декабря 2014, 15:54

Как законодатель за год поменял работу судей

Как законодатель за год поменял работу судей
Фото с сайта unise.ru

Ликвидация ВАС и появление "единого" ВС

В феврале 2014 года президент Владимир Путин подписал поправки в Конституцию, по которым вместо трех главных судебных инстанций в стране останется только две, Высший арбитражный суд подлежит ликвидации, а его полномочия отходят "единому" Верховному. Штатное расписание последнего предусматривало наличие 170 должностей, что позволяло найти работу всем судьям ВС и ВАС, работавшим там на момент реформы, но для комплектования инстанции был выбрал другой способ: создавалась Специальная квалификационная коллегия, которая должна была отобрать кандидатов для "первоначального" состава нового Верховного суда. Процедуру отбора кандидатов определил 16-й федеральный закон, который гласил, что судьи ВАС и ВС на общих основаниях смогут побороться за место в объединенном суде, а те, кто в него не попадет, лишатся судейских полномочий с формулировкой "отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда".

И в СККС отбор был строгий, и президентская комиссия по кадрам порубила список претендентов, а потому возник риск, что к моменту начала работы нового ВС в августе его пленум будет неправомочен. Но на помощь пришел парламент. В июле был принят 14-й федеральный конституционный закон, по которому кворум пленуму рассчитывался исходя из числа действующих судей ВС, а не от общего состава.

А для лишившихся должностей судей ВАС и ВС были предусмотрены компенсации. Судьям высших судов, заработавшим пожизненное содержание и досрочно прекратившим свои полномочия с 15 февраля по 1 сентября 2014 года, при выходе в отставку полагалась компенсация в 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности, а также ежемесячное пожизненное содержание и выходное пособие за каждый полный год работы судьей. Не имеющим права на ежемесячное пожизненное содержание, но отработавшим в юриспруденции не менее 20 лет, в том числе не менее пяти лет в должности судьи ВС или ВАС, при выходе в отставку полагалось по 12 ежемесячных вознаграждений, ежемесячное пожизненное содержание в размере 50 % от возможного полного размера и выходное пособие за каждый полный год работы судьей. Тем, кто не заработал и этого, но ушел в отставку, также выписывалась компенсация в 12 окладов и выходное пособие за каждый полный год работы судьей, но не менее трех пособий.

Однако в ноябре Госдума неожиданно смягчила требования для получения пожизненного содержания для оказавшихся не у дел бывших судей ВС и ВАС. Для получения максимальных выплат минимальный стаж работы судьей был снижен с 10 лет до девяти с половиной. Именно полугода не хватило экс-главе ВАС Антону Иванову, чтобы получить эти выплаты.

Судьба арбитражного процесса

Реформа сказалась на длительности арбитражного процесса. Экономическая коллегия Верховного суда РФ была создана как кассационная инстанция, а потому, с учетом существования арбитражных судов округов, кассаций стало две. Вторым серьезным изменением для АПК стало появление – по аналогии с гражданским процессом – у председателя ВС и его заместителей права восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы, если "рядовой" судья был против, отменять "отказные" определения судьи и отправлять дело на рассмотрение экономической коллегии либо президиума ВС. Кроме того, руководство ВС может "по жалобе заинтересованных лиц" вносить дело в президиум "в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального права".

Реформа для Конституционного суда

Поменялась законодательная основа и для функционирования Конституционного суда. В нем минимально допустимая численность действующих судей была снижена с пятнадцати до тринадцати. 9-м федеральным конституционным законом установлено, что КС может работать при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей вместо нынешних трех четвертей. Теперь суд сможет провести заседание, если на него пришло только девять судей. В "урезанном" составе КС сможет работать долго, а при желании президента – постоянно. Достигший "предельного" возраста судья больше не будет ждать назначения на свое место нового, а будет сразу уходить на заслуженный отдых, но президент при этом не ограничен временными рамками для внесения новых кандидатур.

В Крым и Севастополь пришло российское правосудие

Присоединение к России Крыма и Севастополя потребовало создания в этих двух новых субъектах Федерации российских судов, и на эти цели было выделено 2 млрд руб. С 26 декабря федеральные суды Крыма и Севастополя, по большей части созданные на месте прежних украинских, официально начали функционировать в системе судебной власти РФ. Заработали Верховный суд Республики Крым, Арбитражный суд РК, Крымский и Севастопольский гарнизонные военные суды, Севастопольский горсуд, Арбитражный суд Севастополя, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, городские и районные суды Крыма и Севастополя.

Кассация для расположенных в Крыму арбитражных судов вынесена за его пределы. Изначально планировалось, что это будет Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Однако спустя четыре месяца после принятия соответствующего закона, в Госдуме решили все поменять – эта роль отошла Арбитражному суду Центрального округа, который до недавнего времени возглавлял Олег Свириденко, занимающий теперь кресло главы экономической коллегии Верховного суда РФ.

Крымским судьям обещали преимущества для назначения в российские суды, но не у всех служителей Фемиды ожидания сошлись с реальностью. Конец года ознаменовался целой серией судебных процессов в ВС, где оспаривались "отказные" решения Высшей квалификационной коллегии судей, которая отбирала претендентов. Но добиться успеха ни у кого не вышло.

Доходы судей

В самом конце 2014 года "задним числом", с октября проведено повышение вознаграждения судей. Это часть трехлетней программы, по итогам которой, по словам замминистра финансов Юрия Зубарева, к 2017 году среднемесячный уровень оплаты труда судей увеличится в диапазоне 12,5–42,5 %. На этот раз, в отличие от предыдущей реформы, в относительном выражении прибавка будет больше у судей "на земле", а не у верхушки судейской корпорации. Одновременно усиливается контроль за судьями: им придется отчитываться о расходах, если общая сумма сделок по покупке акций, недвижимости или автомобилей будет больше семейного дохода за последние три года.

Получить судейские льготы и выплаты теперь сложнее: в октябре 309-й федеральный закон вдвое – с пяти до 10 лет – увеличил минимальный срок работы судьей, необходимый, чтобы в судейский стаж засчитали и время работы прокурором, следователем или адвокатом. Минфин – разработчик этого документа – объяснял его появление тем, что такая реформа позволит сократить поток в судьи кандидатов-юристов, стремящихся быстро обеспечить достойную пенсию.