ПДД
25 октября 2022, 9:59

Перевозка грузов: основные правила и судебная практика

Перевозка грузов: основные правила и судебная практика
Закон устанавливает конкретные условия перевозки грузов: водитель обязан его хорошо закрепить, а для крупногабаритных товаров нужны специальные обозначения. Если эти требования нарушить, то придется выплачивать штраф. А в некоторых случаях можно лишиться водительских прав. Практика показывает, что обжаловать такие санкции будет непросто. В статье собрали основные правила перевозки грузов, которые должен знать каждый водитель.

Правила перевозки грузов 

За нарушение правил перевозки грузов водителю назначат предупреждение или 500 руб. штрафа по ст. 12.21 КоАП. Если это касается тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, то ответственность наступит по ст. 12.21.1. Штрафы могут получить водители (до 10 000 руб., возможно лишение прав сроком до полугода), ответственные за перевозку должностные лица (до 50 000 руб.), ИП (до 100 000 руб.), юрлица и владельцы авто (до 500 000 руб.).

Если груз стал причиной ДТП, то водителю придется возмещать причиненный ущерб. То же самое касается товаров, которые перевозятся по договору: в соглашении может быть предусмотрена ответственность водителя за утерю или повреждение груза. Но тогда правоотношения сторон будет регулировать ГК. 

Частые ошибки

  • Ненадлежащее заполнение транспортных документов: перевозчик не подписал накладную или не передал на подпись накладную грузополучателю. 

Часто бывают ситуации, когда в транспортных документах указаны неверные сведения о количестве груза. Из-за этого могут возникнуть проблемы как с подтверждением факта передачи груза, так и с налоговым органом при проверке. 

Владислав Варшавский, управляющий партнер Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры группа Трудовое и миграционное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) Профайл компании

  • Неправильное размещение или фиксация груза, закрепление его таким образом, что он мешает обзору других водителей или даже становится причиной ДТП.

Один груз повредил две машины

Роман Баскин* ехал на КамАЗе с полуприцепом, перевозя металл, накрытый брезентом. Во время движения часть груза вылетела с полуприцепа и попала в лобовое стекло движущегося сзади Nissan Tiida Потом металлическая деталь отскочила и попала в левое крыло ехавшей по дороге Kia Picanto.

Водитель Nissan Tiida опередил на дороге Баскина и рассказал о случившемся. На место аварии вызвали сотрудников ГИБДД, которые составили на Баскина постановление об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.21 КоАП («Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки») и назначили ему 500 руб. штрафа за плохо закрепленный груз. Баскин свою вину отрицал, поэтому обжаловал постановление в Мясниковском райсуде Ростовской области.

Баскин утверждал: водители поврежденных авто не представили доказательств, что именно его груз нанес им ущерб (дело № 12-80/2020). Судья Левон Мелконян отметил, что падение груза подтверждается показаниями других участников дорожного движения (в том числе и пассажиром Nissan Tiida). А то, что Баскин не видел, как груз выпал, не означает, что этого не было. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска. 

  • Движение тяжеловесного или крупногабаритного транспорта без специального разрешения.

Чтобы предотвратить такие правонарушения, в России разработали специальные автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК), рассказывает Диана Халитова из Ялилов и Партнеры Ялилов и Партнеры Региональный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Банкротство группа Недвижимость, земля, строительство группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры: mid market) Это своеобразные «умные» весы, которые устанавливаются на дорогах, обрабатывают полученную информацию и составляют акт о взвешивании. Если вес авто превышает допустимые нормы, то сотрудники ГИБДД составляют протокол об административном правонарушении по ст. 12.21.1 («Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства»).

Практика показывает, что в таких спорах суды чаще всего становятся на сторону сотрудников ГИБДД, рассказывает Халитова. Так, в деле № 12-88/2021, которое рассматривал Павинский райсуд Костромской области, компании-перевозчику назначили 125 000 руб. штрафа за перевес в авто. 

Выводы, что АПВГК может выдавать недостоверные данные и фиксировать перевес из-за несоответствия дорожного полотна стандартам, суды чаще всего не принимают. А ведь в России часто встречаются некачественные дороги. 

Диана Халитова 

Но есть и исключительные случаи. Так, в деле № 12-175/2021, которое рассматривал ВС Республики Татарстан, компании-перевозчику отменили назначенный штраф. Юристы смогли доказать, что АПВГК выдала неверные данные. Водитель перевозил жидкий груз в специальных цистернах, которые равномерно распределяют нагрузку по всему авто, а система показала, что нагрузка на одну из осей автомобиля превышает нормы. 

  • Перевозка крупногабаритного груза в темное время суток и в условиях недостаточной видимости без дополнительной подсветки.

Крупногабаритный груз без опознавательных знаков 

Илья Печкин* перевозил на своем тракторе плуг. Из-за поломки он был вынужден остановиться на обочине и включить аварийную сигнализацию. Пока водитель выставлял знак аварийной остановки, в плуг врезалось проезжающее мимо авто марки Scania. На место аварии вызвали дорожного комиссара, на основании заключения которого инспекторы ГИБДД составили на Печкина протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.21 КоАП («Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки») и назначили ему 500 руб. штрафа за провоз крупногабаритного груза без соответствующих пометок и дополнительного освещения. 

Печкин с выводами инспекторов не согласился и обжаловал постановление в Кушнаренковском райсуде Республики Башкортостан (дело № 12-79/2018). Он утверждал, что использовал в качестве дополнительного освещения проблесковый маячок желтого цвета, а еще работала аварийная сигнализация. Печкин считал, что в аварии виноват невнимательный водитель Scania. Но судья Гульнар Белорусова указала, что по п. 23.4 ПДД крупногабаритный груз должен иметь соответствующее обозначение и освещаться спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, а сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета. Но Печкин этих требований не выполнил, поэтому в удовлетворении иска ему отказали. 

Водитель не согласился с таким решением и обжаловал его. Но выводы первой инстанции поддержал ВС Республики Башкортостан.

  • Выбор неоптимального маршрута. Варшавский поясняет, что иногда перевозчики выбирают слишком длинный путь и поэтому нарушают срок доставки груза. Но бывают и противоположные ситуации: водитель выбрал короткий, но небезопасный путь, поэтому попал в ДТП и повредил груз.

 * Имя и фамилия изменены редакцией.