ПРАВО.ru
Актуальные темы
15 июля 2009, 19:57

Сергей Соловьев: "Я не боюсь судов и готов к ответу"

Сергей Соловьев: "Я не боюсь судов и готов к ответу"
Режиссер Сергей Соловьев

Сергей Соловьев — кинорежиссер, сценарист, продюсер, писатель. Народный артист РСФСР, режиссер таких замечательных фильмов как "Асса", "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви", "Нежный возраст", "О любви", "Три сестры", "Дом под звездным небом", "Анна Каренина"…

Сейчас Сергей Александрович готовит к премьере новую картину — "Одноклассники.ру", которая уже наделала немало шума — особенно после того, как владельцы одноименного сайта пообещали засудить режиссера…

- Сергей Александрович, скандал вокруг вашего нового фильма и популярным сайтов набирает обороты… А какова предыстория конфликта?

- Я так думаю, самые язвительные заявления и грандиозные конфликты еще впереди и начнутся они примерно в то же время, что запустится рекламная кампания фильма "Одноклассники.ру". А предыстория его такова: одна из моих студенток (если кто не в курсе — с 1986 годя я занимаюсь преподаванием во ВГИКе), Соня Карпунина, на очередную нашу рабочую встречу принесла сценарий. Оказалось, что он великолепен, более того, она сама очень подходила на главную роль. Результат — мы сняли фильм.

Когда мы начали работу над фильмом, рабочее название родилось само собой — "Вконтакте.ру", поскольку так называется самая крупная социальная сеть и всем сразу понятно, что это такое и как это объединяет людей. Но потом, посовещавшись, мы решили несколько изменить название. "Вконтакте.ру", конечно, самый популярный сервис, но само название, сам бренд, не настолько успешен и узнаваем, как "Одноклассники.ру", которые рекламируются на каждом углу. Однако рекламы "Одноклассникам" мы делать не хотели и решили поиграть с названием, убрав "ру" и добавив "агу". Получилось "Агу, одноклассники". Это мое авторское, если так можно сказать, сочинительство. "Агу" — это первое слово, которое произносит ребенок. И мать в картине говорит про свою дочь: "Мне больше всего понравилось ее первое агу". Но на этом все не закончилось, люди, имеющие отношение к продюсированию фильма, посчитали, что название получается очень уж корявым каким-то и не будет иметь коммерческого успеха. Тогда решили убрать слово из трех букв, оставив просто "Одноклассники". Но и это еще не все! Посовещавшись с Соней Карпуниной и с юристами, мы решили сделать так, чтобы фильм имел не только кассовое название, но и таил в себе какую-то провокацию, и назвали проект: "Одноклассники.ру". Если до сентября ничего не случится, ничего не изменится, именно под таким названием фильм выйдет в прокат, и именно под таким названием он сейчас всюду анонсируется.

- Вполне понятно, почему владельцы одноименного сайта возмутились и подали на вас в суд…

- Они возмутились — да. Но в суд еще не подали! Появились какие-то негативные и даже оскорбительные записи в различных форумах в сети Интернет, в прессе стали мелькать интервью с заголовками, гласящими, что "Одноклассники" засудят Соловьева… Но на самом деле исков не было, скажу больше — лично ко мне или к представителям съемочной группы никто из руководства сайта не обращался. Мы к ним обращались — да, отправляли предложение о сотрудничестве, предлагали выступить в качестве спонсоров или информационных спонсоров, но ответа так и не дождались.

- Не дождались, и решили действовать — просто украли название, да?

- Ну что значит украли, а? Я же не создал сайт с таким же названием, но в другой доменной зоне?! Я не собираюсь зарабатывать ни на социальных сетях, ни на блогах, да вообще никаким образом не планирую захватывать Интернет, ну разве что разместив трейлер фильма на видеохостингах… К тому же, если разбирать название с точки зрения написания, мы пишем "ру" кириллицей, так какие могут быть претензии?

Вот если бы мы назвали фильм "Табурет", выходит, что — все производители кухонной мебели могли бы со мной судиться и говорить, что я их обворовал?

- Мне кажется, вы не совсем правы. Если бы фильм назывался "Социальная сеть" — это одно, а тут вы используете чужой бренд, к тому же очень раскрученный, сами же говорите — узнаваемый, рекламирующийся на каждом углу…

- С одной стороны вы вроде бы и правы, но с другой — и это без труда докажут юристы — мы не только не наживаемся на раскрученном бренде, мы, напротив, помогаем его раскрутке. У фильма есть определенный рекламный бюджет, он будет показан в тысячах кинотеатрах, а название "Одноклассники.ру" замелькает на десятках тысяч афиш, в анонсах кинофильмов, на различных лентах новостей. Это такая реклама, которая стоит огромных денег, а наши оппоненты получат ее бесплатно! По хорошему нам должны еще заплатить, а не мы. Впрочем, не буду сейчас горячиться — если на нас подадут в суд, нам будет, с чем пойти и что сказать…

- А не проще, чем жить с мыслями о предстоящем суде, его избежать, подстраховаться?

- Зачем? Я же уверен в нашей правоте — это во-первых. А, во-вторых, я судов не боюсь. Бояться суда должен тот, кто врал, воровал, обманывал, тот, у кого рыльце в пушку. А человек, который честен, который живет своим трудом, своими знаниями и своим умом, который делает свой качественный продукт, за который готов постоять и поручиться, человек, который работает не ради денег и в глазах у которого не мелькают купюры с портретами американских президентов, всегда прав.

- А студентку вашу, Соню Карпунину, не считаете, что тоже обманули? Сценарий же ее, учится она на режиссерском — так дали бы ей фильм снимать, зачем идею отобрали?

- Действительно, Соня и не рассчитывала на большой фильм, она планировала снимать десятиминутную дипломную работу, но я убедил ее, что надо делать большое кино. И сценарий у нее не отбирал, мы вместе пришли к тому, что я буду ставить фильм, а взамен этого я предложил ей неплохую, на мой взгляд, компенсацию — сняться в главной роли.

Вообще фильм очень интересный получился, во многом благодаря Соне, во многом благодаря каждому, кто принимал участие в его создании. И, главное, у фильма есть своя душа, своя идея, своя сюжетная линяя, которая интригует и держит зрителей у экрана. Возвращаясь к названию, если бы мы были мошенниками, использующими известный бренд, нас бы не волновало содержание фильма — мы бы и так заработали на названии и поделили бы деньги, спрятавшись ночью под одеялом. А наш фильм — насыщенный, интересный и, не побоюсь этого слова, качественный.

- А о чем он?

- "Одноклассники.ру" — это история школьной любви, которая пытается сохраниться во "взрослой" жизни. Все начинается с выпускного бала, на котором все одноклассники устраивают настоящее безумство. А потом, когда праздник заканчивается, наступает расплата за безумие.

Фильм создавался в рекордно короткие сроки. Совместная работа над сценарием Карпуниной началась около года назад. Снимали очень быстро: в общей сложности полтора месяца в Москве и Петербурге и две недели на Гоа. Индийский курорт я считаю современной версией Сибири: когда при советской власти у людей что-то не складывалось, они бежали в Сибирь, а сейчас бегут от проблем на Гоа.

А еще — внимательные киноманы обязательно обратят на это внимание — "Одноклассники.ру" перекликаются с моей старой картиной "100 дней после детства". Знаете, в чем? Оба эти фильма родились из убеждения, что самое важное в жизни человека происходит (или не происходит) между двенадцатью и двадцатью годами, а вся остальная жизнь — это расширенный комментарий к этим годам.

- Чтобы закрыть тему конфликтов: вам вообще часто приходится бывать в судах?

- Ну не так, чтобы сказать, что я живу там, но довольно часто, причем не по собственной инициативе — я вообще человек не особо конфликтный. А те конфликты, в которых приходится участвовать, обычно носят бытовой характер и связаны с меркантильностью отдельных личностей. И зачастую конфликты эти настолько мелкие и несущественные, что не становятся достоянием общественности и не попадают на страницы газет — вашему брату-журналисту они просто неинтересны. Если же вы хотите узнать о самом громком суде с моим участием… Ну, лет шесть-семь назад было.

Ко мне на интервью пришел журналист из газеты "Moscow Times". Пообщались, после чего репортер попросил предоставить ему фотографии для публикации. Я порылся в собственном фотоархиве, нашел несколько интересных снимков и подарил их газете. Статья вышла проиллюстрированная одним снимком, который и стал предметом для скандала. Фото подписали просто: "Из личного архива режиссера", однако нашелся автор снимка — фотограф Сергей Берменьев, который подал в суд на издателей газеты и на меня за нарушение авторских прав, и в качестве компенсации запросил аж миллион рублей на пару с нас — двух ответчиков. То есть я был уверен, да и сейчас уверен, что если меня кто-то где-то сфотографирует, а потом дарит фотографию мне, она становится моей собственностью и я могу ею распоряжаться! Я же ведь не предъявляю претензии фотографу, который зарабатывает на моем портрете, по сути, продает в средства массовой информации меня, не отчисляя мне проценты? Оказалось, нет, не прав. Оказывается, для распространения снимка, нужно было получить письменное разрешение дарителя, а доводы о том, что на снимке — я, и от публикации снимка я не получил никакой прибыли — оказались ненужными. Суд обязал издателей заплатить истцу 30 тысяч рублей, а меня — 10 тысяч рублей, как то ни курьезно.

-  В каком суде вынесли такое решение?

- В Головинском суде столицы.

- А прибегали к услугам адвоката или сами отстаивали свои интересы?

- Адвокат был у издателей, я же — сам. Я вообще считаю, что поговорить и побороться за свои права — в крови каждого россиянина, а потому к услугам юристам стоит прибегать только, чтобы уточнить названия статей и всякие там формулировки, а в простых спорах следует полагаться только на себя.

Автор: Денис Лобков