Сеть книжных магазинов «Букбери» подала в Арбитражный суд Москвы иск о собственном банкротстве (дело № А40-21463/09).
На прошлой неделе судебные приставы арестовали часть ее товара на 14 миллионов рублей по требованию книжного издательства АСТ. Всего издатели, включая «Эксмо», «Росмэн», «Азбука-Аттикус» и «Гелеос», в судебном порядке требуют с «Букбери» за поставленные книги более 150 миллионов рублей. В общей сложности с ноября в московском арбитраже зарегистрировано около 40 исков к сети на сумму порядка 180 миллионов рублей.
Владельцами сети являются два российских олигарха — Александр Мамут (36 процентов акций) и Олег Дерипаска (64 процента). За последние месяцы в компанию было влито около трех миллионов долларов, но это не принесло результата. Еще осенью 2008 года «Букбери» закрыла 5 из 17 магазинов в Москве, Подмосковье и Екатеринбурга.
Локальные причин банкротства
Наиболее популярны две версии причин, по которым компания была вынуждена сделать такой шаг: «Букбери» не смогла убедить владельцев помещений снизить арендные ставки и договориться с кредиторами о реструктуризации задолженности.
Директор департамента по управлению сетевыми проектами «Раинко» (консалтинговая компания, созданная для управления непрофильными активами, принадлежащими Олегу Дерипаске) Олег Букалов заявил, что перед кризисом был подписан договор с арендодателями о повышении ставок на 10-15 процентов. «Букбери» не удалось договориться о пересчете арендных ставок, установленных в валюте. Таким образом, из-за девальвации рубля стоимость аренды для сети выросла на 30-40 процентов.
Существенную роль сыграл и «европейский» формат магазинов «Букбери», который, по словам гендиректора ТД «Амфора» Александр Дронов, вынуждал владельцев открывать их в местах, где арендные ставки выше среднего уровня: на Тверской, Кутузовском проспекте, и в дорогих торговых центрах. При том, что уровень рентабельности книжного магазина, по оценкам экспертов, невысок и колеблется в зависимости от формата от 7 до 15 процентов.
В то же время выручка книготорговцев, по различным оценкам, в течение последних двух-трех месяцев сократилась на 10-15 процентов.
«До кризиса арендные ставки росли на 30-40 процентов в год, цены на книги — максимум на 25 процентов в год. Чтобы книжный магазин оставался на плаву и был рентабельным, ему нужно направлять на оплату аренды не более 15-20 процентов», — цитирует РБК daily исполнительного директора Discovery Research Group Илью Ломакина.
Однако независимые эксперты полагают, что арендные ставки стали «последней соломинкой, которая сломала спину». "Основная проблема кроется в последовавшем за финансовым кризисом падением спроса, — заявил "Газете.Ru" генеральный директор «Финэкспертиза консалтинг» Дмитрий Шустерняк. — Это повлекло за собой вымывание оборотных средств предприятия и, как следствие, увеличение задолженности поставщикам, что было усугублено недостатком внешнего финансирования, которое необходимо для продолжения функционирования сети".
Что же касается задолженности, то компания смогла договориться о ее реструктуризации лишь с тремя поставщиками, остальные требуют возвращения долгов через суд.
По словам гендиректора «Росмэн» Михаила Маркоткина, выплаты от «Букбери» перестали поступать еще с осени прошлого года. По его мнению, причина проблем сети заключается в неэффективном менеджменте.
Сходного мнения придерживается совладелец сети Александр Мамут: «С того момента, как „Раинко“ в нарушение соглашения акционеров купила „Букбери“ у Дмитрия Кушаева и Максима Щербакова, мы полностью отстранены от управления компанией. Генеральный директор сети был уволен без согласования с нами, фактически получилось так, что актив был куплен и разорен».
Напомним, после того как в декабре прошлого года руководству компании не удалось договориться с издательствами о замораживании долгов на 3-4 месяца генеральный директор Светлана Фриденбург покинула свой пост.
Глобальные причины банкротства
«Букбери» — не первая розничная сеть книжных продаж, пострадавшая от кризиса. В декабре прошлого года лидер рынка — «Топ-Книга» объявила о том, что не сможет исполнить оферту по второму облигационному займу на сумму 1,5 миллиарда рублей. Однако топ-менеджмент и акционеры смогли найти компромисс с держателями облигаций и корпоративными кредиторами, провели реструктуризацию долга и прошли оферту по публичному долгу.
Тем не менее, в ситуации, подобной «Топ-Книге» или «Букбери», могут оказаться и другие участники рынка книжного ритейла. Сложности, по мнению экспертов, будут испытывать относительно небольшие по масштабам бизнеса игроки рынка, которых сегодня большинство. По оценкам участников рынка, закрытие грозит 30-45 процентам магазинов страны.
Впрочем, в похожую ситуацию попали практически все торговые сети, многим из которых уже грозит банкротство. Генеральный директор «Финэкспертиза консалтинг» Дмитрий Шустерняк называет основной этого многолетнюю ориентацию торговых сетей на наращивание капитализации. Это показывало динамику роста выручки за счет открытия новых магазинов. В результате рентабельность у сетей крайне низкая, а некоторые, например аптечные, вообще работают в убыток.
Как следствие, по словам главного редактора издательства «Алетейя» Игоря Савкина, наблюдается медленное умирание торговых сетей.
«По всей видимости, они набрали кредитов, решили преумножить количество магазинов, даже не понимая, что происходит с рынком и экономикой в целом. Теперь эти сети находятся в очень трудном положении, поскольку деньги поставщиков, которые также использовались для этих целей, необходимо возвращать», — сказал он в интервью «Полит.ру».
Как заметил Савкин, убытки торговых сетей несут убытки издательствам, для которых это тоже может закончиться разорением.
Генеральный директор издательства РОССПЭН Андрей Сорокин опасается, что диспропорция между объемами производства книжной продукции и торговыми площадями, обеспечивающими ее реализацию, может похоронить весь книжный рынок.