Как рассчитать цену доли участника, выходящего из общества, если в числе его активов – неконтрольные и малоликвидные акции других компаний? Эксперты применили понижающий коэффициент – по оценочным методикам и обычаям делового оборота. Участник оспорил их заключение. Ведь, если учитывать корпоративное право, то сумма выплаты окажется заметно больше. Часть судов с этим согласилась, а затем в деле разобрался Президиум Верховного суда.
При выходе из компании ее участник имеет право получить стоимость своих долей. Но как ее оценить, если среди активов общества – неконтрольные и малоликвидные акции других фирм, стоит ли применять понижающие коэффициенты в этом случае? Суды разделились во мнениях в делах № А26-10817/2012, А26-10818/2012, А26-10819/2012, а итоговые разъяснения дал Президиум Верховного суда. Согласно его указаниям, суды могут проверить обоснованность понижающих коэффициентов в экспертизе с точки зрения законодательства об экспертной и оценочной деятельности. Если суд не согласен с выводами специалиста, он может поставить вопрос о повторной или дополнительной экспертизе, но не рассчитывать итог самостоятельно по имеющимся данным, объясняет смысл постановлений адвокат Forward Legal Роман Гусак.
До Президиума дошли дела Константина Раевского, одного из участников (от 12,5% до 29,4%) шести компаний, которые владели неконтрольными и малоликвидными пакетами акций других фирм. При выходе Раевского из числа участников ООО в 2010 году стоимость пакетов акций посчитали с понижающим коэффициентом, что уменьшило общую выкупную цену его долей – например, с 5,9 до 4,5 млн руб. в обществе «Сатурн». Участник обжаловал это в суде и добился успеха в первой и второй инстанции, которые пересчитали цены без уменьшения. С этим не согласился АС Северо-Западного округа: понижающие коэффициенты – это обычная деловая практика, эксперты вполне обосновали необходимость их применить.
Весной 2016 г. его постановления отменила экономколлегия ВС, которая вновь поддержала позицию Раевского. «Стоимость акций едина для всех акционеров независимо от размера пакета или того, сколько ценных бумаг может быть предъявлено к выкупу», – процитировала «тройка» ВС п. 3 ст. 75 закона об акционерных обществах, который она по аналогии применила к долям ООО. Поскольку экспертиза действительна и без понижающих коэффициентов, суды были вправе пересчитать без них, сочла «тройка» ВС под председательством Елены Золотовой.
Корпоративное или оценочное?
Но точку в делах поставил Президиум, который указал на важность применения не корпоративного, а оценочного законодательства. Он отправил дела на пересмотр, хотя мог разрешить их по существу, отмечает советник BGP Litigation Сергей Лисин. Но в случае Раевского понижающие коэффициенты кажутся ему оправданными: «Если ООО захочет реализовать свои акции или доли, потенциальный инвестор может и не заплатить за такой пакет полную стоимость, поскольку он не дает полного корпоративного контроля».
Гусаку, напротив, ближе позиция экономколлегии. Руководствуясь оценочным законодательством, эксперты не могут игнорировать корпоративное, настаивает адвокат Forward Legal. Действительная стоимость доли общества равна части стоимости чистых активов, пропорциональной размеру доли – это установлено ст. 14 закона об акционерных обществах, указывает Гусак. И поскольку все участники общества равны в своих правах, непонятно, почему оценщики применяют коэффициенты на характер доли и ее ликвидность, подытоживает адвокат.