Вопрос о том, повышать ли зарплату российским судьям, и если да, то как и за счет каких средств, стоит давно. Прибавки лоббируют Верховный и Высший Арбитражный суды, которые в целом поддерживает президент. Против выступает Министерство финансов, заявляющее, что не представляет, как изыскать финансирование для этих целей — 10 млрд руб. Дедлайн по окончательному решению зарплатного вопроса был отложен на январь 2012 года, однако ведомство Алексея Кудрина, судя по всему, сдаваться не собирается.
Градус обсуждения зарплатной проблемы рос пропорционально индивидуальной нагрузке на судей и достиг пика на заседании Совета судей в мае этого года. После того, как замначальника Государственно-правового управления Президента РФ Сергей Пчелинцев рассказал о том, что компромисса между Минфином и судейским сообществом пока не удается достичь, по залу прокатился саркастический говор, многие горько усмехнулись. "Придется поработать с Минфином", — со вздохом закрыл тему Пчелинцев.
Позиция министерства Алексея Кудрина сформулирована в документе под названием "Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (скачать можно здесь), в котором нашел отражение и судейский вопрос. Так, среди подходов к формированию бюджетных расходов указывается индексация с 1 октября 2012 года на 6% фондов содержания судей (заработной платы) и прокурорских работников. Это ниже официального уровня инфляции в 2010 году, который составил 8,8%, однако превышает показатель первого полугодия 2011 года — 5%.
Если считать в конкретных суммах бюджетных ассигнований на судейские зарплаты, то, по проекту Минфина, в следующем году они вырастут на 9,4% и достигнут 44,1 млрд руб., а в 2013 году поднимутся до 46 млрд руб. (+4,3% к 2012 г.). В 2014 году рост выплат судьям не запланирован и, согласно плану, останется на уровне предыдущего года.
Для сравнения: зарплатные выплаты прокурорам и следователям поднимутся на 10% в следующем году и составят 37,9 млрд руб., а в 2013-м — вырастут до 39,6 млрд. Увеличения ассигнований на оплату труда этой категории госслужащих в 2014 году также не запланировано.
Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание) млрд руб.
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | в %% к предыдущему году | проект | в %% к предыдущему году | проект | в %% к предыдущему году | ||
Судьи | 40,3 | 44,1 | 109,4 | 46 | 104,3 | 46 | 100 |
Прокуроры, следователи | 34,3 | 37,9 | 110,5 | 39,6 | 104,5 | 39,6 | 100 |
Как можно заметить, рост в 2012 году зарплатного фонда, предусмотренного для судей, превышает запланированную инфляционную индексацию. Однако объясняется это всего лишь тем, что планируется выравнивание условий оплаты труда судей арбитражных судов применительно к судам общей юрисдикции, говорится в документе.
Обеспечение работников судебной системы жильем будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы по развитию судебной системы. Поскольку эта ФЦП рассчитана на период с 2007 по 2012 годы, ее финансирование планомерно сворачивается. В текущем году бюджет выделяет на жилье для судей 400 млн руб., а в заключительном году эта сумма сократится до 100 млн.
С другой стороны, в 2012 году повысятся расходы на обеспечение выполнения функций судебной власти в целом. Общий объем выделяемых средств составит 26,4 млрд руб., что на 9,5% больше чем в нынешнем году. Эта строка расходов федерального бюджета, согласно проекту, будет расти и дальше, но уже гораздо более скромными темпами: 26,6 млрд в 2013 году (+0,8%) и 27 млрд в 2014-м (+1,5%). Главным фактором формирования этих цифр авторы документа называют реализацию решений, принятых в 2011 году и направленных на дальнейшее совершенствование судебной системы. О каких решениях идет речь — не уточняется.
Бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций государственными органами власти (млрд руб.)
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
Проект | %% к предыдущему году | Проект | %% к предыдущему году | Проект | %% к предыдущему году | |
Всего | 186,2 | 93,9 | 191,5 | 98,5 | 185,7 | 97 |
в том числе: | ||||||
Законодательная власть | 4,1 | 102,5 | 3,7 | 90,2 | 3,8 | 102,7 |
Судебная власть | 26,4 | 109,5 | 26,6 | 100,8 | 27 | 101,5 |
Управление делами Президента Российской Федерации | 13,4 | 95 | 13,7 | 102,2 | 13 | 94,9 |
в том числе: | ||||||
Аппарат Правительства Российской Федерации | 1,6 | 106,7 | 1,6 | 100 | 1,6 | 100 |
Счетная палата Российской Федерации | 0,6 | 100 | 0,6 | 2,1 | 0,7 | 116,7 |
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации | 3,3 | 14,6 | 5,8 | 175,8 | 5,8 | 100 |
Федеральные органы исполнительной власти — всего | 138,4 | 104,2 | 141,1 | 102 | 135,4 | 96 |
Таким образом, Минфин не стал ждать дедлайна по проблеме судейских зарплат и все для себя решил. Роста расходов в размере 10 млрд руб. пока не запланировано. Зарпалаты служителей Фемиды проиндексируют в конце 2012 года на 6% и подтянут уровень дохода арбитражных судей до их коллег из судов общей юрисдикции. Можно, конечно, предположить, что зарплаты повысятся после сокращения числа самих судей, но учитывая уровень нагрузки, этот вариант стоит считать чисто гипотетическим. Впрочем, кого-то он мог бы и устроить. Так, председатель Пресненского районного суда Москвы недавно заявил, что массовое увольнение судей не препятствует работе его суда — он готов все делать один.
Другие материалы о проблеме судейских зарплат, а также о самых богатых судьях России можно прочитать здесь.