Автоштрафы
31 января 2023, 10:01

Желтый свет, но дороги нет: когда водителя оштрафуют за нарушение

Желтый свет, но дороги нет: когда водителя оштрафуют за нарушение
На красный сигнал светофора проезжать нельзя совсем, а вот на желтый — иногда можно. Правда, ничто не помешает полиции оштрафовать вас за такой проезд — придется доказывать, что невозможно было остановиться без очень резкого торможения. Рассказываем о спорных ситуациях, в которые могут попасть слишком торопливые водители.

Раздел ПДД, посвященный сигналам светофора, запрещает проезд под желтый свет (п. 6.2 ПДД). Исключение составляет только ситуация, когда невозможно остановиться без экстренного торможения и помех другим машинам. Например, водитель немного не рассчитал скорость и не успел проехать на мигающий зеленый — тогда он может завершить проезд перекрестка и на желтый. Но мы так делать не советуем: спешка на дороге не приводит ни к чему хорошему. И часто заканчивается ДТП, как это случилось с двумя москвичами в деле, которое рассмотрел городской суд. Оба проехали на желтый и устроили ДТП (№ 7-1105/2022). Виновными тоже признали обоих.

1
Какой штраф предусмотрен за проезд на желтый?

Проезд на запрещающий сигнал светофора наказывается штрафом 1000 руб. по ч. 1 ст. 12.12 КоАП. Повторное нарушение влечет штраф в размере 5000 руб. либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.

Оспорить постановление удастся, если сможете доказать в суде, что проезд на желтый сигнал светофора был вынужденной мерой, подчеркивает юрист фирмы Ялилов и Партнеры Ялилов и Партнеры Региональный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Банкротство группа Недвижимость, земля, строительство группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры: mid market) Амир Хасанов. 

Именно водитель, который оспаривает штраф, должен доказать, что у него не было возможности остановить машину без экстренного торможения.

Амир Хасанов

Доказать это непросто. Например, в деле № 16-3904/2022, которое рассмотрел Шестой кассационный суд, судья изучил видеозапись нарушения и пришел к выводу: «...запрещающий сигнал светофора уже был включен, какое-либо транспортное средство следом за ним [нарушителем] не двигалось, в связи с чем не имелось объективных данных о невозможности остановиться, не прибегая к экстренному торможению».
2
Штрафуют ли за проезд на желтый по камерам?

Штраф за такое нарушение наиболее вероятен, если водителя останавливает сотрудник ГИБДД. Или если он будет ехать прямо за нарушителем в потоке, например, так произошло с водителем из Югры. Оспорить штраф он не смог (дело № 12-63/2022).

Дорожные камеры, настроенные на съемку проезда на запрещающий сигнал светофора, могут зафиксировать такое нарушение, рассказывает руководитель практики административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) Любовь Шебанова. В то же время действующий ГОСТ на фотовидеокомплексы относит к запрещающим сигналам только красный свет, а значит, фактически выносить постановления на основе этих снимков нельзя, утверждает эксперт.

Однако анализ судебной практики показал: комплексы фотовидеофиксации «Стрелка Плюс», установленные и на дорогах Москвы, справляются с определением проезда под желтый сигнал светофора. Так, Никулинский районный суд Москвы в деле № 12-2241/2022 признал законным штраф на основании материалов с такой камеры (решение не обжаловалось).

3
А как с мигающим желтым?

С мигающим желтым все проще. Такой сигнал дает понять, что светофор по какой-то причине сейчас не работает и руководствоваться при проезде перекрестка нужно знаками «Главная дорога» и «Уступите дорогу». Штрафных санкций за проезд на мигающий желтый не предусмотрено, об этом же говорит и п. 6.2 ПДД.

Если желтый горит одновременно с красным, ехать нельзя. Такое сочетание сигналов светофора предупреждает водителей, что вскоре загорится разрешающий зеленый и только тогда можно будет ехать.

4
Кто будет виноват в случае ДТП?

Спорная ситуация: один водитель проезжает на желтый, а другой, у которого только-только загорелся зелёный, в него врезается. В таком случае нужно обратиться к правилам проезда перекрестков. П. 13.8 ПДД устанавливает: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток».

Таким образом, решающее значение будут иметь обстоятельства проезда на желтый. Можно обратиться к записям с камер наружного наблюдения, которые подтвердят, что у водителя была возможность остановиться перед перекрестком, но он поторопился и решил проехать.

Правила парковки: как избежать штрафов и эвакуации

Например, видеозапись с перекрестка помогла одному из участников ДТП в Челябинске доказать, что он не имел возможности остановить свою BMW, и взыскать с водителя второй машины убытки. Заключения экспертов и видеозапись подтвердили, что водитель на BMW выехал на перекресток на разрешающий сигнал светофора и уже был там, когда загорелся желтый. А значит, его должны были пропустить. Решение подтвердил Седьмой КСОЮ (дело № 8Г-13143/2022).

А в деле № 7-597/2022 Суда Ханты-Мансийского округа водителю удалось избежать административки и лишения прав даже после столкновения с патрульной машиной, которая выехала на перекресток с включенной мигалкой. «Из видеофиксации не видно, на какой сигнал светофора автомобиль Mazda пересекает стоп-линию перекрестка», — указал суд и согласился, что нарушение не доказано.

Если же таких видеозаписей не будет, полицейские могут признать обоюдную вину водителей в аварии. Так произошло, например, в деле № 12-415/2022, рассмотренном в одном из райсудов Краснодарского края. Водитель не смог доказать, что в ДТП был виновен другой участник аварии. Они оба выехали на желтый. Решение не обжаловалось.

В таких спорах суды принимают во внимание и экспертизу, которая поможет доказать, что возможности остановиться на желтый у водителя не было. Например, на такой документ сослался Восьмой кассационный суд в гражданском деле № 8Г-12111/2022. С учетом экспертизы вину истца определили как 70%, а ответчика — 30%.