ПРАВО.ru
Актуальные темы
28 октября 2010, 0:15

Работник прокуратуры потерял должность после проверки игрового клуба

Сыграли в прокурора
Имел или не имел право помощник прокурора Владимир Чурбаков проверять игровой клуб? Это главный вопрос, от ответа на который зависит, законно ли уволен со службы работник прокуратуры

С 1 июля 2009 года организация азартных игр в России в масштабах всей страны была запрещена. Для игр определили четыре резервации, ни одна из которых, впрочем, до настоящего момента полноценно не заработала. Потому, вполне возможно, что это оказалось никому не нужным:  значительная часть игрового бизнеса, оборот которого в 2008 году, по оценкам аудиторской компании PriceWaterhouseCoopers, составлял $3,6 млрд (без учета букмекеров), просто ушла в тень. Игровые клубы мимикрировали в лотерейные, при этом параллельно развился бизнес по перепрошивке игровых автоматов. И даже в блоге у президента страны довольно регулярно появляются новые сообщения о том, что игорный бизнес, как пишут его апологеты, "был и будет востребован".

Неработающие законы – не новость для нашей страны, но, оказывается, иногда визит с проверкой в подпольное заведение может стоить должности работнику прокуратуры. Мы не беремся давать правовую оценку этому случаю, но решили о нем рассказать, так как он вполне может быть единственным в России.

Рейд с увольнением в эпилоге

24 марта 2010 года в помещение, расположенное в Рязани по адресу ул. Новоселов, д. 21 а, вошел сотрудник прокуратуры вместе с тремя милиционерами из отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства местного УВД. Они начали проверку и достаточно быстро установили, что оказались в подпольном игровом клубе: автоматы, установленные в зале, представляли собой устройства для организации азартных игр. В результате в отношении ООО "Спектр", которое арендовало помещение и организовало работу игрового клуба, был составлен протокол об административном правонарушении, а 44 игровых автомата – "орудие правонарушения" – были изъяты и вывезены на склад, который арендует УВД.

Инициатором этой проверки был помощник прокурора Октябрьского района г.Рязани Владимир Чурбаков. А он узнал о существовании игрового клуба на улице Новоселов несколькими днями ранее, когда на прием к нему пришел Владимир Кугушев. Он выиграл в аналогичном заведении, организованном тем же ООО "Спектр", 325 000 рублей, но получил только часть денег, а вместо остального – долговую расписку, которую более трех месяцев клуб не погашал.

После рейда, 2 апреля 2010 года, Чурбаков написал рапорт на имя прокурора Октябрьского района А.Ратнера. В нем он указывал, что в действиях должностных лиц ООО "Спектр" прослеживаются признаки состава преступлений, предусмотренных ст. 171 УК РФ (Незаконное предпринимательство) и ст. 315 УК РФ (Неисполнение решения суда или иного судебного акта), просил зафиксировать этот рапорт в книге учета сообщений о преступлениях и направить в следственные органы.

Но прокурор района оставил документ под сукном, хотя приказ Генерального прокурора РФ № 121 от 27 декабря 2007 г. N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях", требует в обязательном порядке фиксировать подобные сообщения и передавать их в форме мотивированного постановления для рассмотрения в следственные органы.

Кроме того, из резолюции прокурора района на рапорте Чурбаков узнал, что "проверки незаконной деятельности, связанной с проведением азартных игр, не относятся к [его] должностным полномочиям". Затем была проведена скоротечная служебная проверка, и 21 апреля появился приказ прокурора Рязанской области № 17-06 "О наказании". В соответствии с ним Чурбаков был освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника.

Спор о мотивах: помощь знакомому или защита закона

Прокурор Рязанской области Сергей Легостаев, объясняя причины увольнения Чурбакова, на первый план выдвигает свою версию мотивов бывшего помощника прокурора. "Установлено, – говорится в его письме, полученном редакцией Право.Ru, – что Чурбаков В.В., действуя вопреки интересам службы, при оказании содействия своему знакомому в получении выигрыша в лотерейном клубе, дискредитировал деятельность органов прокуратуры и совершил поступок, порочащий честь прокурорского работника".

Чурбаков с этим категорически не согласен. "Доказательств того, что я действовал вопреки интересам службы, не имел полномочий проводить проверку, дискредитировал деятельность органов прокуратуры и содействовал Кугушеву, нет. К тому же, проверка проводилась не в том клубе, где Кугушеву не выдали выигрыш, – сказал он Право.ру, – Есть только свидетельские показания против меня Сергея Романова, являющегося представителем Ассоциации деятелей игорного бизнеса в нашем регионе, и Владимира Меркулова, представляющего интересы ООО „Спектр“ по доверенности. Они являлись заинтересованными лицами, а все их слова про содействие Кугушеву – полный вымысел".

По словам Чурбакова, мотивом и целью проверки, которую он проводил в  официальном качестве, было пресечение незаконной деятельности игрового клуба. Что же касается знакомства с Кугушевым, то, как говорит Чурбаков, его можно считать таким же "знакомым", как и любого другого гражданина, пришедшего на прием к любому другому прокурору.

Забыть про закон нельзя чинить препятствия – где поставить запятую?

В приказе об увольнении в вину Чурбакову вменили "превышение должностных полномочий и создание препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектом". И если под этим хозяйствующим субъектом подразумевается ООО "Спектр", то формулировка выглядит весьма сомнительной, ведь протокол об административном правонарушении в день проверки не на пустом месте сотрудниками милиции был составлен, да и судебное решение было, хоть и не вступившее в законную силу.

То есть имелись основания считать, что деятельность ООО "Спектр" была незаконной, но, тем не менее, прокурору вменили в вину то, что он создавал для нее препятствия.

Превышение полномочий и русский язык

С "превышением должностных полномочий" Чурбаковым тоже не все так просто. Прокурор Рязанской области отвечать на вопрос, в чем именно выразились эти действия, отказался. Сослался на ст. 20 (п. 6 ч. 1) Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления": дескать, поскольку запрашиваемые сведения не связаны с защитой прав портала Право.Ru, то информация не может быть предоставлена.

Чурбаков, в свою очередь, говорит, что наличие среди полномочий прокурорского работника фразы "надзор за исполнением федеральных законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина" требует от него реагировать на все случаи нарушения законодательства. Его логика такова: ко мне официально на прием обратился гражданин, сообщил о незаконной деятельности, и я должен отреагировать, поскольку это входит в мои полномочия.

Институт русского языка имени В.В. Виноградова Российской академии наук, проводивший анализ текста приказа, которым было закреплено распределение обязанностей между работниками прокуратуры Октябрьского района г.Рязани, встал на сторону Чурбакова. Согласно его заключению, перечень обязанностей, содержащийся в тексте этого документа, позволял Чурбакову проводить проверки исполнения федеральных законов у юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр.

Следственное управление СКП РФ по Рязанской области состава преступления в действиях Чурбакова не обнаружило и уголовное дело возбуждать не стало, посчитав, что его действия не нарушали прав и законных интересов ни ООО "Спектр" (так как деятельность этой организации являлась незаконной), ни владельца помещения – Романова.

Впрочем, есть в документе СУ СКП РФ по Рязанской области и фраза про то, что Чурбаков, проводя проверку, совершил "из личной заинтересованности умышленные действия, явно выходящие за пределы его полномочий". Правда, сам Чурбаков, в свою очередь говорит, что "такой вывод материалами проверки совершенно не подтвержден".
 

Нарушен ли закон при увольнении прокурора?

Чурбаков считает, что его увольнение незаконно. "Из буквального прочтения пункта „в“ части 1 статьи 43 Федерального закона „О прокуратуре Российской Федерации“ следует, что увольнение работника прокуратуры может быть произведено за нарушение присяги прокурора, а также совершения двух или более проступков, порочащих честь прокурорского работника, – говорит он. – Данные основания применяются в неразрывной связке, а не по отдельности. Иное или произвольное толкование данного пункта статьи не допускается. Я же был уволен только „за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника“, иных проступков, а также нарушений присяги прокурора в моих действиях служебной проверкой установлено не было, поэтому увольнение является явно незаконным, как по форме, так и по содержанию".

Как он считает, его увольнение напрямую связано с началом активной деятельности по проверке игровых клубов. К настоящему моменту Чурбаков написал несколько жалоб о незаконном увольнении, в том числе председателю Совета Федерации Сергею Миронову, генеральному прокурору Юрию Чайке, заместителю председателя Государственной Думы Любови Слиска. Позицию прокурора Рязанской области относительно трактовки Чурбаковым пункта "в" части 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" выяснить не удалось. Он отказался отвечать на вопрос по этому поводу.

Две версии происшедшего и два риторических вопроса

Основных версий происшедшего приходит на ум две. Согласно первой, Чурбаков действительно пытался войти в положение Кугушева. Суть второй в том, что уволенному помощнику прокурора пришло на ум проявить инициативу, заняться резонансной темой в расчете на карьерный рост, однако он нарвался на влиятельного противника, который смог организовать его увольнение.

По какому из этих двух сценариев развивались события на самом деле – не известно. Может быть, они шли совсем по-иному. Но суть в другом: рейд 24 марта закончился тем, что подпольный игровой клуб на улице Новоселов в Рязани в тот день закрылся, и его владельцы даже не пытались оспорить действия милиции, которая изъяла в рамках дела об административном правонарушении игровые автоматы. Эффективно? Да. А если бы таких рейдов было десять?

Но подобные рейды больше не повторялись. И в помещении на рязанской улице Новоселов, в доме 21а, по-прежнему стоят те же игровые автоматы, только теперь его арендует другая организация – ООО "Техарсенал". И множество других игровых клубов тоже продолжает существовать.

В сентябре 2010 года лишь в Октябрьском районе Рязани – одном из четырех, согласно информации помощника генерального прокурора РФ Александра Яцева, действовало 19 лотерейных клубов, деятельность которых осуществлялась с нарушением законодательства, и только в отношении шести из них, по информации прокурора Рязанской области, были приняты меры, закончившиеся прекращением их незаконной деятельности.

Наверное, надзор "за соблюдением законодательства о запрете деятельности по организации и осуществлению азартных игр", как пишет в Право.Ru прокурор Рязанской области Легостаев, действительно "является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры". Однако если такой результат наблюдается по приоритетному направлению деятельности, то как же обстоят дела с неприоритетными? Это первый риторический вопрос.

А второй касается телеэфира. Чурбаков говорит, что на него глубокое впечатление произвела показанная в телеэфире жесткая беседа президента Медведева с генпрокурором Чайкой, состоявшаяся 27 июля 2009 года. Ее темой было исполнение закона о запрете деятельности игорных заведений, и он решил вплотную заняться этой проблемой. И наверняка не ожидал, чем все закончится. Так, может быть, лучше не смотреть передачи государственного телевидения?