Дороги
13 июля 2021, 14:39

Правительство заканчивает подготовку системы тотального контроля за транспортом

В кабмине завершают разработку законопроекта и нормативных документов, регулирующих платформу «Автодата». Система соберет абсолютно все данные о транспорте и дорожном движении.

Автопроизводители и другие участники транспортного рынка обсуждают систему больших данных «Автодата». Она должна вобрать в себя всю существующую информацию о дорогах, транспорте, водителях и пассажирах. Законопроект сейчас дорабатывается в рабочей группе правительства, и, согласно дорожной карте, уже в октябре планируется его утверждение Советом Федерации. Отвечает за разработку проекта Минпромторг России, соисполнителями являются Минтранс, Минцфиры, Минэкономразвития. В существующем виде проект закона, государственный стандарт системы и подзаконные акты вызывают вопросы, поскольку пока не ясно, как именно система будет работать и какие риски создаст.

Зачем нужна «Автодата»

Система создается для полного контроля за движением и его участниками. Разработчики заявляют, что платформа нацелена на технологическое развитие транспортной системы, в том числе беспилотников. Это пока менее актуально, чем другие задачи – контроль за качеством и безопасностью дорог, выявление опасных ТС, розыск, соблюдение всех норм законодательства, которые касаются транспорта.

Какие данные соберет система

На платформе будут собраны все имеющиеся данные о транспортных средствах, их собственниках, дорожно-транспортной инфраструктуре. По ГОСТу, это, в частности, навигационные данные и параметры движения ТС, данные о техническом состоянии автомобилей, состоянии дорог, фиксация нарушений, данные о пассажирских перевозках и перевозках опасных и крупногабаритных грузов.

Кто будет загружать данные

Планируется, что в обязательном порядке данные в системе будут размещать автопроизводители, владельцы дорог, перевозчики, операторы разных баз данных, связанных с транспортом, владельцы автомобилей – через изготовителя или продавца. В числе поставщиков будут операторы мониторинга транспорта, данные с камер наблюдения, страховщики, компании каршеринга и агрегаторы такси.

Обязанности поставщиков информации

Поставщики должны будут получить, сохранить, обработать и предоставлять информацию в нужном виде. Обеспечить полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в платформе. Автопроизводитель должен с разной периодичностью (от минуты до получаса) собирать навигационные данные и данные бортовых компьютеров. Например, каждые полчаса должны фиксироваться данные о состоянии фар и габаритных огней, дорожных работах, снижении видимости, усталости водителя (в бортовых компьютерах есть для этого особые характеристики, например, пересечение разметки без включения поворотника расценивается как признак усталости). Каждые 15 минут эта информация должна выгружаться в систему «Автодата».

Кто сможет использовать данные системы?

Теоретически все смогут использовать эти данные. Планируется, правда, что они будут деперсонализированы. В конце июня создатели системы рассказали о создании «Биржи данных», на которой все желающие смогут купить информацию, полученную в системе «Автодата». Планируется, что любое физическое или юридическое лицо, чьи данные содержатся в системе, сможет их продавать, но не ясно, как именно это будет реализовано. Пока речь идет только о создании каталога, в котором можно будет размещать и продавать, или искать и покупать данные.