Европейский суд по правам человека рассмотрел на этой неделе два дела против России, оба из которых заявители выиграли. Нарушением прав человека в каждом случае были названы длительные сроки разбирательства в российских судах.
Вы виновны – и вы свободы
Первый заявитель – Михаил Гришин, 1969 года рождения, проживающий в поселке Синегорье (Магаданская область) – пожаловался в Европейский суд на длительное досудебное содержание под стражей, и в целом — на чрезмерно затянувшееся разбирательство по его делу.
В 2002 году Гришин, находясь за рулем своего автомобиля, столкнулся с машиной, в которой ехала супружеская пара. Рассвирепев, заявитель выволок обоих из машины и начал их избивать прямо на глазах у прохожих. Женщина получила несколько ударов по телу рукояткой пистолета, который Гришин пустил в дело. Впоследствии врачи диагностировали у нее сотрясение мозга и несколько травм головы. Ее супругу досталось еще сильнее: мужчина получил черепно-мозговую травму, повреждения глаза и несколько травм в области поясницы. Затем заявитель потребовал у своих жертв $3000 в качестве компенсации ущерба за разбитый автомобиль. И пока женщина искала деньги, ее супруг оставался у Гришина в заложниках.
Практически сразу на Гришина завели уголовное дело. Ему было предписано не покидать Синегорье без уведомления правоохранительных органов, однако, поставив свою фамилию на подписке о невыезде, Гришин в тот же день сбежал в Магадан, расположенный в 500 км от поселка. Там он отправился подлечиться в местную больницу, причем, выписываясь, вскоре снова попадал в стационар, но уже с другим диагнозом. Пока Гришин находился на лечении, суд отказывался выдать санкцию на его арест. Однако спустя месяц после первой госпитализации, медкомиссия установила, что пациент изначально вовсе не нуждался в стационарном лечении и вполне может участвовать в уголовном разбирательстве. Гришина выписали, и он снова исчез из поля зрения милиции. Через неделю его нашли и арестовали, и 8 января, примерно через два месяца после нападения на супружескую пару, Гришину предъявили обвинения в хулиганстве и ограблении с применением насилия. В конце января против заявителя возбудили еще одно уголовное дело по статьям вооруженное ограбление и хулиганство, и объединили обвинения в его адрес. 13 мая Гришину добавили еще хулиганство, вооруженное ограбление, вымогательство и незаконное хранение и перевозку драгметаллов и оружия.
До 2009 года Гришина то выпускали, то снова помещали под стражу на основе процессуальных решений судов различных инстанций. В общей сложности за решеткой он провел почти пять лет, пока его дело разбирал тот или иной суд. 19 марта 2009 года Гришин был отпущен под подписку о невыезде, а его дело разбирается до сих пор.
Разобрав жалобу Гришина, в ЕСПЧ сочли, что как минимум три года его продержали в тюрьме без должных оснований – аргументы российского суда о том, что подсудимый, имея длинный "послужной список", может продолжить преступную деятельность, а некоторые жертвы его преступлений боятся давления, европейские судьи убедительными не посчитали. Судебное разбирательство также длилось слишком долго. В ЕСПЧ признали нарушения параграфов 3 и 4 статьи 5 Конвенции по правам человека (право на свободу и личную неприкосновенность) и параграфа 1 стать 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). В качестве компенсации Гришин получит 4000 евро.
Центральный районный суд Красноярска откладывал рассмотрение дела 95 раз
Заявитель по второму рассмотренному делу – Михаил Сизов 1980 года рождения. 4 июля 2003 года его арестовали по подозрению в вымогательстве. Суд не поддержал ходатайство о заключении Сизова под стражу, и через два дня его отпустили. 3 сентября того же года мужчине предъявили обвинения и дело передали в суд. Первое заседание было назначено на 19 января 2004 года, а уже 12 октября того же года суд одобрил заключение Сизова и его подельника под стражу. В период с 19 января 2004 года по 5 февраля 2005 года Центральный районный суд Красноярска умудрился 39 раз отложить заседания по делу Сизова – то свидетель не явился, то адвокат, то тюремная стража почему-то не смогла доставить фигуранта в зал суда. 14 февраля 2005 года суд наконец состоялся, и заявителя приговорили к трем годам лишения свободы.
Адвокат Сизова подал апелляцию, и 15 июня дело вернули прокурору. Сроки второго разбирательства в Красноярском краевом суде оказались короче (откладывали всего 19 раз), а вот приговор – длиннее: восемь лет лишения свободы. Сторона защиты обжаловала и это решение, и дело Сизова снова оказалось все в том же Центральном районном суде Красноярска. 37 отложений — и 30 января 2008 года его снова признали виновным и приговорили на этот раз к пяти годам, однако уже 4 сентября того же года отпустили условно-досрочно.
В ЕСПЧ подсчитали, что судебное разбирательство по делу Сизова длилось в общей сложности почти пять лет. В основном заседания откладывались по причине неявки свидетелей, и в Страсбурге сочли, что российский суд не принял должных мер для того, чтобы дисциплинировать "прогульщиков". Пять лет – это слишком долго, сочли в ЕСПЧ и признали нарушение параграфа 1 стать 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). Сизов получит от России 2000 евро, хотя изначально оценил свой дискомфорт в 100000 евро. Таким образом, каждое решение о переносе рассмотрения дела стоило российскому бюджету примерно 20 евро.
***
Читайте также в сюжете "Россия и ЕСПЧ"
Судья ЕСПЧ Анатолий Ковлер встал на сторону протеста
Вместо денег — статья 413 УПК РФ
Новогодние каникулы судей и другие нарушения прав человека
Гастарбайтеры, кришнаиты и бунтарь Бунтов против России
ЕСПЧ отличил российскую авиационную бомбу от фугаса
Страсбургский триумф чеченского гангстера
Плохие правила стрельбы по дезертирам и избирательное правоприменение в пользу государства
В ЕСПЧ — день диких историй из практики российского МВД