Верховный суд Республики Татарстан


Верховный суд Республики Татарстан — фото 1
Верховный суд Республики Татарстан — фото 2
Верховный суд Республики Татарстан — фото 3
Верховный суд Республики Татарстан — фото 4
Верховный суд Республики Татарстан — фото 5
Верховный суд Республики Татарстан — фото 6
Верховный суд Республики Татарстан — фото 7
Верховный суд Республики Татарстан — фото 8
Верховный суд Республики Татарстан — фото 9
Верховный суд Республики Татарстан — фото 10
Верховный суд Республики Татарстан — фото 11
Верховный суд Республики Татарстан — фото 12
Руководство
Председатель суда Гилазов Ильгиз Идрисович
Заместитель председателя суда Беляев Максим Владимирович
Заместитель председателя суда Галиакберов Айдар Фатыхович
Заместитель председателя суда Гафаров Роман Фагимович
Заместитель председателя суда Хайруллин Марат Максутович
Контакты
Адрес420015 г. Казань, ул. Пушкина д.72/2
Телефон(843) 221-64-42
Сайтvs.tat.sudrf.ru/

История

Казанский Окружной суд (размещался в нынешнем здании Верховного Суда) действовал в Казанской губернии (ныне территории Республики Татарстан, Чувашской и Марийской Республик) в составе 2-х отделений - гражданского и уголовного. Товарищи Председателя Окружного Суда руководили уголовным (8 членов суда) и гражданским (6 членов суда) отделениями. В 14 уездах губернии действовали 18 уездных членов окружного суда (в Казанском,    Чистопольском, Лаишевском, Спасском, Тетюшском, Свияжском уездах по 2 члена суда). В городах Чистополе, Козмодемьянске и Чебоксарах действовали городские судьи. Всего Казанский Окружной суд состоял из 38 судей. Кандидаты на должность судей подбирались очень тщательно. Все они имели высшее юридическое образование и должны были не менее 5 лет прослужить   в суде в должности младших и старших кандидатов на судебные должности, исполняя функции канцеляристов или секретарей отделений. 

Все кандидаты должны были иметь свидетельство благо - надежности, выдаваемое учебным заведением или губернатором. Следующей судебной инстанцией была Казанская Судебная Палата, которая размещалась в Петропавловском (ныне Телеграфном)  переулке.

Вокруг Казанской Судебной Палаты входили несколько окружных (губернских) судов - Казанский, Пермский, Симбирский, Екатеринбургский, Уфимский, Вятский, Самарский. После Февральской буржуазно-демократической революции (27 февраля 1917 года) никаких изменений в дореволюционную судебную систему не вносилось. Совершенно по другому решился этот вопрос после Октябрьской революции 1917 года. Согласно Декрету о Суде № 1 создаются местные суды, революционные трибуналы, чрезвычайные комиссии.

В 1918 году создается Казанский Окружной суд, состоящий из двух отделений - уголовного и гражданского. Казанский Окружной суд действовал до 30 ноября 1918 года - до издания Положения о единой системе народных судов. Первой и основной инстанцией стал народный суд. Второй инстанцией стал Губернский Совет Народных судей, рассматривающий жалобы на приговоры и решения народных судов.
27 мая 1920 года ВЦИК и СНК приняли Декрет об образовании Татарской АССР. В 1922 году была проведена судебная реформа. В январе 1923 года в республике произошло слияние Татревтрибунала и Татсовнарсуда - был образован Областной суд ТАССР. 17 октября 1923 года он был переименован в главный Суд ТАССР.

Январь 1923 года следует считать началом деятельности Верховного Суда ТАССР. Главный суд ТАССР был высшим судебным органом республики. Функционировал как суд 1-й инстанции по уголовным и гражданским делам и как кассационный суд. В 1923 году Главсуд состоял из Председателя, заместителя Председателя по уголовному отделению и 6 членов суда, заместителя Председателя по гражданскому отделению и 6 членов суда.

После принятия новой Конституции в 1936 году и освобождения Главсуда от функции судебного управления Главсуд был переименован в Верховный Суд Татарской АССР - в точном соответствии с Конституцией.К началу Великой Отечественной войны в соответствии с Законом о судоустройстве четко определилось структурное построение Верховного Суда ТАССР. В составе Верховного Суда действовали судебные коллегии по уголовным и гражданским делам. Спецколлегия была ликвидирована. В состав Верховного Суда были избраны 24 человека: Председатель, два его заместителя и 21 член суда.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 апреля 1957 года было упразднено Министерство Юстиции ТАССР. Функции судебного управления были целиком сосредоточены в Верховном Суде ТАССР.
После реорганизации Верховный Суд ТАССР состоял: Председатель, 3 заместителя, 22 члена суда.
К 1999 году в Верховном Суде Республики Татарстан работали уже 56 судей, в том числе 4 руководителя суда: Председатель Верховного Суда Республики Татарстан, Первый заместитель Председателя и 2 заместителя по гражданским и уголовным делам.

В 2001 году Верховный Суд Республики Татарстан начал работать уже в составе 64 судей, включая руководство. Начавшаяся в 90-е годы судебная реформа оказала большое влияние и на Верховный Суд Республики Татарстан.

В последний раз судьи были избраны на 10-летний срок 17 апреля 1990 года. В 2000 году в апреле срок полномочий многих судей истекал. После прохождения соответствующих процедур по вопросу назначения на должность, 19 февраля 2000 года исполняющим обязанности Президента Российской Федерации Путиным В.В. подписан Указ о назначении без ограничения срока полномочий:
Баранова Г.М.  - Председателем Верховного Суда Республики Татарстан;
Мавлятшина М.М. - Первым заместителем Председателя Верховного Суда Республики Татарстан.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).